Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, проводимая в настоящее время в нашей стране, – исключительно актуальная и важная задача.

Наряду с оснащением Вооруженных Сил Российской Федерации новейшими образцами оружия и военной техники и реорганизацией системы военного образования, возрастают квалификационные требования к военно- профессиональной подготовке выпускников академии.

Необходимый уровень подготовки обучающихся можно обеспечить только при условии проведения плановых занятий и стрелковых тренировок с использованием штатного оружия. Однако, интенсивное его использование в процессе обучения приводит к преждевременному износу, поломкам и, как следствие, влечет за собой значительные временные и материальные затраты на ремонт, восстановление и техническое обслуживание. Кроме того, при действиях с боевым оружием не всегда представляется возможным своевременно выявить индивидуальные ошибки обучающихся и определить пути их устранения.

Для разрешения существующих противоречий целесообразно применять учебно-тренировочные комплексы, использующие в своей основе приспособления и тренажеры для учебной и имитационной стрельбы без использования штатных боеприпасов. Они предназначены для обучения и тренировки в стрельбе из штатного стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов, а также в метании ручных осколочных гранат. К ним относятся: оптико-электронный тренажер  ОЭТ, приспособления для учебной стрельбы из ручных противотанковых гранатометов ПУС-7М, ПУС-9, ПУС-18, учебно-имитационные ручные гранаты.

Учебно-тренировочные комплексы обладают рядом существенных преимуществ, основными из которых являются:

-   существенное облегчение усвоения правил стрельбы и техники производства выстрела;

-   возможность немедленной объективной оценки качества выполнения приемов стрельбы, своевременная фиксации допущенных ошибок и их устранение;

-    возможность создавать для обучающихся разнообразную обстановку современного боя, максимально приближая ее к реальным условиям, включая разработку индивидуальных упражнений для каждого обучающегося;

-   продуктивное использование учебного времени за счет сокращения переездов на полигоны и стрельбища.

Умелое владение личным оружием достигается только при помощи эффективного обучения стрельбе в ходе учебных занятий и дополнительных тренировок во время самостоятельной работы, проведение которых требует специально оборудованных помещений (стрелковых тиров) и значительного расхода дорогостоящих боеприпасов.

В такой ситуации целесообразно и выгодно применять стрелковые тренажеры, которые приобретают все более широкое распространение, в том числе и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Наиболее оправданным применение стрелковых тренажёров представляется на начальном этапе обучения, во время  которого обучающиеся усваивают  основные правила обращения с оружием. Опыт использования стрелковых тренажёров показывает, что тренировавшиеся с их применением обучающиеся достигали практически тех же результатов, что и обучающиеся, использовавшие для тренировок личное оружие с боевыми патронами.

Современный стрелковый тренажер – это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с персональным компьютером, позволяющее имитировать процесс выстрела из оружия без применения боеприпасов.

Основной задачей, которую решают разработчики стрелковых тренажеров является достижение как можно более высокой степени приближения условий тренировки к реальным условиям.

Краткая классификация стрелковых тренажеров

Все многообразие современных моделей стрелковых тренажеров можно разделить на две основные группы (рис. 1):

-   стрелковые тренажеры вида «стрелок-мишень»,

-   стрелковые тренажеры вида «стрелок-стрелок».

Стрелковые тренажеры «стрелок-мишень» предназначены для моделирования процесса стрельбы по мишени. В общем случае тренажер вида «стрелок-мишень» представляет собой боевое оружие (либо его макет), снабженное устройством имитации выстрела. Применение личного боевого оружия стрелка наиболее предпочтительно, так как оно обладает определенными характерными особенностями (характер спуска курка, особенности прицельных приспособлений и т. д.).


Стрелковые тренажеры «стрелок-стрелок» существенным образом отличаются от тренажеров вида «стрелок-мишень». Здесь стрелок имитирует огонь не по мишени, а по такому же стрелку. Оба стрелка соответствующим образом экипированы: на оружии установлены излучатели, а снаряжение снабжено фотоприемниками и индикаторами поражения.

Стрелковые тренажеры «стрелок-мишень»

В качестве основного признака, по которому производится классификация тренажеров вида «стрелок- мишень», считается их способность определять точку попадания в мишень. В условиях обычной тренировки с использованием реальных боеприпасов единственно возможной и доступной информацией о качестве действий стрелка (его изготовке, хвате оружия, обработке спуска курка и т. д.) является расположение пробоины в мишени. Вся  остальная  получаемая   информация   является   субъективной   и   ее   правильная   оценка   зависит от психофизиологических характеристик стрелка и его практического опыта.

Тренажеры вида «стрелок-мишень» можно разделить на три основные группы (Рисунок 2):

-   тренажеры, не определяющие точку попадания в мишень;

-   тренажеры, условно определяющие точку попадания в мишень;

-   тренажеры, определяющие точку попадания в мишень.


Дадим краткую характеристику тренажеров каждой группы.

Тренажеры, не определяющие точку попадания в мишень являются простейшими тренировочными системами, определяющими состояния «попал – не попал» и имеют следующую типовую схему (Рисунок 3):


Оружие при этом снабжено лазерным или оптико-электронным излучателем. Излучатель при помощи специальных переходников (калиброванных вставок) монтируется в стволе оружия. Возможен вариант установки излучателя с применением универсального кронштейна под стволом оружия. При попадании в мишень фотоприемник улавливает излучение и мишень считается пораженной. Индикация попадания в мишень в таких тренажерах индицируется световым (светодиодный индикатор) или звуковым сигналом. В некоторых моделях тренажеров может производиться подсчет общего количества попаданий в мишень и устанавливаться ограничение времени на стрельбу. К их достоинствам следует отнести невысокую стоимость, простоту конструкции и возможность работы при отсутствии сетевого напряжения питания. Основной недостаток – низкая информативность (отсутствие указания реальной точки попадания).

Тренажеры «попал – не попал» целесообразнее всего использовать при тренировке в боевой стрельбе. При этом весьма эффективным средством обучения следует считать боевую стрельбу по нескольким мишеням, установленным на поворачивающиеся или движущиеся основания.

Тренажеры, условно определяющие точку попадания в мишень, дают стрелку лишь приблизительную информацию о точке попадания. Эти тренажеры являются как бы переходной моделью от стрелковых тренажеров «попал – не попал» к тренажерам, позволяющим определять точку попадания в мишень. Поясним, в чем же заключается условность определения точки попадания в мишень.

Индикация точки попадания осуществляется следующим образом: при попадании импульса лазерного излучения в электронную мишень на ее табло появляется результат попадания (например, «восьмерка») и указывается направление отклонения от центра мишени. Таким образом, данная форма представления результатов стрельбы не дает стрелку визуальной информации о точном месте попадании «пули» в мишень. Он получает лишь приблизительную информацию о точке попадания в мишень.

Решить эту проблему позволило использование в составе стрелковых тренажеров современных персональных компьютеров. Тренажеры этой группы целесообразнее всего применять при обучении боевой стрельбе.

Тренажеры, определяющие точку попадания в мишень, в настоящее время являются наиболее предпочтительными для обучения стрельбе и практически все их модели предназначены для работы совместно с персональными компьютерами. На экране монитора компьютера отображается уменьшенное изображение мишени, на которую после «выстрела» накладывается изображение точки попадания. Координаты точки попадания электронной пули полностью соответствуют координатам точки попадания пули, выпущенной из боевого оружия, вследствие чего такой способ представления информации наиболее предпочтителен. Кроме того, использование персональных компьютеров позволяет существенно расширить возможности тренажеров, в частности, имитировать звук выстрела, создавать и редактировать базы данных результатов стрельбы, оперативно изменять вид мишени и т. д.

По способу формирования мишенной обстановки тренажеры этой группы могут быть классифицированы следующим образом (Рисунок 4).


Тренажеры с неподвижными мишенями в настоящее время наиболее распространены. Чаще всего стрельба с использованием этих тренажеров ведется по стандартным мишеням: грудным, ростовым, спортивным и т. д. Имеются модели тренажеров, в которых стрельба ведется по нескольким неподвижным мишеням.

Обеспечение действительной дальности стрельбы до мишени осуществляется двумя способами:

-   установкой мишени реальных размеров на реальной дальности стрельбы. Например, грудная мишень №4 размерами 500x500 мм устанавливается на расстоянии 25 метров от огневого рубежа, что соответствует условиям выполнения первого упражнения учебных стрельб из пистолета Макарова. Такой способ наиболее применим при установке тренажера в помещении (стрелковом тире), где проводятся боевые стрельбы;

-   установкой мишени уменьшенных размеров на сокращенной дальности стрельбы. Типичное расстояние до мишени в этом случае равно 10 (реже 5) метрам. Этот наиболее распространенный в настоящее время способ используется при установке тренажеров в помещениях ограниченных размеров, специальным образом не приспособленных для проведения боевых стрельб.

Тренажеры с подвижными мишенями применяются при обучении стрельбе по движущимся целям (например, в выполнении упражнения в стрельбе из винтовки по мишени «Бегущий кабан»). Электронная мишень в этом случае устанавливается на подвижное основание и в течение определенного времени демонстрируется стрелку в движущемся виде.

Тренажеры с появляющимися мишенями чаще всего используются при отработке упражнений в скоростной стрельбе (стрельба по пяти фигурным мишеням). Мишени могут быть как поднимающимися, так и поворачивающимися и появляются в поле зрения стрелка на непродолжительное время.

Тренажеры с комбинированной мишенной обстановкой используют комбинацию из неподвижных, подвижных и появляющихся мишеней для оживления мишенной обстановки и приближения ее к реальным условиям.

Предпосылкой к появлению интерактивных тренажеров послужило то обстоятельство, что моделирование необходимой стрелковой обстановки при помощи комбинации мишеней приводит к чрезмерному усложнению как всей системы, так и методов ее управления. Кроме того, стрелок, длительное время тренировавшийся в условиях тира с определенной мишенной обстановкой, может предположить, когда и в каком месте появится мишень. Тем самым исключается тренировка реакции стрелка на неожиданное появление мишени.

Оптимальным решением этой проблемы является использование оборудования, позволяющего осуществлять стрельбу по видео сюжетам, проецируемым на специальный экран.

Рассмотрим элементы типовых конструкций тренажеров типа «стрелок-мишень», которые выполнены по нескольким основным схемам.

Первоначально их конструкции разрабатывались по схеме, в которой один или несколько оптико- электронных излучателей размещаются на мишени, а приемник излучения – в стволе оружия (Рисунок 5).




Существенным недостатком подобной схемы является то обстоятельство, что оружие связано соединительным кабелем с системным блоком персонального компьютера. Это сковывает действия стрелка, лишая его возможности проводить стрелковые тренировки с извлечением оружия из кобуры, из различных положений, с перебежками и т. д.

Данный недостаток в настоящее время устранен в стрелковых тренажерах, выполненных по схеме (Рисунок 6).


Оптико-электронный излучатель размещен в стволе оружия, а электронная схема, управляющая его работой и элементы питания – внутри его магазина. Оружие при этом не связано соединительным кабелем с системным блоком компьютера, что дает стрелку полную свободу при его перемещении. Следует отметить, что подобную схему из оптико-электронных тренажеров имеет только тренажер ОЭТ-3 (разработчик и производитель -   ООО «АМА», Санкт-Петербург).

Некоторые из тренажеров, не определяющих точку попадания в мишень, так же имеют подобную схему. Однако, лазерный излучатель, устанавливаемый в ствол оружия в этих тренажерах, увеличивает их габариты.

В настоящее время информационные технологии нашли свое применение в образовательной сфере. Излишнее увлечение, как и недостаток использования педагогических программных средств, как правило, снижают продуктивность обучения. Задача преподавательского состава состоит в том, чтобы найти баланс между использованием новых информационных педагогических технологий в процессе формирования стрелковых навыков из учебного оружия и практикой ведения стрельб из боевого оружия.

 

Список литературы

1.     Лазерполитех-2009 – Технологии и средства обеспечения огневой подготовки: сборник материалов// III Международный форум. Новосибирск: Принтинг, 2010. – 156 с.

2.     Колдунов С.А. Стрелковые тренажеры: вместо пули – лазерный луч. М.: ООО «Синус», 1998. – 128 с.