Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

В современных условиях активизируются проблемы подготовки педагогических кадров, способных успешно решать задачи лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечения их в активную физкультурно-спортивную жизнь, обеспечение адекватными средствами укрепления здоровья, достижения ими оптимальных показателей в развитии двигательных способностей, ликвидации двигательного голода в стадии роста и развития. Исходя из этого, в 2017 году на базе Петрозаводского государственного университета Институт физической культуры, спорта и туризма объявил прием абитуриентов на обучение по образовательной программе высшего образования 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья по двум направлениям: педагог по адаптивной физической культуре по очной форме обучения (прикладной бакалавриат) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (академический бакалавриат) по заочной форме обучения (5 лет).

Адаптивная физическая культура или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья является новой для России, специфичной областью образования, науки, социальной практики. В связи с этим предъявляются нетрадиционные требования к системе профессионального образования. Впервые в России кафедра теории и методики адаптивной физической культуры была открыта в Санкт- Петербургском университете им. П. Ф. Лесгафта в 1995 г. Специалистов по новой учебной дисциплине начали готовить в университете, ещё не имея факультета АФК, который стал существовать с 1999 г. Дипломы бакалавров этого вуза получили студенты с факультета АФК в 2002 году. Первыми разработчиками программы дисциплины «Теория и организация АФК» следует считать профессоров Санкт- Петербургской академии физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта С. П. Евсеева и Л. В. Шапкову (2003). Учебник для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности АФК вышел в 2002 г. под редакцией С. П. Евсеева. Кроме того, университет им. П. Ф. Лесгафта в 2000 г. явился одним из издателей журнала «АФК», а с 2003 г. журнал вошел в Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ.

Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. позволил значительно расширить формы обучения специалистов в сфере физической культуры и спорта с такими группами лиц, как незрячие, неслышащие, с поражением опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями и другими, как было указано в первом Государственном образовательном стандарте по АФК, утвержденном ещё в 1997 г. Он дал возможность получить образование в очной, очно- заочной и заочной формах обучения.

С введением новой специальности физические упражнения для лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как помощь и повышение качества их жизни. АФК представляется как единство телесно-физического, интеллектуального и мировоззренческого развития человека с отклонениями в состоянии здоровья в сфере образования и воспитания, профессиональной деятельности, культурной и спортивной жизни. Для социальной адаптации особую роль играют физическая культура и спорт, рассматривая их как способности к самосовершенствованию, вхождение в общество и согласованность с окружающим миром. Одним из первых разработчиков АФК был основоположник теории и методики физического образования П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Его работы по научному обоснованию методики применения физических упражнений для воспитания и образования слепых детей стали классическими. Поворот в отношении к инвалидам произошёл благодаря Ж. Ж. Руссо (1712-1778). Он констатировал, что естественное неравенство людей проявляется, прежде всего, в неравенстве общественных условий.

В нашей стране АФК даёт возможность развиваться потенциалу каждого человека, имеющего ограниченные возможности здоровья и ставит задачи заниматься не только развитием и восстановлением систем организма человека, но и всестороннего его развития, готовности к полноценной жизни.

Недооценивание роли физической культуры, её естественного фактора — движения, ЗОЖ, закаливания — убедительно показаны в работах, касающихся медицинской реабилитации, уже в 1993 г. Так, С. Ф. Курдыбайло (1993) пишет, что регулярные и целенаправленные спортивные тренировки лиц с отклонениями в состоянии здоровья стимулируют биохимические, морфологические и функциональные реакции, которые оказывают воздействие на мышечную, кардио, респираторную системы, на функции ЦНС и эндокринных органов.

В пособии Евсеевой О.Э. [2], предназначенном для обучающихся по направлению 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» разработаны и подобраны новые сведения на решение основно задачи обеспечения сознательного выбора личностью общественных ценностей в области физической культуры. Главное внимание уделено разделам организации учебного процесса, содержанию по курсам на четыре года обучения теоретического и практического материала, приведены контрольные требования. Важнейшими компонентами формирования физической культуры студента в настоящее время, как отмечает автор, следует считать мировоззрение, потребностно-мотивационную сферу личности, ширину и глубину знаний в области физической культуры.

Отличительной особенностью Государственного стандарта высшего профессионального образования при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре (АФК) («Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья») является то, что он включает не только федеральный, но и национально-региональный (вузовский) компонент, наполняемый вузами в соответствии с имеющимися научно-методическим, кадровым и материально-техническим обеспечением. При формировании основных образовательных программ значительно увеличиваются академические свободы вузов.

При разработке различных программ АФК авторы указывают, что в зависимости от диагностических показателей в состоянии здоровья, особенностей физического и психического развития в практической деятельности физические упражнения могут служить не только ориентирами, а составлять основу педагогической деятельности специалиста АФК. Хотелось бы  добавить, что в процессе таких занятий совершенствуются как двигательные способности, так и расширяются возможности развития психических, интеллектуальных и личностных качеств человека. Адекватный подбор средств, методов и методических приемов в работе с занимающимися зависит от постановки педагогических задач как общих, так и специфических, отражающих особенности аномального развития, наличия основного дефекта и имеет коррекционно-развивающую направленность. И всё-таки в многочисленной группе задач, стоящих перед данной категорией лиц, ключевыми являются такие, как осознанное отношение к оздоровительному и спортивному труду, когда человек испытывает интерес и потребность в занятиях физической культурой и спортом, убеждён в их пользе для саморазвития, активности, организованности и ответственности и при этом проявляет волевые способности, чувствует возможность преодолеть себя и достичь намеченной цели.

Направляющая роль в процессе воспитания, самовоспитания и самосовершенствования лиц с ограниченными возможностями здоровья принадлежит педагогу. Он вовлекает в этот процесс, предоставляя человеку расширенные возможности для проявления инициативы и самостоятельности, для формирования здорового стиля жизни и самоутверждения. Профессионализм, компетентность и мастерство специалиста АФК являются решающими для успеха в решении оздоровительных, психологических и воспитательных задач в педагогическом процессе. От уровня профессиональной подготовки педагога и от того, насколько он обеспечивает качество образования, зависит также качество обучения. Надо любить свою специальность и заинтересовать процессом обучения. Обучать с увлечением, формировать у обучающихся научные концепции ценности физической культуры личности и общества, личной и социальной значимости физической культуры и спорта, а также передать слушателям чувство возможности преодолеть себя и испытать это в практической деятельности.

Положительный настрой будущих педагогов и инструкторов-методистов по АФК на изучение новых сведений как о теории, так и о методике и практике работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в области двигательной активности, могут вызвать программы, учебные пособия, множество публикаций, в том  числе  работы  С. П. Евсеева,  Л. В. Шанковой,  О. Э. Евсеевой,  О. Э.  Аксенова, С. Ф. Курдыбайло и др.

С особым интересом студентами в процессе обучения и воспитания в вузе воспринимается материал о мировом паралимпийском движении как основном направлении развития адаптивного спорта, где главной целью и конечным результатом является социализация, социальная интеграция лиц с отклонениями в состоянии здоровья как участников международных соревнований — Олимпийских играх, первенствах, чемпионатах и Кубках мира, так и соревнований различного масштаба на региональном и национальном уровнях.

Подпитывать интерес будущих специалистов и по базовому курсу АФК, и по базовому блоку адаптивного спорта возможно примерами высказываний знаменитых паралимпийцев — чемпионов и призеров — о том, какое отношение и важное значение имеет АФК и адаптивный спорт в формировании качеств личности, а также, как почувствовать и открыть в себе уникальную возможность и способность преодоления, казалось бы, невозможного. Труд спортсмена, вложенный в победу с соперниками страны и над собой, должен быть оценен в первую очередь коллективом. Результат осмысления этих знаний, полученных на занятиях будущими специалистами, будет особенно эффективным, если названные ведущие спортсмены-паралимпийцы будут известны студентам по смежным дисциплинам, читаемым в вузе и практическим занятиям по видам спорта. Через них протянется ниточка междисциплинарных связей. Студенты с интересом будут слушать и заниматься предложенными проблемами, обсуждаемыми на предмете, если им понятно, о чем идет речь. Поэтому, изучая абстрактные понятия, полезно приводить множество примеров и сравнений с реальными жизненными ситуациями, и тогда студенты на практике испытают на себе чувство гордости за свой коллектив и в дальнейшем передадут его в будущей профессии.

Таким образом, в основе освоения студентом-спортсменом научных знаний по АФК и адаптивному спорту лежит педагогический профессионализм, требующий раскрытия социализирующего потенциала АФК, значительно расширяющий сферу её использования. В работе со студентами физкультурных вузов необходимо использовать исследования, опыт, практические разработки современных технологий, которые содействуют творческому развитию личности спортивного педагога и включают в себя искусство владения педагогическим процессом в своей отрасли.

Список литературы

 

1.                   Евсеев С. П., Теория и организация адаптивной физической культуры : примерная программа дисциплины для специальности 022500 Физическая культура дли лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова; Учебно- методическое объединение по образованию в области физической культуры и спорта. — Москва: РИО РГУФК, 2003. — 46 с.

2.                   Евсеева О. Э. Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные    медицинские   группы)     :     учебное    пособие    /     О. Э. Евсеева;     Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — Санкт-Петербург : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2015. — 117 с.

3.                   Путин В. В. Одолеть кризис через развитие // Ежемесячный журнал «Стратегия России». —2012. — № 5 (101). — С. 5-28.