Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

В нынешней ситуации социально-культурного развития необходимо определить роль, место и возможности социального воспитания в процессе модернизации системы  образования. Это  требует анализа состояния сложившейся практики социального воспитания, научных идей и концепций, не только появившихся в последнее время, но и накопленных в истории отечественной педагогики, которые могут быть положены в основу последующих изменений в воспитании. «Новый этап в развитии мировой цивилизации, характеризующийся мощными геополитическими преобразованиями, … требует формирования новых представлений о личности учащегося, которая выступает в качестве системообразующего начала образовательного процесса и, кроме социальных качеств, наделяется субъективными свойствами, определяющими ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, рефлексии…» [4, с. 101].

«В настоящее время наблюдается необходимость преодоления противоречивых стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной реальностью по оптимизации социальной жизни и реализации положительного потенциала социума» [5, с. 100].

Конечно, существует определенное различие в состоянии проблем социального воспитания в теории и на практике. На разных этапах взаимодействия то одна, то другая могут играть ведущую роль. В их взаимодействии можно условно выделить три процесса: взаимное восприятие, взаимное влияние и взаимопроникновение. От того, насколько полноценно протекает каждый из них, зависит результативность взаимодействия в целом.

Для современного состояния теории социального воспитания в содержательном плане присущи: выдвижение на первый план социально-культурных аспектов проблем воспитания; обращение к человеку, а не только к его социальной проекции – личности; акцент на развитии «самости» личности ребенка и в связи с этим рассмотрение результата воспитания как развития его способностей и формирования готовности к саморазвитию («…подготовка должна обеспечивать возможность дальнейшего саморазвития учащегося на всем жизненном пути» [4, с. 101]), самостроительству на определенном возрастном этапе (здесь представляют определенный интерес исследования и практические наработки доцента О.Н. Макушевой [6, с. 74]; разработка различных гуманитарных подходов и обращение к ценностям как к содержанию цели воспитания («…как сложное, «чужое», сделать простым, «своим»…» [2, с. 105]); рассмотрение культуры в качестве содержания воспитания [7, с. 84]; попытки оценивания результатов воспитания личности не через набор определенных качеств, а, например, через эффекты, динамику личностного роста («человек стремится глубже понять то, что для него имеет значимость, особый смысл» [3, с. 70]); акцент на адаптации ребенка в обществе как цель и результат воспитания; идея педагогической поддержки, индивидуального сопровождения ребенка, индивидуальной помощи ребенку, а также усиление воспитательных функций как традиционных, так и нетрадиционных субъектов воспитания [5, с. 100– 101].

Необходимо отметить, что в теории воспитания (особенно в теории социального воспитания) все еще недостаточно уделяется внимания методологическим вопросам, таким как: понятийный аппарат, методы исследования, проведение научной ревизии и осмысление научных знаний из смежных наук с их последующей интеграцией и педагогической интерпретацией с целью создания базы для развития теории воспитания. При этом речь должна идти не об использовании отдельных положений той или иной науки о человеке, а о выстраивании мировоззренческой позиции исследователя в области теории воспитания на основе этих наук.

Педагогикой разработан для организации процесса воспитания ряд концепций, но, к сожалению, основные положения многих концепций фактически не всегда реализуются в педагогической практике. В лучшем случае они повлияют на изменение педагогического сознания учителей, что само по себе уже немало, ведь «одно из требований времени к системе профессионального образования – это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни» [4, с. 101].

В последнее время проявилась тенденция жесткого программирования социального воспитания, введения его стандартов, но, по нашему мнению, речь должна идти о вариативности программ воспитания и о стандартах условий, в которых протекает процесс воспитания. Поэтому достижения современной теории воспитания могут стать основой эффективных изменений в педагогической практике, направленной на учащихся, если в нее будут внесены определенные коррективы.

Для учебных заведений, которые эффективно решают воспитательные проблемы, характерны: педагогическая поддержка самовоспитания, саморазвития, самостроительства учащегося («саморазвитие – явление весьма многоликое… неверно представлять его только как простое, пусть даже и самостоятельное, накопление знаний, умений и навыков» [4, с. 104]); поиск форм адаптации учащихся к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем («перед формирующейся личностью с появлением новых трудностей открывается обширное пространство новых возможностей для реализации своего потенциала, но прослеживается и негативная тенденция – к формированию потребительской и гедонистической жизненной стратегии» [1, с. 97]; создание и развитие гуманистических воспитательных систем как средства воспитания личности учащегося («нравственный закон как историко-культурная норма человеческих отношений из предмета этики может стать и этикой предметной деятельности…» [2, с. 105]); создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов [1]; использование культуры (мировой, национальной) как содержание воспитания [7]; интеграция общего и дополнительного образования [3]; использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем [6]; создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера, а также создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений [5].

Говоря о положительных тенденциях в массовой педагогической практике, следует отметить, что большинство педагогов придерживаются идеи ценности человека (пока чаще на уровне знания, а не на уровне воплощения этой идеи в своей практике); широко используется коллективная творческая деятельность; возросла в воспитании личности учащегося роль детских и молодежных общественных движений, организаций и объединений.

Но целый ряд тенденций в социальном воспитании учащихся трудно оценить однозначно: или только как позитивные, или только как негативные. Так, широкое использование коллективной творческой деятельности, безусловно, оживило воспитательную работу в образовательных учреждениях, но при этом многие педагоги и не подозревают, что это только первый шаг в использовании так называемой коммунарской методики.

Главное – те отношения, которые рождаются в коллективной деятельности. К сожалению, осознанно заниматься воспитанием на уровне отношений могут лишь немногие педагоги, так как существенные изменения, которые произошли в современном обществе, не только породили новые проблемы воспитания, но и наполнили новым содержанием традиционные, что требует поиска новых решений в формах, методах и средствах социального воспитания, адекватных новым условиям взросления человека.

«Сегодня требуется такое развитие личности, которое даст ей возможность справляться с большим количеством ситуаций неопределенности, быть способной к преодолению многочисленных стрессов, уметь опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, путем саморазвития личностных и профессиональных качеств» [4, с. 101].

 

Список литературы

1.      Косибород, О.Л. Формирование жизненной перспективы школьников с ограниченными возможностями здоровья: социально-культурные аспекты / О.Л. Косибород, В.В. Леденев // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы V международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, 2014. – Том 2. – С. 96–101.

2.      Леденев, В.В. К вопросу о совершенствовании интереса студентов к дисциплинам гуманитарного цикла / В.В. Леденев, О.Л. Косибород // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире : Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. – Воронеж, 2014. – С. 104–106.

3.      Леденев, В.В. О развитии личности посредством герменевтически направленного образования  / В.В. Леденев // Путь науки. – 2014. – Т. 2. – № 9 (9). – С. 70–72.

4.        Леденев, В.В. Проблематика гуманитарного знания в профессиональном саморазвитии студента / В.В. Леденев // Вестник экономической интеграции. – 2014. – № 5 (74). – С. 101–105.

5.      Леденев, В.В. Социально-культурные условия взаимодействия с семьей: социопедагогический анализ / В.В. Леденев // Путь науки. – 2014. – № 10 (10). – С. 100–101.

6.      Макушева, О.Н. Вопросы трансформации управления персоналом в системе кадрового менеджмента / О.Н. Макушева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2014. – № 56. – С. 70–76.

7.      Макушева, О.Н. Культура как вторая природа / О.Н. Макушева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2012. – № 3. – С. 83–87.