01 июня 2016г.
Тема насилия в последнее время приобретает все большую актуальность в нашей жизни. Насилие в период развертывания военных действий, насилие в мирных условиях со стороны бандитских группировок, домашнее насилие, сексуальное насилие, насилие над детьми со стороны взрослых, Насилие как факт нашего бытия. И как следствие этого - насилие среди детей и подростков, тема, которая не может не волновать. Школа должна быть местом, где детям комфортно и безопасно. В реальной жизни мы все чаще сталкиваемся, когда это бывает наоборот. К сожалению, опыт свидетельствует, что место, где ребенок проводит большую часть своего времени, не застраховано от проявлений агрессии и насилия. Тем более прискорбно признавать тот факт, что ребенок в силу обстоятельств вынужден иногда длительно находится в роли жертвы и испытывать травмирующую для него ситуацию. Не всегда взрослые способны оградить ребенка от сложных жизненных обстоятельств и тогда ребенок, вынужден находится в кризисной для него ситуации один. Какой будет исход, сможет ли ребенок справиться со своими насильниками в одиночку, какой ущерб будет нанесен его физическому и психическому здоровью - непредсказуемо. И в основном, те люди (педагоги, психологи, администрация, правоохранительные органы и т.д.) которые призваны по - долгу своей деятельности защитить ребенка от насилия, предупредить его, сталкиваются с последствиями ситуаций насилия, когда очень трудно бывает оказать помощь, защиту и поддержку. И очень много времени требуется на восстановление, на реабилитацию, на полноценное возвращение к жизни.
Можно ли в условиях образовательного учреждения предупредить насилие и избежать его пагубные последствия на развитие личности ребенка? Делать это, безусловно, можно и нужно! Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде должен и может вносить каждый участник образовательного пространства и в первую очередь это касается психологов, педагогов, социальных работников.
Тренинги общения, тренинги личностного роста, тренинги уверенного поведения, тренинги по профилактике зависимого поведения, а также организация досуга детей и вовлечение их в клубы по интересам, тот не полный перечень профилактических мероприятий, которые, безусловно, должны изменить среду, в которой находятся дети, и сформировать модель поведения, где не будет места насилию и агрессии.
Особое место в профилактической работе занимают дети, у которых, по тем или иным причинам (воспитание, длительная травмирующая ситуация, хронические заболевания, ситуации домашнего и сексуального насилия и т.д.), уже сформирована модель поведения «жертвы». Именно такой ребенок, как правило, и попадает в ситуацию насилия, которую принимает как знакомую и привычную, а значит терпимую и «нормальную» для него. Нужно ли вмешиваться в таких случаях педагогам и психологам, когда нет запроса ни от родителей, ни от ребенка, ни от окружающих его детей и взрослых, и менять ситуацию? Это не обсуждаемый вопрос! Может ли быть полноценным и демократичным общество, состоящее из потенциальных жертв и насильников, модель поведения которых формировалась еще в детстве в условиях образовательных учреждений, которые, по сути, были соучастниками этого формирования, если открыто не противостояли этим фактам? Соответствующие выводы, вероятно, вы сделаете сами.
Наконец, мы подошли к самому риторическому вопросу в нашем обществе «Что же делать?».
Ответ, на первый взгляд, покажется очень простым, а технологии, очень привычными и общеизвестными. Это использование в работе с детьми игровых методов и приемов.
Чем больше я занимаюсь исследованиями в этом направлении, тем больше убеждаюсь в эффективности данного метода и не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Причем при разрешении самых разных проблем: коррекция детско-родительских отношений, межличностных, страхи, фобии, невротические расстройства, школьная не успешность, коррекция ВПФ, повышение уверенности, дезадаптивное поведение и т.д.
Также успешно данный метод работает на профилактические цели и задачи, и в частности на профилактику насилия среди детей и подростков.
Обучая детей, в условно созданной или заданной игровой ситуации, преодолевать какие-то, пусть выдуманные, кризисные ситуации или препятствия, мы тем самым формируем у детей модель уверенного поведения, модель успешного человека, лидера, победителя - не жертвы. А ведь только уверенный человек, с лидерскими личностными качествами может противостоять насилию и сказать нет насильнику. И наоборот, человек, с паттернами поведения жертвы примет ситуацию насилия, будет терпеливо ее переносить, и более того, будет считать себя виноватым в случившемся. Ребенку, да и взрослому, бывает очень сложно увидеть в себе, принять личностные характеристики потенциальной жертвы и попробовать измениться задолго до того, как с ним что-либо случиться.
В игровой ситуации изменения в поведении, в личностных характеристиках ребенка или взрослого, происходят непроизвольно, незаметно, как бы сами собой, без необходимости саморефлексии. Что особенно важно для самосохранения личности подростка, так как в пубертатный период они могут остро реагировать на критику в свой адрес и воспринимать не всегда адекватно любые характеристики своей личности. Игровая ситуация раскрепощает, снимает напряжение, ненавязчиво обучает и формирует новые паттерны поведения. Безусловно, если мы ставим перед собой такую задачу, то игра не должна проходить спонтанно. Ведущий должен управлять игровой ситуацией и рефлексировать ее.
Например, если мы рассмотрим игру на преодоление «Соковыжималка», то для безопасности играющих детей, для формирования уверенного поведения, ведущий - взрослый обязательно должен контролировать силу агрессивных действий, проявляющихся у участников в игровой ситуации. Для этого необходимо взрослому ведущему или нескольким взрослым находиться в круге и держаться за руки вместе с детьми. Таким образом, при сжатии участника, находящегося в центре круга, регулируется сила сжатия. И, наоборот, при очень активном сопротивлении участника, который находиться в центре круга, важно успеть во время это отследить, и отстраниться вместе с детьми от участника, который находиться в центре круга. Необходимо также отслеживать, чтобы в центре круга побывали все участники по очереди. После нескольких проигрываний у детей можно наблюдать более уверенное поведение, а после цикла игровых занятий на преодоление, у детей будут формироваться лидерские качества и психологическая устойчивость для противостояния насилию.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства, М.2008.
2. Баева И.А. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии.С-П., 2008.
3. Бондырева С.К. Колесов Д.В Выживание (факторы и механизмы) М-В,2005
4. Громов В.И., Васильев Г.А. "Энциклопедия безопасности-2". Москва, 2000.
5. Комаров К.Э Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска, М,2002
6. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов, М,2009