Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современные ФГОС общего образования и проект профессионального стандарта педагога актуализируют необходимость реализации специальной подготовки будущего учителя к организации дополнительного образования детей (далее по тексту – ДОД, ДО) в рамках базового профессионально-педагогического образования.

Участие в организации ДОД педагога-практика является результатом его добровольного выбора, основу которого должна составлять активная субъектная позиция. Дополнительными основаниями наличия у педагога названной профессиональной позиции могут рассматриваться особенности ДОД как особого вида образования. Назовѐм некоторые из них:

–     нормативно неограниченная тематика (что предопределяет необходимость самостоятельного выбора учителем предлагаемого детям направления, вида и профиля деятельности);

–      отсутствие стандартов (что предполагает необходимость самостоятельной разработки  педагогом содержания образовательного процесса, самостоятельного выбора форм и методов работы с детьми);

–         практико-ориентированный характер учебного процесса (что актуализирует необходимость самостоятельного подбора учителем практических заданий максимально приближенных к реальным потребностям и возможностям детей).

Даже этот краткий перечень позволяет констатировать: основу участия педагога в организации ДОД должна составлять его активная профессиональная позиция (профессиональная готовность), формирование которой необходимо начать уже на этапе профессионального образования. Опираясь на собственный многолетний опыт подготовки студентов педагогических колледжей и вузов попробуем предложить коллегам несколько практических советов.

Технологическую основу формирования готовности студента-педагога к организации ДОД составляет метод педагогического моделирования. Рассмотрим возможности использования данного метода в рамках реализации программы «Дополнительное образование: история и современность», разработанной в соответствии с современным Федеральным государственным стандартом среднего (высшего) профессионального образования по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования.

Изучение данного учебного курса необходимо организовать таким образом, чтобы каждый учебный раздел обязательно заканчивался «продуктивной» деятельностью студентов, предполагающей моделирование какого- либо аспекта ДОД. Так, например, по окончании изучения раздела программы «История становления и развития системы ДОД в Российской Федерации» студентам можно предложить смоделировать возможность реализации какой-либо формы внешкольного образования (дореволюционный период) или внешкольной работы (советский период) в современных условиях ДОД (естественно, за исключением тех, которые существуют в настоящее время).

Организационной формой выполнения учебного задания является работа в творческих группах, условием выполнения – творческая атмосфера на занятии, создаваемая безусловной поддержкой любого предложения, стимулированием поиска разнообразных вариантов. Главным результатом выполнения данного учебного задания должно стать понимание студентами того, насколько разнообразнее и интереснее могло бы быть ДОД в сравнении с существующей практикой такой работы в условиях современных общеобразовательных учреждений.

По окончании изучения учебного раздела «Международный опыт внешкольной работы с детьми и молодѐжью» студентам можно дать аналогичное задание, но теперь «заимствовать» опыт нужно у организаторов внешкольного (неформального) образования с детьми и подростками в разных странах. Форма выполнения – индивидуальное творческое задание, условие выполнения – признание активной позиции студента в учебном процессе, сотрудничество и сотворчество. Важным итогом выполнения этого учебного задания является преодоление формирующихся или уже сложившихся у студентов педагогических шаблонов, стимулирование потребности к продуцированию новых идей, что очень важно для работы в условиях ДОД.

В ходе изучения учебного раздела «Современные нормативно-правовые и научно-педагогические основы ДОД» студентам можно предложить два учебных задания моделирующего характера.

Первое задание: по окончании изучения учебных тем «ДОД как особая образовательная сфера: научно- педагогические аспекты» и «Государственная система ДОД» студентам можно  предложить найти варианты решения наиболее актуальных педагогических проблем в работе с детьми средствами ДО.

Подготовка и выполнение данного учебного задания должны проходить в несколько этапов, основанных на тренинговых методах работы: 1 этап – обсуждение образовательных возможностей ДОД (беседа-практикум); 2 этап – выявление педагогической проблемы в работе с детьми (коллективное решение); 3 этап – коллективный поиск содержания и форм ДО, ориентированных на решение выявленной педагогической проблемы («мозговой штурм»); 4 этап – поиск вариантов решения заданной преподавателем педагогической проблемы (творческий тренинг в малых группах).

Второе задание: по итогам изучения учебных тем «Современные нормативно-правовые основания деятельности системы ДОД» и «Социально-профессиональный статус специалистов системы ДОД» объектом моделирования может быть предложена «Профессиограмма педагога дополнительного образования», в которой студентам предоставляется возможность систематизировать знания о профессионально-педагогической деятельности данной категории педагогических кадров, а также самостоятельно продумать необходимые профессионально-личностные качества. Форма выполнения задания – коллективная модельно-проектировочная деятельность, условие выполнения задания – создание ситуации успеха.

Наиболее широкие возможности для педагогического моделирования имеет учебный раздел программы «Методика учебно-воспитательной работы детского объединения ДО», где практически каждая учебная тема завершается разработкой модели определенного этапа организации образовательного процесса детского объединения.

Так по итогам изучения учебной темы «Оборудование и оснащение учебного кабинета детского объединения» студенты могут разработать проект паспорта учебного кабинета, в котором необходимо смоделировать образовательную среду детского объединения с учѐтом его предполагаемой направленности и профиля деятельности. Форма выполнения задания – педагогическое упражнение, условие выполнения задания – сотрудничество преподавателя и студентов.

Результатом освоения учебной темы «Подготовка и проведение учебных занятий детского объединения» может стать планирование учебного занятия, представляющего собой модель организации учебного процесса в условиях ДО. Форма выполнения задания  – коллективная модельно-проектировочная деятельность, условие выполнения задания – сотворчество. Главным результатом выполнения данного учебного задания должно стать формирование у студентов предварительных представлений об организации учебного процесса в условиях ДОД.

Аналогичное задание можно предложить студентам и по итогам изучения темы «Подготовка и проведение различных форм массовой работы детского объединения» – разработка проекта (проектов) плана проведения массового мероприятия. Форма выполнения задания – творческий тренинг, условие выполнения задания – сотрудничество и сотворчество. В результате выполнения этого учебного задания студенты должны понять необходимость сочетания системных учебных занятий с разнообразными «внеучебными» формами работы, что в совокупности позволяет не только поддерживать интерес учащихся к занятиям, но и делает образовательный процесс более динамичным и педагогически эффективным.

По окончании изучения учебной темы «Методика воспитательной работы в детском объединении» студенты могут разработать «Модель выпускника детского объединения», которая может рассматриваться в качестве основы системной воспитательной работы в условиях ДОД. Форма выполнения задания – коллективная модельно-проектировочная деятельность, условие выполнения задания – сотрудничество и сотворчество.

Наиболее важным и сложным заданием является моделирование «полного» процесса деятельности детского объединения ДО, которое получат студенты по окончании изучения всего учебного раздела «Методика учебно-воспитательной работы детского объединения ДО». Форма выполнения задания – итоговая самостоятельная работа. Вся сложность этой работы заключается в необходимости обобщить знания и умения, полученные в ходе изучения названного  учебного  раздела,  и изложить их в форме алгоритма организации образовательного процесса детского объединения ДО.

Моделью, позволяющей обобщить все ЗУН, полученные в ходе изучения курса «Дополнительное образование: история и современность», является проект образовательной программы ДОД, который разрабатывают студенты в ходе изучения заключительного учебного раздела «Программно-методическое обеспечение деятельности детского объединения ДО». Форма выполнения задания – индивидуальный творческий проект, условие выполнения задания – признание активной позиции студента в учебном процессе. Но самое главное, разработка проекта образовательной программы представляет собой процесс педагогического творчества: нормативно заданы лишь обязательные структурные компоненты документа, а его содержание является результатом самостоятельной продуктивной деятельности каждого студента.

На подготовительном этапе к выполнению данного учебного задания можно использовать несколько учебно-тренировочных форм работы:

–   лабораторная работа, ориентированная на знакомство студентов с реальными программами ДОД;

–   педагогический тренинг по разработке концепции образовательной программы ДОД;

–     беседа-практикум по выработке обоснованного критерия отнесения образовательной программы к конкретной направленности ДОД.

Продолжением и логическим завершением изучения учебного курса «Дополнительное образование: история и современность» может стать еще одна форма творческой работы – защита проектов образовательных программ, разработанных студентами. В процессе защиты происходит углублѐнное осмысление актуальности предлагаемой формы и содержания ДО, вызванное вопросами аудитории к автору программы.

Обобщая вышеизложенное можно констатировать: использование метода педагогического моделирования позволит сформировать у будущего педагога практические умения и навыки самостоятельного проектирования образовательного процесса детского объединения ДО. Но самое главное, будет создана основа для стремления студента-педагога к участию в организации данного вида образования в будущем.