Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Аннотация.

В статье рассматриваются основные проблемы и задачи, стоящие перед преподавателями гуманитарных дисциплин в высшей технической школе.

Ключевые слова: гуманитарное образование, иностранные языки, коммуникативный метод.

The article deals with the main problems of modern higher technical school in connection with the humanitarian aspect of education.

Key words: humanitarian education, foreign languages, communicative method of teaching.

За последнее время на страницах периодической печати развернулись острые дискуссии о реформировании высшего технического образования. На заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года президент Российской Федерации В.В.Путин призвал существенным образом реорганизовать систему технического образования в стране: «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» [4]. За многие десятилетия в нашей стране был сформирован богатый образовательный, научный и кадровый потенциал высшей технической школы. Этот ресурс следует использовать для поиска наиболее оптимальных путей выхода из непростой ситуации в экономике страны, сложившейся на сегодняшний день, обеспечения ее конкурентоспособности в условиях мирового рынка.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на встрече с ректорами гуманитарных вузов 12 мая 2005 года заявил: «Я говорил не раз и могу повторить, что вопрос гуманитарного образования на сегодняшний день определяющий. Вообще наше столетие – век гуманитарного образования и социально-гуманитарных знаний, в отличие от 20-го, который был веком физики и технократии. Главные вызовы нашего времени связаны, прежде всего, с гуманитарным образованием и создают запрос на толерантность, умение слушать и слышать друг друга, квалифицированную коммуникацию и нормальное взаимодействие, умение людей учиться в течение всей своей жизни. И ответы на эти вызовы, как мне представляется, находятся на пути развития гуманитарного образования» [5].

В начале 2000-х годов была сделана попытка разработки новой модели высшего образования. Были приняты решения о создании государственных стандартов нового поколения. «Если конкретизировать требования со стороны общества к основному образованию и учесть положения, сформулированные в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»: «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [1].

Таким образом, перед высшей школой поставлены непростые задачи сочетания современного высокотехнологичного образования с ярко выраженной гуманитарной составляющей. Следует также отметить, что учебные программы ВУЗов должны разрабатываться с учетом реальных потребностей современного общества вплоть до пожеланий предприятий-заказчиков, т.к. реалии мирового рынка ставят акцент на необходимости партнерских отношений во всех сферах деятельности. Несомненно, все согласятся, что быстрее всего устаревают конкретные технические знания, но ситуация, когда нельзя будет опереться на общие законы природы или компетенции, приобретенные в  процессе инновационного обучения, практически  невозможна. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед преподавателем высшей технической школы, является научить студентов «добывать» знания в течение все жизни. В противном случае специалист, не владеющий такими компетенциями, не сможет ставить перед собой и решать острые актуальные задачи.

Изучение иностранного языка играет в этом процессе немаловажную роль, позволяя критически взглянуть на любую проблему под другим углом  и успешно принимать участие в международных научных и практических проектах. Стране нужны высококвалифицированные специалисты нового поколения и преподаватели высшей школы должны нести ответственность за своевременную и качественную подготовку таких кадров. Особый акцент следует поставить на интенсификацию практических занятий студентов, хотя и не в ущерб теории.

Итак, одной из значимых составляющих модернизации высшего технического образования является реформирование его гуманитарной составляющей, что должно обеспечить формирование специалиста нового поколения, способного к креативному и нестандартному мышлению, анализу влияния его решений на природу и общество в национальном и глобальном масштабе, преодоление местнической психологии и несущего ответственность за постановку и реализацию политически верных и технически грамотных задач. Здесь далеко не последнее значение имеет создание материально-технической базы для проведения занятий с уклоном в развитие коммуникативных навыков у студентов технических вузов, поскольку современное инженерное образование является одним из приоритетных направлений высшей школы, т.к. резко возросла потребность во всесторонне развитых специалистах, в полной мере умеющих использовать иностранный язык для общения не только на бытовые темы, но и на узкопрофессиональные, что соответствует потребностям современного рынка высококвалифицированного труда.

Действительно развитая речевая компетенция невозможна без наличия в преподавании коммуникативного аспекта. Коммуникативная методика обеспечивает высокий уровень культуры владения как родным, так и иностранным языками. Результаты работы по программам, использующим данную методику, показывают ее неоспоримое преимущество перед традиционными методами обучения. Коммуникация в учебном процессе обеспечивает не только более полное усвоение учебного материала, но и всестороннее развитие личности студента. Вне всякого сомнения, учебные материалы нового поколения должны создаваться на базе коммуникативной методики, как самой современной и передовой методики обучения. Коммуникативно ориентированное обучение готовит будущих специалистов к использованию иностранного языка в реальных жизненных ситуациях. Сформированные компетенции иноязычной коммуникации гарантированно обеспечат будущим специалистам успех в их профессиональной деятельности.

Конечно, использование в преподавании иностранного языка данной методики потребует дополнительной профессиональной подготовки или даже переподготовки педагогических кадров. Здесь немалую помощь могут оказать курсы переподготовки и семинары повышения квалификации, организуемые крупными учебными заведениями страны и ведущими издательствами учебно-методической литературы.

Необходимость решения целого комплекса задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка и оказывающих влияние как на уровень владения иностранным языком выпускниками высших учебных заведений, так и на всю систему высшего образования, очевидна, и целесообразно приложить максимум усилий для ее решения в кратчайшие сроки.

 

Список литературы

1.    Гребнев Л. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 7-9.

2.   Гребнев Л. , Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования. // Высшее образование в России. М.- 2003.- № 4. С.46.

3.    Олейничева Е.Б. Иностранный язык как индикатор дифференциации студентов российских технических вузов. Дисс. канд. социол. наук.-Новочеркасск, 2003.

4.   Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/news/45962 (Дата обращения 24.06.2014)

5.     www//Пресс-центр // Доклады и выступления //  Выступление Министра образования и науки РФ А. Фурсенко на встрече с ректорами гуманитарных вузов 12 мая 2005 г.