Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

«Профессия врача – подвиг. Не каждый способен на это».

А.П. Чехов

 Основной задачей производственной практики студентов высших медицинских учебных заведений является получение будущими врачами глубоких практических знаний и навыков по специальности. Одной из первых практик у студентов педиатрического факультета является практика в качестве помощника младшего медицинского персонала. По своей сути,  это важнейший этап  первичной профессиональной социализации будущих медиков, поскольку данный вид практики предполагает становление     морально-этической культуры студента, и, что особенно важно, студенты начинают напрямую общаться не только с медицинским персоналом, но и  больным ребенком и его родителями.  На самой первой практике  будущие врачи  должны обучиться внимательному отношению к больному, к его родственникам, культуре общения, осознанию ответственности за состояние больного.

На кафедре педиатрии №1 практика «помощник младшего медицинского персонала» проводилась с 2012 года по 2015 год. За последние 2 года производственную практику прошли 279 человек, из них 112 в условиях больниц города (ГБУЗ ИГОДКБ, ОГАУЗ ГИМДКБ), 167 студентов – в условиях области (центральные районные больницы), 12 студентов в детских домах Иркутска (ОСДР №1 и №2).

Общекультурные компетенции – способность к самосовершенствованию, способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм – оценивает непосредственно руководитель практики и средний медицинский персонал, профессиональные – контролируются старшей медсестрой по уровню их умения и участия в манипуляциях. Она оценивает также способность и готовность реализовать деонтологические аспекты в общении не только с больными, но и коллегами.

Как известно, врачебная этика и медицинская деонтология (как их чаще всего обозначают) – это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности. В медицине, в отличие от других специальностей, допустим лишь этический максимум, с позиций которого нужно быть и хорошим медиком, и хорошим человеком. Само понятие «плохой врач и плохой человек» исключается из деонтологии и этики в медицине.

Для медика в большей степени, чем представителя других специальностей, характерна готовность к самопожертвованию, забвение своего личного интереса в интересах другого человека, его состояния, его здоровья. Все, кто писал об этике медиков, подчеркивали это свойство. Чтобы соответствовать требованиям современного общества, по мнению ученых Ф.И. Комарова и А.В. Сучкова врач должен:

•Быть профессионально компетентным;

•Милосердным;

•Воспитывать в себе стойкость и выносливость (долг, терпимость, терпение);

•Быть оптимистом, любить жизнь, людей;

Каждый клиницист должен быть психологом в определенных пределах и при информировании больного о его состоянии учитывать интеллект больного, его темперамент, характер заболевания, прогноз, характер работы и даже взаимоотношения в семье. Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, что также помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, но и проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное и интерпретируя его  с позиций  клинического  мышления. Важно  отметить,  что  в большой степени  на этико- деонтологическое воспитание студента влияет его собственный характер.

В связи со сложностью оценки восприятия и реализации этических и деонтологических принципов, помимо стандартной оценки работы и поведения студента на практике, в 2015 году мы провели опрос персонала (старшие медицинские сестры отделений) основных баз практики и студентов-практикантов.

Вопросы к руководителям включали в себя основные характеристики - ответственность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, коммуникабельность, инициативность, а также желание и готовность к оказанию помощи (элементов ухода в том числе) больному ребенку. Вопросы студентам касались как оценки отделения (профиль, сложность работы), так и оценки отношения к студенту персонала.

Оказалось, что руководители производственных баз подавляющее большинство студентов оценили на «отлично» (55%) и «очень хорошо» (30%), удовлетворительную оценку получили 15% студентов.

Студенты, получившие удовлетворительную оценку, характеризовались как «..пассивные, безынициативные, … уклонялись от работы.., ..без желания работать… и т.д.». Интересно, что эти же студенты имели дисциплинарные нарушения в виде опоздания, прогулов практики и низкий балл по теоретической подготовке. Однако при этом от руководителей базы не было ни одного нарекания по вопросам соблюдения этики и деонтологии в отношениях между студентами и пациентами.

17% студентов были неудовлетворенны проведенной практикой, причем основной причиной была названа сама работа (помощник младшего медицинского персонала), а трое студентов оказались морально не готовы к практике в доме ребенка, мотивируя «тяжелыми условиями труда, плачем и болезнями детей». С данными студентами проводилась дополнительная работа курсовым руководителем. Безусловно, такое отношение формирует в последующем профиль будущей выбранной специальности.

Анализ результатов проводимой практики на первом курсе у  студентов педиатрического факультета«помощник младшего медицинского персонала» выявил свои положительные и отрицательные стороны, что позволило безболезненного перейти на ФГОС 3+ было положительно воспринято руководителями практики.

В рамках ФГОС3+ все виды производственной практики включают освоение компетенций как общекультурных, так общепрофессиональных и профессиональных, предполагая независимо от вида практики формировать этические и деонтологические принципы будущего врача.