Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Ежегодно в мире увеличивается процент детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)— расстройством, чаще всего проявляющемся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что детям с СДВГ тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Основными проявлениями СДВГ ученые считают гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность [3]. Важно отметить, что традиционно типичные появления СДВГ, достаточно долго в истории науки трактовались не столько как моральная, сколько медицинская  проблема, что в свою очередь повлияло на доминирование медикаментозных методов лечения гиперактивности. В современной науке усиливается тенденция понимания феномена, имеющая психологические основания. Данной проблематикой занимаются такие исследователи как А.М. Радаев, В.М. Трошин, Л.А. Ясюкова, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, З. Тржесоглава, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Ю.С. Шевченко. Сегодня практически не вызывает сомнения убеждение, что необычность поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не является результатом проявления дурного характера, или невоспитанности, как считали ранее. Если рассмотреть природу СДВГ, то она заключается в том, что у ребенка в силу органических нарушений и усугубляющих причин социального характера недостаточно развито внимание или есть нарушения в его развитии в сочетании с повышенной двигательной активностью ребенка.

В настоящей работе мы опишем особенности проявления внимания у детей этой группы, а также отметим некоторые пути коррекции данного психического свойства.

Изучением свойств внимания занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и многие другие. В психологии разработано большое количество способов, позволяющих проводить диагностику внимания; существуют общие рекомендации и конкретные приемы активного развития внимания детей разного возраста.

Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от базовых психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. С одной точки зрения, внимание трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. С другой стороны, рассматривается как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С. Л. Рубинштейн, — в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания»[2, С. 420].

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами. Дефицит внимания у человека проявляется в неспособности удержать внимание на деталях, допущении ошибок в связи с невнимательностью при выполнении школьных и других заданий, отсутствии сосредоточенности на обращенной к ребенку речи, слабости контроля за выполнением инструкции и доведением дела до конца, самостоятельности в организации и  планировании заданий; рассеянности, что выражается в  потере личных вещей, легкой отвлекаемости, переключении на посторонние раздражители, проявлении забывчивости. Дефицит внимания связан с сенсорными и интеллектуальными процессами, это наиболее заметно проявляется в процессах ощущения и восприятия, а также практических действиях [1]. Таким образом, дефицит внимания в случае диагноза СДВГ предположительно будет выражаться в следующих его  видах: сенсорном, интеллектуальном, моторном; преднамеренном и непреднамеренном внимании. При СДВГ снижаются показатели прежде всего таких свойств внимания как переключаемости, распределения и устойчивости.

Ребенку с синдромом дефицита внимания сложно следовать установленным правилам или инструкциям. Часто ему не под силу самостоятельно  рационально организовать порученную работу. Дети с синдромом дефицита внимания не хотят заниматься такими видами работы, которые требуют длительного умственного напряжения. Концентрация внимания как состояние сознания, необходимое для включения в деятельность, сосредоточения на задаче, у детей с СДВГ также проявляется недостаточно. Часто такой ребенок теряет различные предметы (игрушки, школьные принадлежности, личные вещи), как в школе, так и дома. Забывчивость–   еще одно качество детей с синдромом дефицита внимания.

В нашей работе для эмпирического исследования внимания у детей с СДВГ мы использовании метод наблюдения в естественных условиях и методику изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация Пьерона-Рузера). Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад№96 г.Чита.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания Пьерона-Рузера проводилась индивидуально, с применением стимульного материала согласно инструкции (тестовый бланк с геометрическими фигурами). Надежность результатов исследования достигалась повторными пробами, которые проводились через значительные интервалы времени.

Методика позволяет определить уровень концентрации внимания в диапазоне от «очень низкого» (64 и менее обработанных фигур) до «очень высокого» (100 фигур). При обработке бланков имеют значения как дополнительные значки, поставленные испытуемым по просьбе экспериментатора в заданных фигурах, так и количество допущенных ребенком ошибок. За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга и т.д.

При анализе результатов необходимо сформировать у испытуемого положительную мотивацию на выполнение задачи и устранить возможные риски. Важное значение имеет установка как готовность дошкольника выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры, расставляя в них знаки как можно скорее, а также его ориентация на безошибочность в заполнении теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания испытуемого показать свои способности, произвести впечатление. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, недомогание ребенка.

Проведенные исследования показали следующие результаты. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показали низкий уровень концентрации внимания(64 и меньше, ранг 5). Дети, которые не имеют данного диагноза, пройдя данную методику, показали средний низкий и высокий уровень концентрации внимания.

Как показало наблюдение, гиперактивные дети страдают дефицитом внимания, это можно проследить в следующих проявлениях: ребенок не в силах сконцентрироваться на мелочах, ошибки в выполненных заданиях обусловлены по большей мере именно невнимательностью. Складывается впечатление, что ребенок совершенно не слышит, о чем ему говорит экспериментатор.

В дальнейшей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ, мы рекомендуем педагогам, психологам и заинтересованным родителям включение коррекционных игр, направленных на развитие внимания и произвольности психической сферы. Например, таких как «Говори!» (Е.Лютикова, Г.Монина), «Числовые прятки» (Ю.Гурин) и др.

В коррекционной игре «Говори!» (Е. Лютова, Г. Монина) взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например: « Какие времена года ты знаешь?» … «Говори!» [4, С.165].

Следующая игра, которую мы рекомендуем, является игра «Числовые прятки» (Ю.Гурин), направленная на развитие мышления, внимания, навыков счета. На ровной поверхности раскладывают карточки с числами от 1 до 10 в произвольном порядке. После этого ребенок должен рассмотреть все карточки, а затем, не касаясь руками, показать все числа по порядку от 1 до 10. После этого начинается собственно игра: один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и одну из них прячет. Ребенок должен как можно быстрее сказать, какого числа не хватает [4, С. 218].

Включенность    подобных    упражнений    в     программу    индивидуальных    и     групповых    занятий    с дошкольниками поможет сформировать недостаточно сформированные психические свойства и оптимизировать учебно-игровые занятия с детьми с СДВГ.

 

Список литературы

1.      Психология внимания [электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru (Дата обращения 23 марта 2015).

2.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. – 730с.

3.      Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Буклет Национального института психического здоровья США (NationalInstituteofMentalHealth) [электронный ресурс] URL: http://adhd- kids.narod.ru/articles/nimh_booklet.html(Дата обращения 13 апреля 2015).

4.      Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2011– 314с.