30 мая 2016г.
Анализ современных исследований координационных способностей студентов, в частности занимающихся в различных спортивных секциях, показывает их недостаточность и фрагментарность.
Ученые утверждают, что достичь высоких результатов в двигательной деятельности можно только при условии владением высоким уровнем развития способностей оценивать и точно регулировать динамические, временные и пространственные параметрами движений. Как известно, наивысших результатов в двигательной деятельности достигают те, кто имеет высокий уровень сенсорных и перцептивных возможностей.
Двигательная координация – один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки тхэквондиста, именно поэтому в нашем педагогическом эксперименте мы рассматриваем средства тхэквондо, как основные средства развития координационных способностей. Высокий уровень ее развития является фундаментом успеха, в котором окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности, способствует овладению техникой движения. Поэтому, важное значение имеет возможность ее объективного измерения и оценки. Развитие координационных способностей следует интегрировано осуществлять в ходе технической подготовки. Воспитание и развитие координационных способностей не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет стержневую основу всего ее содержания. Место координационной тренировки следует рассматривать через призму развития ловкости (называемой в последнее время координационными способностями) в системе физической подготовки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студентов занимающихся тхэквондо.
Предмет исследования - развитие координационных способностей студентов-тхэквондистов в тренировочном процессе.
Гипотеза исследования - предполагалось, что применение экспериментальной методики, основанной на использовании специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей, с учетом элементов техники и тактики тхэквондо, будет способствовать повышению уровня общей и специальной координации движений.
Цель работы - экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей.
При планировании развития координационных способностей в течение года мы учитывали следующие аспекты: определение важнейших координационных способностей для тхэквондистов; подбор и разработка общих и специальных средств и методы их развития; разработка упражнений, развивающие важнейшие координационные способности; подготовка упражнений, развивающих координационные способности в процессе технико-тактического совершенствования; учет сенситивных периодов развития отдельных координационных способностей, а также индивидуальные особенности их проявления в конкретный возрастной период.
Планирование и контроль тренировочных нагрузок тхэквондистов основываются на определении их вида, объема, интенсивности, регистрации времени, затраченного на физическую, техническую и другие виды подготовки.
Во время выполнения координационных упражнений от занятия к занятию мы постепенно повышали нагрузку. Повышение интенсивности во время выполнения координационных упражнений происходило за счет:
- увеличения координационной сложности заданий путем увеличения числа вариативности упражнения;
- повышения требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время;
- выполнения координационных упражнений в условиях дефицита времени;
- сокращения пауз между упражнениями и соответственно между сериями упражнений;
- акцент "на координацию" во время выполнения упражнений, воздействующих на другие физические качества;
- выполнения координационных упражнений после физических нагрузок.
Разработанная методика предусматривает увеличение уровня развития скоростно-силовых способностей, совершенствование функций, лежащих в основе ориентировки во времени и пространстве, развитие координационных способностей, повышение уровня устойчивости к раздражению (полукружных каналов) вестибулярного анализатора за счет вращательных движений, а также формирование способности точно дозировать мышечные усилия.
Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие чувства пространства, координационной способности, мышечных чувств, чувства времени и скоростно-силовых качеств занимало от 15 до 25 % общего времени занятий.
Основные задачи, которые мы решали во время учебно-тренировочного процесса:
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
- постепенный подход к целенаправленной подготовке в тхэквондо;
- обучение технике;
- обучение тактике;
- повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности на основе координационной подготовки.
При планировании работы, направленной на повышение координационных возможностей, мы учитывали следующие компоненты нагрузки: сложность движений, интенсивность работы, продолжительность отдельного упражнения (подхода, задания), количество повторений одного упражнения (подхода, задания), продолжительность и характер пауз между упражнениями (подходами, заданиями).
При совершенствовании координационных способностей применялись упражнения различной степени сложности: от относительно простых, стимулирующих деятельность анализаторов, нервно-мышечного аппарата и готовящих организм к более сложным движениям, до сложнейших упражнений, требующих полной мобилизации функциональных возможностей спортсменов.
В отношении самых разнообразных упражнений и заданий, способствующих приросту координационных способностей, имеется общая тенденция: невысокая интенсивность работы на начальных этапах совершенствования данного качества применительно к конкретным двигательным действиям, постепенное повышение интенсивности по мере расширения технико-тактических возможностей спортсмена и, наконец, использование около предельной и предельной интенсивности, когда речь идет о совершенствовании координационных возможностей в непосредственной взаимосвязи с достижением высоких результатов в соревновательной деятельности.
Процесс совершенствования координационных способностей органически увязан с решением задач технико-тактического совершенствования, с развитием скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях специфических тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому интенсивность работы в значительной мере определялась необходимостью комплексного решения задач специальной подготовки спортсмена на тренировочном этапе подготовки.
Разработана экспериментальная методика развития координационных способностей тхэквондистов основная идея которой заключается в использовании значительного количества специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей, с учетом элементов техники и тактики тхэквондо.
Упражнения координационной направленности нами были систематизированы на шесть групп:
1. Упражнения для развития статистического и динамического равновесия для выполнения ударов при фехтовании.
2. Упражнения, направленные на развитие способности к точности в действиях при выполнении вращательных движений, в основном включались в тренировочные микроциклы обще- и специально - подготовительные этапы тренировки.
3. Упражнения, направленные на развитие способности к частоте движений.
4. Упражнения, направленные на развитие чувства времени.
5. Упражнения, направленные на развитие динамических и пространственно-временных параметров движения.
6. Упражнения, направленные на развитие способности к перестройке и согласованию двигательных действий.
Использование разработанной методики развития координационных способностей способствовало
статистически достоверному улучшению уровня подготовленности на заключительном этапе эксперимента. Статистически достоверные изменения отмечены в тестах, которые отображают уровень развития специальных координационных способностей - 10 кувырков вперед (t=2,98; р<0,01) и пробегание прямой с ударами (t=2,96; р<0,01). Достоверные изменения отмечены в результатах тестов, которые отображают уровень развития общей координации: поддержание статического равновесия на одной ноге с открытыми глазами (t=2,36; р<0,05); поддержание статического равновесия на одной ноге с закрытыми глазами (t=2,26; р<0,05); проба Ромберга на левой ноге (t=2,63 р<0,05), на правой ноге (t=2,6; р<0,05); реакция выбора (t=3,89; р<0,001); прыжок с места в верх (t=2,32; р<0,05); челночный бег (t=2,92; р<0,01); воспроизведение 50% силы от макс на кистевом динамометре (t=2,63; р<0,05); прыжок в длину с места назад (t=5,2; р<0,001).
Список литературы
1. Блеер, А.Н. Методические основы совершенствования устойчивости двигательных навыков в видах спортивной борьбы [Текст] / А.Н. Блеер, В.В. Шиян. – М.: ФОН, 2002. – 120 с.
2. Курамшин, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития [Текст] / Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина // Теория и методика физической культуры (курс лекций). 1999. – С. 163–178.
3. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования [Текст] /В.И. Лях // Теор. и практ. физ. культ. -1995. - №11, С. 16–24.
4. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств [Текст] / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры.–2001.–№6.–С. 17–20.
5. Романенко, В. В. Совершенствование методики обучения техническим действиям таэквондистов-новичков с использованием звуковых ритмических структур [Текст] / В. В. Романенко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. научн. трудов. – Харьков : ХГАДИ (ХХПИ), 2007. – № 1. – С. 75–82.