30 мая 2016г.
«Профессия врача – подвиг. Не каждый способен на это».
А.П. Чехов
Основной задачей производственной практики студентов высших медицинских учебных заведений является получение будущими врачами глубоких практических знаний и навыков по специальности. Одной из первых практик у студентов педиатрического факультета является практика в качестве помощника младшего медицинского персонала. По своей сути, это важнейший этап первичной профессиональной социализации будущих медиков, поскольку данный вид практики предполагает становление морально-этической культуры студента, и, что особенно важно, студенты начинают напрямую общаться не только с медицинским персоналом, но и больным ребенком и его родителями. На самой первой практике будущие врачи должны обучиться внимательному отношению к больному, к его родственникам, культуре общения, осознанию ответственности за состояние больного.
На кафедре педиатрии №1 практика «помощник младшего медицинского персонала» проводилась с 2012 года по 2015 год. За последние 2 года производственную практику прошли 279 человек, из них 112 в условиях больниц города (ГБУЗ ИГОДКБ, ОГАУЗ ГИМДКБ), 167 студентов – в условиях области (центральные районные больницы), 12 студентов в детских домах Иркутска (ОСДР №1 и №2).
Общекультурные компетенции – способность к самосовершенствованию, способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм – оценивает непосредственно руководитель практики и средний медицинский персонал, профессиональные – контролируются старшей медсестрой по уровню их умения и участия в манипуляциях. Она оценивает также способность и готовность реализовать деонтологические аспекты в общении не только с больными, но и коллегами.
Как известно, врачебная этика и медицинская деонтология (как их чаще всего обозначают) – это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности. В медицине, в отличие от других специальностей, допустим лишь этический максимум, с позиций которого нужно быть и хорошим медиком, и хорошим человеком. Само понятие «плохой врач и плохой человек» исключается из деонтологии и этики в медицине.
Для медика в большей степени, чем представителя других специальностей, характерна готовность к самопожертвованию, забвение своего личного интереса в интересах другого человека, его состояния, его здоровья. Все, кто писал об этике медиков, подчеркивали это свойство. Чтобы соответствовать требованиям современного общества, по мнению ученых Ф.И. Комарова и А.В. Сучкова врач должен:
•Быть профессионально компетентным;
•Милосердным;
•Воспитывать в себе стойкость и выносливость (долг, терпимость, терпение);
•Быть оптимистом, любить жизнь, людей;
Каждый клиницист должен быть психологом в определенных пределах и при информировании больного о его состоянии учитывать интеллект больного, его темперамент, характер заболевания, прогноз, характер работы и даже взаимоотношения в семье. Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, что также помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, но и проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное и интерпретируя его с позиций клинического мышления. Важно отметить, что в большой степени на этико- деонтологическое воспитание студента влияет его собственный характер.
В связи со сложностью оценки восприятия и реализации этических и деонтологических принципов, помимо стандартной оценки работы и поведения студента на практике, в 2015 году мы провели опрос персонала (старшие медицинские сестры отделений) основных баз практики и студентов-практикантов.
Вопросы к руководителям включали в себя основные характеристики - ответственность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, коммуникабельность, инициативность, а также желание и готовность к оказанию помощи (элементов ухода в том числе) больному ребенку. Вопросы студентам касались как оценки отделения (профиль, сложность работы), так и оценки отношения к студенту персонала.
Оказалось, что руководители производственных баз подавляющее большинство студентов оценили на «отлично» (55%) и «очень хорошо» (30%), удовлетворительную оценку получили 15% студентов.
Студенты, получившие удовлетворительную оценку, характеризовались как «..пассивные, безынициативные, … уклонялись от работы.., ..без желания работать… и т.д.». Интересно, что эти же студенты имели дисциплинарные нарушения в виде опоздания, прогулов практики и низкий балл по теоретической подготовке. Однако при этом от руководителей базы не было ни одного нарекания по вопросам соблюдения этики и деонтологии в отношениях между студентами и пациентами.
17% студентов были неудовлетворенны проведенной практикой, причем основной причиной была названа сама работа (помощник младшего медицинского персонала), а трое студентов оказались морально не готовы к практике в доме ребенка, мотивируя «тяжелыми условиями труда, плачем и болезнями детей». С данными студентами проводилась дополнительная работа курсовым руководителем. Безусловно, такое отношение формирует в последующем профиль будущей выбранной специальности.
Анализ результатов проводимой практики на первом курсе у студентов педиатрического факультета«помощник младшего медицинского персонала» выявил свои положительные и отрицательные стороны, что позволило безболезненного перейти на ФГОС 3+ было положительно воспринято руководителями практики.
В рамках ФГОС3+ все виды производственной практики включают освоение компетенций как общекультурных, так общепрофессиональных и профессиональных, предполагая независимо от вида практики формировать этические и деонтологические принципы будущего врача.