Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Современная система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовленности, таких результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям или стандартам, запросам потребителей. Исследователи отмечают, что, если педагогами практикуется использование современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии развивающего обучения и т. д., то есть стабильная гарантия того, что возможно заранее прогнозировать позитивный результат по достижению цели, а значит и запланировать определенный уровень качества обучения [2]. Не имея готового инструментария по оценке результативности применяемых методов, педагогические коллективы в современных условиях развития образования самостоятельно ищут ресурсы для переосмысления принципов управления качеством обучения, адаптации существующих популярных педагогических технологий к условиям образовательного учреждения. Подтверждением этому может служить глубокое осмысление воспитательных процессов в современном образовании, освещение проблемы непосредственного перевода теоретических положений личностно-ориентированной педагогики в практические технологии обучения и воспитания. В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова отмечают, что в настоящее время растет потребность разработки педагогических измерителей, надежных средств и механизмов обработки результатов, методов оценивания качества подготовленности обучающихся, умелого использования данных контроля. Ключом к разработке оригинальных моделей контроля и систем управления качеством становятся региональные особенности, конкретные проблемы образовательных учреждений [1]. Широкое внедрение в образовательную практику диагностических процедур объясняется использованием квалиметрических методов, позволяющих повысить точность педагогического анализа. Квалиметрические теории особое внимание уделяют оценке качества результатов обучения. Большим недостатком существующих теорий контроля качества образовательного процесса является отсутствие должного внимания к воспитательному процессу, обеспечению доступности качественного образования, использованию современных образовательных технологий. Кроме того, процедуры педагогического диагностирования в целях управления качеством образования используются при осуществлении экспертной оценки образовательных программ, инновационных проектов, программ развития, а также результатов работы отдельных преподавателей и учреждения в целом.
Проблемы измерения качества образования исследуются такой отраслью педагогики, как педагогическая квалиметрия, научные достижения которой составляют основу системы педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающую непрерывное или периодически повторяющееся отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. В содержание педагогического мониторинга входят: –экспертное оценивание результатов деятельности образовательной системы по всем аспектам ее функционирования (инновационной, управленческой, организационной, образовательно-воспитательной, опытно-экспериментальной и др.); –отслеживание результатов учебной деятельности обучаемых, достижения ими требований образовательного стандарта; – экспертиза уровня и динамики педагогического и управленческого мастерства педагогических кадров [2; 3]. Изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе фиксируются в качестве критерия качества образования в методиках конкурсного отбора лучших педагогов. В этом плане используются критерии: позитивные результаты деятельности по преподаваемым предметам, использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания, участие в научных и методических конкурсах. В функцию мониторинга входит отслеживание и отрицательных последствий образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов здоровья; отсутствие мотивации к обучению, отрицательный жизненный опыт обучающихся и пр. Одна из доминирующих функций мониторинга – диагностика качества функционирования и развития образовательной системы. Практика диагностирования – это поэтапный процесс обследования объекта, сбора сведений, постановка «диагноза», прогноз и выработка коррекционных мер. Обследование будет диагностическим лишь тогда, когда оно нацелено на последующие коррекционные действия. В отличие от психодиагностики, педагогическая диагностика всегда нацелена на задачи совершенствования педагогического процесса, на принятие компетентных управленческих решений. Поэтому можно утверждать, что в условиях разработки эффективного инструментария диагностики качества образования педагогическая диагностика является начальным звеном, позволяющим связать теорию и практику, как совокупность действий, операций и процедур, инструментально оценивающих достижения прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.

Список литературы
1. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования [Текст] : Учебное пособие / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 192 с.
2. Гульчевская, В.Г. Педагогические основы личностно-ориентированного образования [Текст] / В.Г. Гульчевская, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д., 2000.
3. Тринитатская, О.Г. Управление развивающей средой инновационной школы [Текст]: учебное пособие/ О.Г. Тринитатская, С.Ф. Хлебунова. – Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2009. – 292 с.