Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПО САМООБОРОНЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Спецификой органов таможенной службы, устанавливающей их роль в системе органов исполнительной власти, является то, что существующим законодательством они причислены к разряду правоохранительных органов. Одной из их функций является борьба с правонарушениями и преступлениями, возникающими при перемещении товаров через таможенную границу, отнесенных к компетенции таможенных органов. На Дальнем Востоке органом обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России является Дальневосточное таможенное управление наиболее крупномасштабное по занимаемой территории управление Федеральной таможенной службы России. Владивостокский филиал Российской таможенной академии является кузницей кадров для таможенных органов всего Дальневосточного региона, каждый пятый специалист таможенных органов – выпускник академии. Согласно требованиям предъявляемым к будущим специалистам таможенникам, в программе по физической подготовке для студентов таможенной академии предусмотрено обязательное прохождение курса «Самооборона» [2].

Особенности профессиональной деятельности таможенников предъявляют высокие требования к уровню их физического здоровья и занятия по самообороне в вузе должны иметь не только обучающую направленность, но, прежде всего, должны быть ориентированы на расширение адаптационного потенциала организма студентов, на сохранение и укрепление состояния их здоровья.

Многочисленные исследования указывают на ежегодное увеличение студентов специальной медицинской группы и полностью освобождѐнных от занятий физическими упражнениями. Данная негативная тенденция характерна и для Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Результаты медицинского обследования студентов филиала подтверждают, что состояние здоровья студентов, прогрессивно ухудшается [1].Решение данной проблемы мы видим в использовании комплексов прикладной аэробики на занятиях по самообороне. Аэробика не только пользуется огромной популярностью среди студенческой молодежи, но и создает хорошие условия для активизации наиболее важных физиологических систем организма.

Мы предположили, что использование комплексов прикладной аэробики в учебно-тренировочном процессе по самообороне будет содействовать сохранению и укреплению физического здоровьястуденток. Для проверки данной гипотезы проводился педагогический эксперимент, который был организован на базе филиала и проводился на протяжении 2013-2014 учебного года. Была определена экспериментальная и контрольная группы в количестве 22 девушек. Главное и единственное отличие учебных занятий обеих групп заключалось в использовании на занятиях с экспериментальной группой, в подготовительной части занятия комплексов прикладной аэробики.

Педагогический эксперимент сопровождался контролем над основными показателями физического здоровья студенток (экспресс-оценка по Г.Л. Апанасенко, САД, ДАД, ПД, ЧСС, проба Штанге, проба Генчи, МПК).

На начало эксперимента, между девушками испытуемых групп по всем показателям физического здоровья экспресс-оценки (по Г.Л. Апанасенко, 2006) не было зафиксировано достоверно значимых различий (p>0,05).В конце исследования между студентками экспериментальной и контрольной групп были отмечены достоверно значимые различия по четырем исследуемым признакам. Наибольшие различия между девушками испытуемых групп были зафиксированы в показателях дающих представление о возможности организма восстанавливаться после перенесенной физической нагрузки. Так, студентки экспериментальной группы на 12,29% показали результат лучше в пробе с приседаниями, чем испытуемые контрольной группы. Жизненный индекс, позволяющий судить о функциональных возможностях системы дыхания, у девушек экспериментальной группы, по сравнению с данными контрольной группы, стал лучше на 13,32%.  Наименьшее преимущество  девушек экспериментальной группы над студентками контрольной группы, но тем не менее достоверно значимое (p<0,05), в 8,25% было зафиксировано в показателях индекса Робинсона.

По ходу эксперимента было установлено, что использование на учебных занятиях по самообороне комплексов прикладной аэробики позволило улучшить функциональный тренировочный эффект на организм студенток. За время исследования у испытуемых экспериментальной группы возросли функциональные возможности организма. Так, показатель максимального значения МПК у девушек экспериментальной группы по сравнению с девушками контрольной группы достоверно (p<0,05) увеличился на 10,14% и составил 2985,87мл/мин, что на 13,56% лучше, чем было в начале исследования. Зафиксированное значение относительного МПК у студенток экспериментальной группы в сравнении с испытуемыми контрольной группы, также достоверно (p<0,05) возросло на 7,6% и составило 44,94 мл/мин/кг.

Сопоставление данных функциональных проб дыхания у студенток исследуемых групп (проба Штанге, проба Генчи) в конце педагогического эксперимента, выявило, что степень функционирования системы дыхания у девушек экспериментальной группы стала находиться на хорошем уровне функционирования, в то время как у девушек контрольной группы уровень работы дыхательной системы остался на прежнем уровне развития. Студентки экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента стали превосходить девушек контрольной группы в пробе Штанге на 39,25% и в пробе Генчи на 26,73%.

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что у испытуемых экспериментальной группы основные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы стали гораздо ближе к существующим нормативным показателям. Наилучшие соответствия показателям нормы были зафиксированы у студенток исследуемых групп в показателях систолического артериального давления, но у девушек экспериментальной группы данное соответствие составляет 98,21%, а у девушек контрольной группы – 97,2% (Рисунки 1).


1- Индекс массы тела; 2- Жизненный индекс; 3- Индекс Робинсона; 4- Проба с приседаниями; 5- Силовой индекс; 6-ЧСС; 7-САД; 8-ДАД; 9-ПД; 10- Проба Штанге; 11- Проба Генчи; 12-МПК


Показания диастолического артериального давления у студенток экспериментальной группы соответствуют норматическим показателям на 92,4%, в то время, как у студенток контрольной группы, всего лишь на 85,97%. Наилучшее положительное изменение у испытуемых экспериментальной группы было отмечено в показателях ЧСС. По данному признаку зафиксировано улучшение на 10,42% и соответствие норме составило 81,01%. В то же самое время, в контрольной группе отмечено небольшое улучшение ЧСС, всего лишь на 0,31%.

Наблюдение и контроль над основными показателями психофизического здоровья студентов позволили получить обширную информацию для обоснованного заключения об эффективности влиянии экспериментальной методики на динамику этих процессов. Подводя итоги, можно сделать вывод, что применение на учебных занятиях по самообороне комплексов прикладной аэробики будет способствовать повышению их эффективности.

 

Список литературы

1.      Сизова, Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии [Текст] / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова, Т.Н. Тиосова // Международный научно-исследовательский журнал, г. Екатеринбург.: МНИЖ - 2014 - №11(30) часть 4. - С.49-50

2.      Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на академических занятиях по самообороне [Текст] / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова// Международный научно-исследовательский журнал, г. Екатеринбург.: МНИЖ - 2014 - №6(25) часть 2. - С.54-56