Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ АКСИОЛОГИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 – 8 КЛАССАХ)

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

На современном этапе развития методики преподавания литературы как науки особую актуальность приобретает проблема аксиологизации фундаментального образования.

«Значимость современной фундаментализации образования обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой жизнедеятельности в связи с переходом общества в XXI веке на путь устойчивого развития» [2].

Принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы, являются методологической основой Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, определяющего «систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования» [6, с.3].

Базовыми национальными ценностями являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [6, с. 11].

Принципиально важным является то, что национальные ценности тесно взаимодействуют с гуманистическими, что обеспечивает переход ко множественности и многообразию культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга, содействует реализации приоритетной цели литературного образования – «формированию гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности,  признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей» [3, с. 6].

Литература как предмет преподавания обладает огромным гуманистическим потенциалом, позволяющим формировать ценностно мировоззренческую позицию учащихся, их отношение к художественному произведению как особому способу познания мира.

Систематическая работа, направленная на обогащение знаний о гуманистических ценностях на уроках литературы в 5 – 8 классах, максимально содействует интеграции на уровне мировоззрения и образа жизни учащихся нравственных, эстетических, научных, экологических и других ценностей, что является условием обеспечения фундаментальности литературного образования.

С целью повышения эффективности процесса изучения литературы в 5 – 8 классах необходимо определить наиболее продуктивные методические приёмы, содействующие созданию условий для перевода знаний и умений на уровень мировоззрения с учетом психологических закономерностей, свойственных процессу формирования гуманистических убеждений учащихся.

На данном этапе литературного образования, когда закладываются основы литературных знаний и аналитических умений, происходит переход с позиций эмоционального восприятия художественного произведения на позиции осознанной любви к искусству слова,  такая работа представляется наиболее  целесообразной,  поскольку пережитое и усвоенное в этом возрасте отличается большей психологической устойчивостью, а недостатки воспитания и развития в этот период жизни трудно восполнимы в последующие годы.

На первом, пропедевтическом, этапе (5 класс) осуществляется первоначальное осмысление понятий аксиологии гуманизма, особенностей их функционирования в тексте на уровне словосочетания, предложения, фрагмента в процессе сопоставления толкований в словарях и конструирования собственного варианта определения с опорой на полученные на уроке сведения.

На втором, формирующем, этапе (6 класс) происходит уточнение и корректировка полученных знаний, усложнение исследовательской работы с текстом за счёт включения заданий, позволяющих определить мировоззренческую позицию писателя в процессе выявления жанровых особенностей произведения, ценностной функции понятия в контексте творчества автора, наблюдения за изменениями лексического состава и интонации стихотворения и др.

На третьем, обобщающем, этапе (7 класс) осуществляется обогащение полученных знаний в процессе выявления философской основы литературного направления и анализа текста в культурологическом аспекте, содействующего включению литературного произведения в историко-литературный контекст, формированию историко-культурной эрудиции учащихся.

На четвёртом, систематизирующем, этапе (8 класс) происходит утверждение в воспринимающем сознании системы ценностей гуманизма на основе сравнения мировоззренческих позиций героев, определения особенностей нравственного идеала эпохи, соотнесённой со временем создания произведения.

Утверждению в сознании учащихся определённой системы ценностей и типа эмоционально-ценностной ориентации, систематизации и прочности усвоения знаний способствует поэтапная работа, направленная на включение понятий аксиологии гуманизма в систему а) уроков анализа текста в ценностном аспекте с использованием трансформационных, аналитических, исследовательских, прогностических, сравнительных, интегрирующих заданий; б) уроков изучения истории и теории литературы, ориентированных на реализацию информационных и рефлексивно-оценочных заданий; в) уроков развития речи, предполагающих выполнение обобщающих, мотивирующих, перспективных и рефлексивных проверочных заданий.

В соответствии с принципами развития теоретического мышления учащихся, позволяющего дифференцировать явления (внешние проявления) и сущность (внутренняя связь, определяющая частные особенности целого), стимулирующего развитие способности к самостоятельному и творческому усвоению новых понятий, разработаны направления реализации различных видов трансформационных заданий, способствующих выявлению особенностей первоначального восприятия текста, осмыслению его темы, проблемы и художественной идеи.

Процесс трансформации предполагает преобразование чего-либо (предмет трансформации) во что-то иное (направленность этого процесса) и характеризуется  динамичностью, ориентацией на  реализацию интеллектуального и творческого потенциала, формирование убеждений учащихся.

В качестве  предмета трансформации на уроке литературы выступает  понятие аксиологии гуманизма, сущность которого конкретизируется в процессе преобразования в доступные пониманию учащихся 5 – 8 классов определения.

Трансформация осуществляется путём создания ассоциативных рядов, определения условий функционирования понятия в тексте на уровне словосочетания, предложения, фрагмента или выявления в тексте слов и сочетаний слов, содержащих характеристики предметов или явлений.

В процессе создания ассоциативных рядов осуществляется преобразование понятий по сходству (участие – сострадание – сочувствие), по контрасту (агрессия – зло), по смежности (самосовершенствование – труд).

Выявление контекстного значения слова в широком контексте абзаца, главы или всего произведения позволяет преобразовать первоначальные эмпирические представления в ценностные, содействует выявлению авторской позиции, особенностей его мировоззрения.

В процессе выполнения трансформационных заданий происходит уточнение и корректировка наивно- реалистических представлений о литературном произведении на пропедевтическом этапе освоения сущности понятий аксиологии гуманизма как средства развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения материала в рамках представленных ниже алгоритмов.

Создание  ассоциативного  ряда,  связанного  с  понятием  аксиологии  гуманизма:  назовите  героев произведения, продолжите перечень понятий, соотнесённых с образами этих героев, составьте устный рассказ- впечатление о герое.

Например, в процессе освоения понятий, связанных с социальными ценностями гуманизма, выявления первоначальных впечатлений о героях сказки «Чего на свете не бывает» учащиеся составляют ассоциативные ряды слов, соотнесённых с образом барина (тщеславие, эгоизм…) и мужика (трудолюбие, скромность…), делают выводы о причинах социального неравенства, об особенностях бытовой сказки как явлении художественного творчества, изображающем жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла [4, с. 36].

Определение условий функционирования понятия в тексте на уровне словосочетания, предложения, фрагмента, выявление контекстного значения понятия аксиологии гуманизма: чтение эпизода, запись слов и сочетаний слов, характеризующих  явление, событие, героев и т.д., выявление наиболее частотного  слова в описании, определение прямого и контекстного значения слова, подведение итогов работы.

На уроке, посвящённом анализу рассказа Л. Андреева «Петька на даче», в процессе освоения понятий, связанных с жизнью как экзистенциальной ценностью гуманизма, учащиеся выразительно читают эпизод от начала рассказа до слов: «Много ли жил Петька таким образом, он не знал…»; выписывают из прочитанного отрывка слова и сочетания слов, содержащие описание мира бульвара, жителей города, находят повторяющееся в описании  слово  «грязный»,  определяют  его  прямое  и  контекстное  значение  («покрытый  грязью», «безнравственный»).

Итогом работы является вывод о прочности грязного существования, превращающего Петьку в старика, покорно и равнодушно воспринимающего несправедливую и жестокую действительность; о том, что жизнь должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться в противостоянии антигуманному, победа которого стимулирует духовную и физическую смерть [4, с. 230 – 235].

Таким образом, изучение литературы в 5 – 8 классах, основанное на глубоком осмыслении аксиологии гуманизма, включающей базовые национальные ценности, содействует реализации приоритетных целей литературного образования – формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности, духовно-нравственной консолидации и «социокультурной модернизации российского общества», обеспечивает фундаментальность литературного образования [1, с. 5].

 

Список литературы

1.     Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

2.     Ёлгина Л.С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества :Сущность, концептуальные основания: Диссертация канд. философ. наук: 09.00.11. / Ёлгина Л.С. – Улан-Удэ, 2000. –

154  с  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа:http://www.dissercat.com/content/fundamentalizatsiya- obrazovaniya-v-kontekste-ustoichivogo-razvitiya-obshchestva-sushchnost-k

3.     Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

4.     Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин): методическое пособие / Ф. Е. Соловьева; под ред. Г. С. Меркина. (ФГОС. Инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 344 с.

5.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

6.     Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В.В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.