Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПО ДАННЫМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Современное образовательное пространство становится фактором, снижающим уровень здоровья студентов [1]. Отсутствие системного, информационного и индивидуально-личностного подходов в организации здоровьеформирующего образовательного пространства в процессе обучения, включая дополнительное и вневузовское образование, во многом определяет постоянное снижение уровня здоровья студентов. Здоровье и качество жизни студентов, во многом, напрямую зависят от уровня мотивации на здоровый образ жизни, от уровня развития культуры личности и здорофьеформирующего образовательного пространства. Определение взаимосвязей между физическим развитием, уровнем функционального, психического состояния студентов и предъявляемыми требованиями современной жизни, например, испытания комплекса ГТО, становится актуальным.

Цель исследования. Прогнозирование показателей физического развития, функционального состояния, физического и психического компонентов качества жизни по данным показателей испытаний комплекса ГТО.

Задачи исследования.

1.                   Определить уровни самооценки своего здоровья студентами, оценить их физическое развитие, состояние функциональных систем организма.

2.                   Определить уровни выполнения студентами испытаний комплекса ГТО.


3.                     Спрогнозировать уровни самооценки своего здоровья студентами, показатели их физического развития и состояния функциональных систем организма по показателям испытаний комплекса ГТО.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 84 студента 3 курса ННГАСУ, из них 48 юношей и 36 девушек. В исследование использованы данные: 1) антропо- и физиометрического и функционального обследования физического развития студентов по показателям рост (в см), вес (в кг), САД и ДАД (в мм рт.ст.), пробы Штанге и Генчи (в сек), адаптационный потенциал (АП) по Баевскому (в баллах); 2) определения качества жизни (тест SF-36) по физическому и психологическому компонентам. У юношей проводились следующие испытания комплекса ГТО: «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», «подтягивание из виса на высокой перекладине», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «бег на 100 метров», «бег на 3 км». У девушек проводились следующие испытания: «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», «бег на 100 метров», «бег на 2 км». Для прогнозирования результатов использовали метод множественной регрессии.

Результаты и их обсуждение. Средний возраст обследованных студентов юношей составил 19,66±0,06 (лет), рост 179,37±1,12 (см), вес 73,70±1,49 (кг). Средний возраст девушек составил 19,94±0,06 (лет), рост составил 164,94±0,66 (см), вес 57,44±1,43 (кг).

Полученные показатели артериального давления составили: у юношей САД =131,04±1,88 мм рт.ст. и ДАД=71,25±1,13 мм рт.ст; у девушек САД = 114,72±1,76 мм рт.ст. и ДАД= 75,55±1,64 мм рт.ст. Показатели пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) у юношей составили 61±1сек, у девушек 40 ±1,0 сек; пробы Генчи (задержка дыхания на выдохе) 13,5±1,5сек у юношей и 10,5±0,5 сек.

Гармоничное физическое развитие выявлено у 35,41%, дисгармоничное развития у 64,58% юношей. У девушек гармоничное и дисгармоничное физическое развитие выявлено поровну по 18 студентов (по 50%).

При этом, согласно анализу физического развития студентов по центильным шкалам, разработанным Н.Г. Чекаловой (2013), «очень высокое» физическое развитие по показателю САД у юношей имели 33,33%, у девушек 5,55%, «высокое» – 33,33% у юношей и 11,11% у девушек, «среднее» – 29,16% у юношей и 27,77% у девушек, «ниже среднего» у девушек 44,44%, «низкое» – 4,16 у юношей и 11,11% у девушек.

Полученные показатели функциональных проб сердечнососудистой и дыхательной систем выявили достаточно низкий уровень тренированности данных систем организма, Так показали пробы Штанге – «выше среднего» выявлены у 29,16% у юношей и 11,11% у девушек, «среднее» – 39,58% у юношей и 11,11% у девушек, «ниже среднего» – 22,91% у юношей и 33,33% у девушек. Показатели пробы Генчи – «ниже среднего» выявлено у 12,5% у юношей, «низкое» – 14,58% у юношей и 5,55% у девушек, «очень низкое» – 64,58% у юношей и 94,45% у девушек.

Адаптационный потенциал (АП) (по Р.М. Баевскому, 1979) рассчитывается без проведения нагрузочных тестов и позволяет давать предварительную количественную оценку уровня здоровья обследуемых. Так, у юношей АП составил 2,36±0,04 баллов, при этом у 79,16% выявлена удовлетворительная адаптация, у 20,83% - напряжение механизмов адаптации. У девушек АП составил 2,25±0,03 баллов, при этом у 97,22% выявлена удовлетворительная адаптация и у 2,77% - напряжение механизмов адаптации.

Показатели физического компонента качества жизни у юношей составил (PH) 320,66±8,68 баллов (около 80% от самооценки полного здоровья), у девушек 310,61±8,49 баллов (77,65%); психического компонентов качества жизни у юношей (MHs) 265,70±6,75 баллов (66,42%), 209,00±11,19 баллов (52,25%) у девушек. Если показатели физического здоровья на достаточно высоком уровне, то средние показатели самооценки психического здоровья следует считать низкими, особенно у девушек.

Анализ показателей нормативов ГТО у юношей выявил, что «золотой» норматив по испытанию «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у 20,83% студентов,«серебро» 58,33%, «бронза» - 8,33%; «бег на 100 м» - «золото» у 62,5%, «серебро»-37,5%; «бег на 3 км» -«золото» у 12,5 %, «серебро» - 29,16%, «бронза» 8,33%; «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» -«золото» у 54,16%, «серебро» - 16,66%, «бронза» - 29,16%; «подтягивание из виса на высокой перекладине»- «золото» у 45,83%, «серебро» - 25%, «бронза» - 4,16%.

Анализ показателей нормативов ГТО у девушек выявил, что «золотой» норматив по испытанию «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у 44,44%, «серебро» 44,44%, «бег на 100 м» - «золото» не выполнила ни одна девушка, «серебро»-5,5%; «бронза» не выполнила ни одна девушка; «бег на 2 км» - «золото» у 72,22 %, «серебро» 27,77%; «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» - «золото» у 33,33%, «серебро» - 38,88%, «бронза» 16,16%; «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» - «золото» у 38,88%, «серебро» 50%, «бронза» 5,55%.

Прогнозирование результатов физического здоровья (PH) по опроснику SP-36 у девушек:

PH(д)= -1051,87- 3,69*N+32,53*S+2,64*D+0,41*Z+3,87*О

Данное уравнение описывает 39,11% общей дисперсии, где: N –«наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье»; S – спринт, «бег на 100 метров»; D – «прыжок в длину с места толчком двумя ногами»; Z- «бег на 2 км» в сек; О – «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», P –«подтягивание из виса на высокой перекладине». Жирным шрифтом выделены наиболее значимые показатели прогнозирования, т.е. изменение показателей «наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» и «бега на 100» наиболее сильно влияют на показатели физического здоровья, и на эти показатели следует обратить внимание на занятиях по физической культуре;

Уравнение прогнозирование результатов психического здоровья (MHs) по опроснику SP-36 у девушек, описывает 36,5% общей дисперсии, у юношей:

MHS (д) = -128,874-4,951*N+18,765*S+0,136*Z-0,058*D-1,063*O

Спрогнозировать результат физического и психического здоровья по опроснику SP-36 у юношей оказалось невозможно.

Уравнение прогнозирование результатов адаптационного потенциала (АП) описывает 45,72% общей дисперсии у девушек, у юношей - 32,06%:

АП(д)     =1,418+0,018414*N+0,060079*S-0,0004*Z+0,0014*D-0,025*O

АП(ю) = 4,733478 +0,013831*N -0,265892*S +0,001002*Z +0,002314*D--0,029639*P

Уравнение прогнозирование результатов систолического артериального давления (САД) у девушек описывает 50,01% общей дисперсии, у юношей - 42,72%:

САД (д) = 89,89+0,988*N+4,037*S-0,071*Z+0,052*D-1,061*O

САД     (ю)=307,7692+0,7828*N-14,9542*S+0,0367*Z-0,0099*D-1,0811*P

Наиболее сильно влияют на показатели АП и САД показатели испытаний комплекса ГТО у девушек «наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» и «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», у юношей показатели «наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», «бега на 100 м» и «подтягивания из виса на высокой перекладине».

Уравнение прогнозирование результатов ДАД описывает 27,79% общей дисперсии у девушек, у юношей - 24,38%:

ДАД (д) =52,499+0,832*N+1,319*S-0,02*Z+0,085*D-0,778*O

ДАД       (ю)=55,81644+0,547*N-0,21732*S-0,01244*Z+0,11673*D-0,41283*P

Наиболее  сильно влияют на показатели ДАД показатели испытаний комплекса ГТО «наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» в обеих группах.

Уравнение прогнозирование результатов пробы Штанге  описывает 30,52% общей дисперсии у девушек, у юношей - 44,07%:

Пр.Штанге (д) =79,94 + 0,887*N+1,352*S- 0,09*Z- 0,042*D+0,011*O

Пр. Штанге (ю) =212,02+0,17*Т-10,73*S-0,0258*Z+0,1323*D-1,719*P

Наиболее сильно влияют на пробу Штанге у девушек показатели испытаний комплекса ГТО«наклона вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» и «бега на 2 км», у юношей – показатели «бега на 100 м» и «подтягивания из виса на высокой перекладине».

Уравнение прогнозирование результатов пробы Генчи у девушек описывает 36,57% общей дисперсии, у юношей 20,6%:

Пр.Генчи (д) = -49,115- 0,037*N-0,347*S+0,058*Z+0,089*D+0,55*O

Пр. Генчи =-37,20-0,36*N+1,43*S+0,006*Z+0,138*D-0,338*P

Наиболее сильно влияют на показатели пробы Генчи у девушек показатели испытаний комплекса ГТО «бега на 2 км» и «сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу», у юношей – показатели «прыжка в длину с места толчком двумя ногами»

Таким образом, выявлены высокие уровни взаимозависимости качества жизни и уровня их физического развития и функционального состояния организма, что позволяет прогнозировать показатели физического развития, функционального состояния, физического и психического компонентов качества жизни по данным показателей испытаний комплекса ГТО.

 

Список литературы

 

1.                        Югова, Е.А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетентности // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С.101.