31 мая 2016г.
При подготовке высококвалифицированных специалистов в области медицины большое внимание уделяется преподаванию фундаментальных дисциплин. Поскольку именно основы, заложенные студентам на первых курсах, являются базовыми для понимания процессов, протекающих в организме человека. Начиная с первых курсов и на протяжении всего обучения в медицинской академии большое внимание уделяется научно - исследовательской деятельности студентов (освоение компетенций ОК-1, ОПК-1 согласно ФГОС ВО специальности 31.05.01 «Лечебное дело»): умению применить теоретических знаний на практике, умению интерпретировать, полученные результаты. Поэтому для подготовки студентов к практической и научно- исследовательской деятельности на наш взгляд немало важным является научить студентов умению работать в команде, поскольку именно культура научного общения, умение высказать свои мысли и идеи, выслушать коллегу приводит к слаженной работе и новым открытиям.
Одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе является дисциплина «Физика. Математика». Здесь необходимо учитывать адаптационные процессы студентов к вузовским условиям: отношение к учебной деятельности в период адаптации студентов при изучении дисциплины «Физика. Математика» нами исследовалась в [1].
Преподавание части «Физика» происходит посредством лекционных занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, консультаций. На лекционных занятиях студенты получают теоретические знания, которые применяют на практике, в ходе выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы выполняются студентами в подгруппах. В настоящее время большое время уделяется интерактивным формам обучения. Нами были разработаны сценарии выполнения некоторых лабораторных работ по физике и семинарского занятия по математике в форме работы в малых группах. Сценарий содержит три типа уровней обучения: репродуктивный (предполагает знание основных определений, понятий, законов, правил, формул); алгоритмический (предусматривает применение понятий, законов, правил, формул, алгоритмов при выполнении стандартных заданий); творческий (требует от студентов умения конструировать новые, не известные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации). Нами проведены исследования [2], [3] результатов формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций в процессе освоения дисциплины «Физика. Математика» с помощью работы в малых группах.
Продолжая исследования по анализу работы в малых группах как интерактивной формы обучения, мы провели анкетирование 36-ти студентов по самооценке работы в малой группе и оценки их собственного участия в работе малой группы. В качестве показателей самооценки студентами этой работы им были предложены следующие критерии:
1. Оценка студентами понимания цели работы;
2. Оценка студентами речевого умения;
3. Оценка студентами способности к групповому научному общению;
4. Оценка умения находить проблемные вопросы в понимании обсуждаемой темы;
5. Оценка взаимодействия друг с другом для понимания применения теоретических знаний на практике. При обработке самооценки показателей студентами получены следующие данные.
Полное понимание цели работы при выполнении лабораторной работы выявлено у 45% студентов; частичное понимание - у 36% студентов.
Речевые умения сформированы у 63% студентов, недостаточно сформированы умения у 27% студентов. Возможно, одной из причин недостаточно сформированного речевого умения является слабое знание понятийного аппарата физики.
Искусство научного общения заключается не только в способности выражать свои мысли и идеи, но и в умении выслушать мнение коллеги. О способности к групповому научному общению уверенно заявили 50% студентов; 33% студентов считают себя посредственно способными к научному общению.
Одним из важных аспектов выполнения любой научной работы является умение определять её слабые стороны. Проблемные вопросы, возникшие при выполнении заданий сценария, уверенно определяли 58% студентов, а остальные студенты замечали эти проблемы только после заявлений уверенных студентов.
Оценивая последний критерий, 61% студентов заявляют, что они активно обсуждают в малой группе применение теоретических знаний на практике, остальные студенты принимают участие в обсуждении, но без должной заинтересованности.
На наш взгляд немало важным является понимание студентами собственного вклада в работу в малой группе для достижения поставленной цели. В качестве показателей самооценки вклада студентам были предложены следующие критерии:
1. Оценка степени собственного трудового и творческого взаимодействия с коллегами при выполнении работы;
2. Оценка качества собственного участия при выполнении работы;
3. Оценка собственной инициативности, умения вносить новые идеи при возникновении проблем в исполнении заданий коллективной работы.
На 1-ый вопрос - 47% дали высокую оценку степени собственного трудового и творческого взаимодействия с коллегами при выполнении работы, остальные оценили степень своего взаимодействие как посредственную.
При оценке качества собственного участия 53% студентов дают высокую оценку своему участию, а низкую оценку своего участия оценивают всего лишь 5%. Это указывает на их ответственность при выполнении работы.
Собственную инициативность при возникновении проблем в ходе лабораторной работы студенты оценивают низко: 17% студентов считают свою инициативность высокой, 39% - удовлетворительной, несмотря на то, что адаптационный период теоретически для студентов первого курса должен быть окончен. Мы связываем это с тем, что у студентов продолжается состояние школьной инфантильности.
Результаты нашей работы показывают, что студенты ответственно подходят к исследовательской работе, проявляя умение применить теоретические знания на практике, умение интерпретировать, полученные результаты. Очевидно, что студенты продолжат применять полученные на нашей кафедре умения и навыки во всей последующей деятельности. Благодаря сочетанию разнообразных форм педагогических технологий обеспечивается не только проверка теоретических знаний, но и активизация процесса обучения, побуждающая студента к самостоятельному мышлению, анализу, сопоставлениям и обобщениям. Как справедливо отмечает П.И. Пидкасистый [4], "познавательная самостоятельность учащихся имеет четкую целевую направленность, и именно эта целевая установка определяет выбор наиболее целесообразных методов работы, обеспечивающих прилежание к выполнению задачи".
Список литературы
1. Бухтоярова В.И., Головко О.В. Самооценка учебной деятельности студентов в адаптационном периоде в медицинском вузе. / ИЦРОН. Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции №3. – Самара, 2016. - 200 с.–С. 19-22.
2. Бухтоярова В.И., Головко О.В. Интерактивные методы обучения дисциплине «Математика» на кафедре медицинской и биологической физики и высшей математики / Физико-химическая биология // Материалы III международной научной интернет-конференции. -Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015.-172 с. – С. 72-75.
3. Бухтоярова В.И., Головко О.В. Количественная оценка результатов сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций в процессе освоения дисциплины «Физика. Математика» с помощью работы в малых группах. /Технологии оценки сформированности компетенций у обучающихся медицинского вуза: материалы VII Учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии: внутри вузовский сборник трудов / ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России. – Кемерово, 2015. – 187 с. – С. 29-30.
4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого – дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. Общ-во России,1999. – 354с.