Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ НА ОСНОВЕ ФГОС ВО

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

В связи с принятием в 2012 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и форматированием системы высшего образования согласно Болонскому соглашению, существенно изменена структура государственных образовательных стандартов. В стандартах третьего поколения по сравнению со стандартами второго поколения отсутствует  перечень дисциплин, примерное количество учебного времени, отводимого на данную дисциплину, нет дидактических единиц. Вместо требований к содержанию образования стандарты поколения  3+ предъявляют требования  к результатам образования  в виде перечня  компетенций, которыми должен обладать выпускник.

Большая группа Федеральных государственных стандартов высшего образования поколения 3+ (далее ФГОС ВО) утверждена Министерством образования и науки РФ за последние полтора года. Рассмотрим, каким образом в ряде стандартов подготовки бакалавров инженерных направлений подготовки отражены требования по формированию компетенции, которая определяет способность выпускника пользоваться и разрабатывать графическую техническую документацию.

В стандартах второго поколения эта компетенция формировалась в рамках дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» (далее НГИГ), существовала разработанная УМО по НГИГ типовая рабочая программа данной дисциплины, учитывающая разный объем в часах учебных занятий и специфику содержания практически для всех специальностей, на которых велось преподавание НГИГ. В программе содержались краткие методические рекомендации по организации преподавания и контроля, обязательному делению групп студентов на подгруппы, подробно описаны специальные дополнительные разделы для студентов архитектурно- строительных специальностей.

Рассмотрим новые образовательные стандарты.

ФГОС ВО по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата), утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 3 сентября 2015 г. N 955. В рамках проектно- конструкторской деятельности должны быть сформирована профессиональная компетенция – «способность принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования (ПК-3)». В рамках производственно-технологической деятельности должна быть сформирована «способность составлять и оформлять типовую техническую документацию (ПК-9)». Никаких требований к способности выпускника читать чертежи, представлять по плоскому изображению форму изделия, устройства, взаимодействие  его  частей не  предъявляется. Требование составлять  и оформлять  техническую документацию вполне может быть ограничено текстовой технической документацией, а способность изложить техническое решение языком инженера – в виде чертежа – сформирована не будет. Под чертежом подразумевается как изображение, полученное в какой-либо САПР (Компас, Autocad и т.д.), так и эскиз, выполненный карандашом от руки на бумаге.

По нашим многолетним наблюдениям количество студентов, у которых в школе преподавался предмет «Черчение» сократилось за 5 лет в три раза. Аргумент, который приводится реформаторами, состоит в том, что «теперь всё делается на компьютере» и «Черчение» не нужно. Не нужна и «Стереометрия», так как даже в профильном ЕГЭ по математике таких задач 1-2, и оцениваются они также, как простейшие задачи за 7 класс. На первый курс приходят студенты, у которых не развито пространственное воображение, в том числе и из-за отсутствия в школе «Черчения» и «Стереометрии», таких студентов с каждым годом всё больше. Научить их читать сборочные чертежи, выполнять простейшие чертежи и схемы, развить пространственное воображение под силу только профессионалу в рамках дисциплины НГИГ. Остается вопрос, поставит ли при разработке образовательной программы по ФГОС ВО заведующий выпускающей кафедрой дисциплину НГИГ в учебный план, выделит ли на неё достаточное количество учебных часов, укажет ли необходимость наличия графических работ. Есть случаи, когда количество часов сокращается в три раза по сравнению с ведущими для этого направления подготовки вузами, графические работы в учебном плане отсутствуют, ведение дисциплины поручается не имеющим никакого опыта преподавания выпускникам кафедры. Мы считаем, если бы компетенция была четко и однозначно сформулирована, отнесена к общепрофессиональным компетенциям, то к содержанию образовательной программы в части преподавания НГИГ заведующие выпускающими кафедрами относились бы более ответственно.

В ГОС ВПО второго поколения дисциплина НГИГ для специальности «Электроэнергетика» относилась к Федеральному компоненту общепрофессионального цикла дисциплин, и содержала дидактические единицы в строгом соответствии с примерной программой дисциплины.

ФГОС ВО по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. N 226, требует сформировать следующие компетенции: «способность выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования; способность использовать стандартные программные средства при проектировании; способность составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы». Компетенции отнесены к профессиональным.

Во ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 130101 Прикладная геология (квалификация

«специалист»), утвержденом Приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 62, компетенция отсутствует. В стандарте второго поколения присутствовала дисциплина «Инженерно- геологическая графика», отнесенная к базовой общепрофессиональной части. Дисциплина содержит дидактические единицы, существенно отличающиеся от дидактических единиц НГИГ, дисциплина опирается на метод проекций с числовыми отметками, рассматривает стереографические проекции. Последние применяются геологами в такой сложной и требующей незаурядного пространственного воображения дисциплине как «Кристаллография». Согласно ГОС ВПО «по окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "инженер"». Важность для инженера-геолога дисциплины «Инженерно-геологическая графика» не вызывает сомнений.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 Программная  инженерия (уровень бакалавриата), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. N 229, компетенция формирующая способность излагать инженерные идеи в чертеже, разбираться по чертежу с конструкцией устройств вычислительной техники – не предусмотрена. При этом в стандарте наблюдаем обилие общекультурных компетенций.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 12 января 2016 г. N 5, компетенция, определяющая способность работать с графической технической документацией, читать и выполнять чертежи, отсутствует. Однако деятельность по «сопряжение устройств и узлов вычислительного оборудования, монтаж, наладка, испытание и сдача в эксплуатацию вычислительных сетей» в стандарте есть. Каким образом выпускник, не обладающий данной компетенцией, сможет выполнять сопряжение узлов, монтаж и наладку стандарт не разъясняет.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 21 марта 2016 г. N 246, требуется сформировать компетенцию «способность разрабатывать  и использовать  графическую документацию», однако отнесена  она к профессиональным компетенциям. По нашему мнению, эта компетенция является общепрофессиональной, с учетом того, что дисциплина НГИГ относилась к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень бакалавриата), утвержденом Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. N 1470, компетенция «способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию» присутствует, отнесена к профессиональным компетенциям.

Пожалуй, единственным стандартом поколения 3+, в котором недостаточно подробно, но разъясняются требования к формированию обсуждаемой компетенции, является ФГОС ВО по направлению подготовки 8.3.1              Строительство (уровень бакалавриата), утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. N 201. Компетенция, в отличие от вышеперечисленных стандартов, отнесена к общепрофессиональным компетенциям (ОПК-3) и сформулирована следующим образом: Выпускник должен обладать компетенцией - «владением основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей» Таким образом в стандарте однозначно определено, что без знаний, навыков и умений, формируемых не только дисциплиной «Инженерная графика», но и обязательно  – дисциплиной «Начертательная геометрия» при подготовке бакалавров-строителей не обойтись.

Действительно во всех стандартах содержится типовая фраза «При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности». Однако, учитывая сорокапроцентное сокращение преподавателей вузов согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р, образовательные программы и учебные планы разрабатывают заведующие выпускающими кафедрами. А преподаёт дисциплину «Начертательная геометрия. Инженерная графика» профессорско-преподавательский состав базовых кафедр, который и сокращается в первую очередь [1].

Следует учесть, что формируя данную компетенцию, преподаватель решает сложнейшую задачу развития пространственного воображения студента, учит читать чертежи, в том числе сборочные, выполнять чертежи деталей с натуры. Фактически, происходит обучение студента универсальному языку всех инженеров – способности излагать свои технические идеи в виде чертежа и понимать идей других инженеров, изложенные этим универсальным языком.

Считаем целесообразным включить компетенцию «способностью разрабатывать и использовать графическую техническую документацию» в раздел общепрофессиональные компетенции для всех ФГОС ВО, определяющих образовательные программы бакалавров инженерных направлений подготовки.

 

Список литературы

1.     Тиллес В.Ф., Волдиман К.Ю. Формирование компетенций в дисциплине «Инженерная графика» для неконструкторских направлений подготовки. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции «Проблемы и достижения в науке и технике». – Омск: изд-во ИЦРОН, 2015. – с 11.