Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕХЪЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

Современные интеграционные процессы, происходящие в обществе, углубление международного взаимодействия, рост профессиональных, научных, культурных обменов обусловили поступательное развитие полиязычного образования во всем мире. В Казахстане идея трехъязычия провозглашена Президентом страны как один из важнейших социальных приоритетов, суть которого в том, чтобы каждый казахстанец проникся идеей овладения тремя языками, а система образования создала для этого реальные условия. Конечная цель – способствовать прорыву экономики государства, конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Полиязычное образование при этом рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения, а изучение языков - как один из главных индикаторов адаптации человека к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям.

Решение поставленных задач обусловило необходимость разработки теоретико-методологических и методических оснований для внедрения трехъязычного образования. Б.А. Жетписбаева отмечает, что актуальными на сегодняшний день остаются противоречия между: потребностью общества в полиязыковой личности и отсутствием системы полиязычного образования как процесса ее подготовки в условиях обучения; осознанием необходимости разработки системы полиязычного образования и фрагментарностью ее нормативно- правового и научно-методического обеспечения; потребностью в совершенствовании научно-методической базы полиязычного образования и неразработанностью его теоретико-методологических оснований [1, С. 5].

Опираясь на контекст компететностного подхода в образовании, мы понимаем категорию «научно- методическое обеспечение» как один из процессов, способствующих подготовке компетентного специалиста, готового качественно выполнять свою работу и брать на себя ответственность за свою деятельность [2, С.145]. Дополняя эту точку зрения, Н.И. Ковалева [3, С.9] рассматривает феномен научно-методического обеспечения с позиций личностного подхода в образовании, когда его основное назначение состоит в оказании такой научной, информационной, психологической, методической поддержки преподавателя и студента как субъектов образовательного процесса, при которой будущий специалист становится на путь профессионально-личностного развития, а педагог имеет возможности для саморазвития и самореализации [4, С.11].

В структуре научно-методического обеспечения традиционно выделяются следующие компоненты:

-   специальная теоретическая, методологическая и психологическая подготовка преподавателей в условиях компетентностного похода;

-    включение в содержание обучения профессиональных компетенций студентов, опыта взаимодействия студентов и преподавателей в новых условиях;

-   апробация новых методов и методик, включение проблемных ситуаций в образовательный процесс;

-   внесение изменений в систему управления педагогическим процессом, направленным на формирование профессиональных компетентностей студентов;

-   разработка диагностических показателей и процедур мониторинга сформированности профессиональных компетенций [2, С.147].

В условиях перехода к трехъязычному обучению, как новой образовательной модели, в научно- методическое обеспечение должен также входить процесс обучения самих преподавателей, который включает: специальную теоретическую, методологическую и психологическую подготовку к преподаванию в условиях трехъязычия; апробацию новых методов и инновационных технологий трехъязычного обучения; развитие опыта взаимодействия студентов и преподавателей в условиях трехъязычия; внесение изменений в систему управления педагогическим процессом, направленным на адаптацию студентов к новым социально-культурным реалиям; разработку процедуры мониторинга сформированности профессиональных лингвокультурных и межкультурных компетенций.

Требования к педагогам в реализации трехъязычного образования содержат в себе: повышение уровня владения профессионально ориентированным казахским, русским и иностранным языками; умение создавать условия для освоения студентами профессиональных знаний с учетом обучения в условиях трехъязычия, критического переосмысления полученного нового материала на трех языках обучения; формирование у студентов критериев и ориентиров, позволяющих им применять полученные полиязычные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.

Выделенные нами требования взяты за основу разработки научно-методического обеспечения процесса внедрения трехъязычного образования в университете, которое строится в соответствии со следующими основными принципами: 1) прозрачность и соотнесенность с международными стандартами курсов, программ, критериев оценки; 2) межпредметная соотнесенность; 3) принцип профессиональной направленности обучения, то есть учет будущей специальности и профессиональных интересов обучающихся на занятиях по дисциплинам учебного плана и др.

Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова определил для себя пути поэтапного внедрения трехъязычного образования через разработку, в первую очередь, системы научно- методического обеспечения.

В университете утвержден План мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 гг.; разработано «Положение о полиязычном образовании». Начата работа по созданию полиязычных академических групп.

Научно-методическое сопровождение трехъязычного образования предполагает его обеспечение дидактическими средствами: учебными программами, учебниками, учебными пособиями, мультимедийными ресурсами и т.д. В соответствии с этим определены языковые компетенции обучающихся и преподавателей, ведущих занятия на трех языках по базовым и профилирующим дисциплинам; пересмотрены с учетом требований трехъязычного обучения рабочие учебные планы, каталоги элективных дисциплин, модульные образовательные программы. Внесены коррективы в  учебно-методические комплексы, силлабусы и рабочие программы предметов, преподаваемых на английском языке.

Преподавателями ведется разработка учебников, учебно-методических пособий на английском, казахском языках по различным дисциплинам, цифровых толковых словарей, в том числе, терминологических (по информатике, физике, химии, биологии и др.).

Совместно с кафедрами решаются вопросы внедрения различных технологий и программ полиязычного образования: уровневого обучения языкам на основе CEFR – международного стандарта обучения языкам, их преподавания и системы оценок; методики предметно-языкового интегрированного обучения CLIL, которая обозначается в трудах исследователей как: 1) подход, который рассматривает язык в качестве инструмента подготовки к межкультурному пониманию, международному мышлению и применяется для улучшения образования в целом; 2) подход, нацеленный на изучение предмета и изучение языка через предмет; 3) изучение предметов посредством второго или третьего языка и совершенствование владение языками через изучение предметных областей, т.е. достижение предметных и языковых целей одновременно [5, С.5].

Проблема количественного, а также качественного состава преподавателей, владеющих на должном уровне английским языком и способных вести на нем различные дисциплины, решается поэтапно и комплексно. В настоящее время организована работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в части более совершенного овладения казахским и английским языками. Педагоги принимают участие в семинарах по проблемам внедрения и продвижения трехъязычного обучения, разработаны курсы повышения квалификации («Инновационные подходы в преподавании русского языка» и др.). Ряд из них - с привлечением зарубежных ученых. Ведется работа по налаживанию сотрудничества с различными организациями образования для совместного решения вопросов, связанных с продвижением трехъязычного обучения.

В целом, разработка системы научно-методического сопровождения процесса трехъязычного образования в ВКГУ им. С. Аманжолова способствует не только повышению качества образования, но и решению стратегической государственной задачи – формированию компетентного специалиста новой формации.

 

Список литературы

1.     Жетписбаева Б.А. Теоретико-методологические основы полиязычного образования: автореф. дисс. … д-а пед. наук. - Караганды, 2009.

2.     Ковалева Н.И. Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса (высшее образование).- Волгоград, 2005 г.-56 с.

3.     Кувшинкова  И.А. Научно-методическое обеспечение   регионального  дополнительного образования.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Рязань, 2006. – 36 с.

4.     Лиховцов С.Е. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV межд. научной конференции. – СПб, 2014. - С. 144-147.

5.     Нуракаева Л.Т., Дисюпов Б.А. Использование подхода предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в Назарбаев Интеллектуальных Школах. – Астана, 2012.