Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

В настоящее время профессиональное образование понимается как овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии или специальности. Одним из видов профессиональной подготовки является обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (в области ГО и защиты от ЧС). Профессиональная подготовка в области ГО и защиты от ЧС проводится в учебно-методических центрах субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны органов местного самоуправления. Специфика данной профессиональной подготовки представляет собой педагогическую деятельность по выработке и систематизации знаний в области безопасности жизнедеятельности. Соответственно, анализ профессиональной подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций как деятельности необходимо вести с позиции деятельностного подхода.

Понятие деятельности стало разрабатываться на рубеже XVIII – XIX веков И. Кантом, Фихте, Гегелем. И. Кант один из первых поднял вопрос о деятельностной природе познания, в котором центральное место занял принцип активности субъекта познания. В большей степени принцип активности был разработан И.Г. Фихте. В его философском учении субъект («Я») создает мир («не-Я») как продукт своей самодеятельности. Диалектика Гегеля является высшим достижением немецкой классической философии. Гегель впервые представил исторический, природный и духовный мир в виде процесса, который находится в постоянном движении, трансформации и развитии.

Свое видение понятия человеческой деятельности предложил философ М.С. Каган в работе «Человеческая деятельность» с точки зрения методологии системного подхода. М.С. Каган отмечает, что «именно понятие

«деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека… Обозначая эту человеческую активность, понятие «деятельность» охватывает, таким образом, и биологическую жизнедеятельность человека. И его социокультурную, специфически человеческую деятельность» [3, с. 39].

Впервые понятие деятельности как таковой ввел известный ученый М.Я. Басов, который понимал под деятельностью взаимодействие организма со средой: «Человек не только сам приспосабливается к среде, но приспосабливает среду к себе, воздействуя на нее и  преобразуя ее в процессах своего труда с помощью искусственных орудий труда. Последнее и делает его не просто деятелем в среде, но и активным деятелем. Вместе с этим существенно меняется понятие среды, активным деятелем которой является человек: это, прежде всего, среда человеческого общества»  [1, с. 63-64]. Разработками деятельностного подхода с точки зрения психологии занимались такие видные ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, А.Н. Леонтьев разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Таким образом, психологи и философы давали разные определения деятельности. А. Н. Леонтьев понимал деятельность как процесс, состоящий из действий и операций [4], в то время как М.С. Каган рассматривает деятельность как системный объект.

М.С. Каган выделил три элемента деятельности: субъект, объект, активность. Субъект обладает активностью и направляет ее на объекты или другие субъекты. Объект – это то, на что направлена активность. Объектом могут быть вещи, живые и неживые предметы, человек с его внутренним миром или люди вообще. Субъект воздействует на объект, проявляя активность. Активность – это способ воздействия на объект, способ овладения объекта субъектом, вследствие которого последует изменение объекта.  М.С. Каган отмечал, что

«основная функция деятельности – обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, так как существование и развитие общества есть условие живого существа, которая призвана воспроизводить сверх природные условия его бытия – социальные отношения, культуру, наконец, его самого, как биосоциальное, а не чисто биологическое существо» [3, с. 48]. Профессиональная подготовка в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций непосредственно представляет собой деятельность по обучению способам защиты от различного рода опасностей и чрезвычайных ситуаций.

В субъектно-объектных отношениях М. С. Каган выделил такие виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная. На философское понимание структуры деятельности мы обращаем внимание потому, что оно имеет самое прямое отношение к педагогической деятельности.

Под преобразовательной деятельностью М.С. Каган понимает преобразование природы через труд, преобразование общества, преобразование самого человека. В процессе профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций происходит преобразование объекта познания в области безопасности жизнедеятельности. В нашем случае обучение носит проектирующий или моделирующий характер, так как изменения объекта происходят на духовном уровне.

Под познавательной деятельностью М. С. Каган определял активность субъекта, которая направлена на объект, не изменяя его, а возвращаясь к субъекту в виде знания об этом предмете. В профессиональной подготовке в области ГО и защиты от ЧС объектом познания является безопасность жизнедеятельности. В этом направлении профессиональной подготовки важно выделить практическое познание, которое определяется обыденным сознанием человека, и научное познание, которое выражается в эмпирическом и теоретическом знании.

Ценностно-ориентировочную деятельность М.С. Каган определил в отношениях между субъектом и объектом, создавая информацию о ценностях. В этом случае сознание человека отражает действительность не только в виде познания, но и в форме оценивания. Особенностью данного вида деятельности является то, что здесь субъектом является и преподаватель и обучающийся, то есть подразумеваются субъект-субъектные отношения как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися (Рисунок 1). М.С. Каган писал, что в этом случае мы сталкиваемся с коммуникативным видом деятельности или общением.


Таким образом, профессиональная подготовка в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является деятельностью между субъектами коммуникации, направленная на развитие способностей в области безопасности жизнедеятельности. При этом деятельность обучающегося представляет собой не только усвоение учебного материала, но и включение его в реальную преобразовательную деятельность.

С точки зрения деятельностного подхода в профессиональной подготовке обучающихся в области ГО и защиты от ЧС в нашей работе сделаем акцент на идеях Джона Дьюи, касающихся непосредственно теории деятельности.

Американский ученый Джон Дьюи впервые предложил концепцию «учения через деятельность» [2]. Дьюи считал основными следующие принципы этой системы: учет интересов обучающихся; учение через деятельность; учение через обучение мысли и действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Основу деятельностного метода обучения составляет сама деятельность, деятельность самих обучающихся в области ГО и защиты от ЧС. Слушатели в процессе обучения создают проблемные ситуации и сами ищут из нее выход. Функция преподавателя в этом случае носит лишь направляющий и корректирующий характер.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

1.      Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся получает знания в области ГО и защиты от ЧС не в готовом виде, а добывает их сам как на практических занятиях, при проведении учений и тренировок, осознает при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает и принимает нормы этой деятельности, является активном участником образовательного процесса, совершенствует полученные навыки, что способствует успешному формированию его профессиональных компетенций в области ГО и защиты от ЧС.

2.      Принцип непрерывности – означает преемственность на всех ступенях и этапах обучения. Обучение в области безопасности жизнедеятельности начинается  в общеобразовательных  школах  с  изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», студенты лицеев, колледжей, высших учебных заведений изучают курс «Безопасность жизнедеятельности». Работающее население обучается в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, периодичность обучения составляет 1 раз в 5 лет. Неработающее население обучается в учебно-консультационных пунктах по месту жительства.

3.      Принцип целостности – в процессе обучения в области ГО и защиты от ЧС формируется комплексное представление о безопасности жизнедеятельности.

4.      Принцип минимакса – заключается в следующем: модульное обучение по программам дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС вводит вариативную и инвариантную части обучения, что позволяет проводить обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.

5.      Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса. Средний возраст обучающихся в области ГО и защиты от ЧС в среднем составляет  от 35 до

45 лет. Соответственно актуальное значение имеет создание в процессе обучения доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества, развитие диалоговых форм обучения.

6.      Принцип вариативности –  предполагает формирование обучающимися способностей адекватному реагированию на различные виды чрезвычайных ситуаций и правильность выбора действий из различных чрезвычайных ситуаций.

7.      Принцип творчества – означает ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание  различных проектов на основе собственного опыта.

В современном педагогическом сообществе наследие Джона Дьюи не является минувшим прошлым, работы Дьюи по педагогике помогают лучше представлять себя в проблемном поле образования, понять и осознать то важное, что пригодится в решении профессиональных задач.

Таким образом, особенность профессиональной подготовки в области ГО и защиты от ЧС, основанная на использовании деятельностного метода, заключается в том, что обучающимся не даются новые знания в готовом виде, слушатели открывают их сами в процессе самостоятельной и взаимной деятельности. Преподаватель только направляет эту деятельность и подводит итог, конкретизируя установленные алгоритмы действия.

 

Список литературы

1.      Басов М.Я. Общие основы педологии. – М.: Алетейя, 2007. – 776 с.

2.      Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика-пресс, 2000. – 384 с.

3.      Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

4.      http://www.infoliolib.info/psih/leontyev/leont1.html.