31 мая 2016г.
В начале третьего тысячелетия, веке информационных и телекоммуникационных технологий ясно, что традиционная система образования не соответствует требованиям времени и новым условиям существования человечества. Образование - это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач, которая направлена на создание отличительно новой и перспективной системы образования, которая смогла бы подготовить население нашей планеты к жизни в новых условиях цивилизации. Без наличия массы высококвалифицированных специалистов, способных качественно выполнять необходимые работы в самых разных сферах жизни общества нормальное функционирование такого сложного механизма, как современное государство просто невозможно.
Со временем, дистанционное обучение возможно придет к заключению, что наряду с традиционными формами образования станет и не менее эффективной системой подготовки и способу непрерывного обслуживания высокого уровня квалификации экспертов в течение долгого времени.
Проблема: на основе выполнения анализа в науке об исследовании собственных результатах исследования работы была сформулирована проблема исследования, определенная следующими противоречиями: увеличивающееся требование между высококачественным обучением специалистов и отсутствием анализа проблем и перспектив развития дистанционного обучения для Казахстана. Важность и уместность продуманной проблемы сформировали основание для определения предмета исследования: "Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в Казахстане".
Это бесспорно, что большой интерес к дистанционному обучению, которое существует сегодня во всем мире, есть объективное основание. С одной стороны, потребность населения большинства стран для более высокого и непрерывного образования растет. В то же время растущая подвижность жизни вызывает потребность в мобильных образовательных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного обучения по довольно низкой стоимости.[2] Появились новые понятия -
«информационное общество», «информатизация общества», «информационная культура», «автоматизация деятельности» и др. Стратегическим направлением «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. » определено вхождение в систему образования Казахстана в европейское и мировое образовательное пространство. Приоритетными задачами были признаны информатизация образования всех уровней и внедрение новых информационных технологий в образование. Такой подход обоснован, прежде всего, процессами глобализации, которые сегодня затронули весь мир.
Особая актуальность внедрения в Казахстане системы дистанционного образования, сегодня обусловлена целым рядом факторов. В их число входит: огромные территории, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения, сосредоточение научно - технических центров в крупных городах страны, формирование новых потребностей населения к образованию и другие.
В 1999 году в Законе «Об образовании» дистанционное образование в Казахстане было определено как форма обучения. В связи с этим многие эксперты прогнозируют переход большинства учебных заведений от заочного обучения к дистанционным формам.[1]
Дистанционное обучение - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционному обучению - технологиям, растет и число вузов, использующих их в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование - это симбиоз содержания и технологий обучения.
Конечно, есть профессии, диплом по которым нельзя получить заочно. Например, трудно представить себе дистанционно обученную балерину, хирурга или физика-экспериментатора. Однако хирург может получать консультации по Интернету, балерина - изучить историю предыдущих постановок, а о пользе сети для подготовки физиков и говорить не приходится.
В ответ на объективное требование времени многие учебные заведения начали создавать дистанционные учебные программы. Однако, несмотря на то, что практически каждая организация, ведущая дистанционное обучение, декларирует использование при обучении Интернет-технологий, на деле нередко из всех возможностей Интернета используется только e-mail, а в качестве учебных материалов применяются бумажные носители, аудио- и видеокассеты. Это и понятно, поскольку разработка систем дистанционного обучения, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернета, - дело дорогостоящее и длительное.[2]
Интернет представляется почти идеальным техническим средством для дистанционного обучения. С его помощью можно доставить до обучаемого любой дидактический материал (учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента), провести контрольную работу, контроль знаний с помощью тестирования.[3]
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
· технологии представления образовательной информации;
· технологии передачи образовательной информации;
· технологии хранения и обработки образовательной информации.
Всего они также формируют технологии из дистанционного обучения. В то же время при реализации технологий образовательных программ передачи образовательной информации, которую, в сущности, и предоставляют процессу обучения и его поддержки, имеют особое значение. [4]
Информационная передача от учителя студенту всегда - краеугольный камень учебного процесса. В этом смысле возможно назвать любую технологию примененной в информации об образовании. С другой стороны, довольно часто термин "информационные технологии" применен относительно всех технологий, основанных на использовании компьютерного оборудования и средств телекоммуникации. Чтобы избежать неправильной интерпретации, необходимо определить три наличия понятий главная стоимость для дистанционного обучения. Это:
· образовательная информация;
· образовательные технологии;
· информационные технологии.
Образовательная информация - знание, которое должно быть передано стажеру, чтобы он мог выполнить это или ту деятельность со знанием дела.[4]
В дисциплинарной модели обучения, врожденной внутренней системы образования, учитель действует как переводчик знания. При дистанционном обучении переводчик - студент в большой степени, и поэтому увеличенные требования должны быть наложены к качеству образовательной информации и способам ее представления.
В первую очередь, это принадлежит снова созданным электронным учебникам, и также информационным основаниям и банкам знания, систем справочной информации и экспертных систем, используемых для образования. У информации, предоставленной в них, в отличие от печати, должны быть абсолютно другая организация и структура. Это вызвано как психофизиологические особенности восприятия информации о мониторе и технология доступа к ней. [5]
Образовательные технологии - комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника до потребителя и в зависимости от формы ее представления. [5]
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:
· видео-лекции;
· мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
· электронные мультимедийные учебники;
· компьютерные обучающие и тестирующие системы;
· имитационные модели и компьютерные тренажеры;
· консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
· видеоконференции.
Главная роль, которая выполнена телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение образовательного диалога. Обучение без обратной связи, без непрерывного диалога между учителем и стажером невозможно. В резидентской инструкции возможность диалога определена формой организации образовательного процесса, присутствия учителя и стажера в одном месте в когда-то. В дистанционном обучении образовательный диалог должен быть организован посредством телекоммуникационных технологий. [7]
Коммуникационные технологии могут быть разделены в два типа - онлайн и офлайн. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, который является сообщением, посланным отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно идет в соответствующее устройство вывода. Используя офлайн технологий полученные сообщения остаются на компьютере адресата. Пользователь видит их посредством специальных программ вовремя, удобный для него. В отличие от резидентской инструкции, где диалог продолжен только в режиме реального времени (онлайн) при дистанционном обучении, он может пойти также в отложенном способе (офлайн).
Главное преимущество офлайн технологий состоит, что они менее обременительны к ресурсам компьютера и способности коммуникационных линий. Они могут использоваться даже при связи с Интернетом на коммутируемых линиях (в отсутствие непрерывной связи с Интернетом). [6]
Электронная почта, списки отправки по почте и телеконференции принадлежат технологиям этого вида. Посредством отправки по почте сервера списка образовательной информации может быть организован, посредством почтового личного контакта между учителем, и студент установлен, и телеконференция позволяет организовывать коллективное обсуждение самого трудного или вопросов о курсе, которые вызвали трудности. Все эти технологии позволяют общаться между различными компьютерами, связанными с Интернетом.
Важное преимущество офлайн технологий является широким выбором программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные почтовые программы позволяют посылать сообщения в гипертекстовом формате (т.е., с гиперссылками, шрифтом и цветными отчислениями фрагментов текста, вставки графики, и т.д.). Кроме того, файл любого формата может быть присоединен к письму, которое дает шанс послать, например, документы в формате MS Word. Эффективность офлайновых технологий показывают в организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контроля и независимых работ, проверенных "вручную" учителем. [6]
От онлайн технологий, в первую очередь беседа, это должно быть отмечено, позволяющая выполнить обмен текстовыми сообщениями через Интернет в режиме реального времени. В элементарном случае "разговор" происходит между двумя пользователями. Для коллективного разговора необходимо быть связанным со специальным сервером - сервер IRC. Тогда во время работы пользователь видит перед собой на экране, на котором показаны сообщения. Большинство программ позволяет называть также кого-то от нынешних пользователей на "частном" диалоге закрытым от других пользователей. Для работы с беседой есть большое количество программ, например, MIRC, ICQ. Эффективность технологий онлайн особенно высока в организации сетевых занятий семинара и консультаций группы.
В организации совместных технологий сети образовательных программ дистанционного обучения принцип распределения образовательных ресурсов и потенциала персонала имеет особое значение, поскольку они позволяют понимать наиболее полностью.
Список литературы
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. - 585 с.
2. Вымятнин В.М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - 298 с.
3. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology & Society. - 2000. № 5
4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр. "Академия", 2001. - 256 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.,1999. - 459 с.
6. Полат Е.С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7
7. Смольникова И.Л. Информационные технологии и образование