Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Будущее архитектуры в значительной степени зависит от профессионализма специалистов, готовящихся высшей архитектурной школой.

В подготовке архитектора в вузе ведущее место среди профессиональных задач занимает формирование объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления [2]. Недостаточный уровень его развития является одним из наиболее существенных препятствий во внедрении новых технологий в архитектурное образование. При слабо развитом мышлении чрезвычайно затруднительной становится задача освоения специальных наук в профессиональной подготовке специалиста. Уровень мышления в определенной степени показатель общего развития зодчего. В развитии объемно-пространственного и художественно- композиционного мышления одно из ведущих мест, в структуре подготовки будущего архитектора, отводится дисциплине «Рисунок».

Процесс рисования развивает мышление и тренирует руку студентов. Для будущего архитектора рисунок становится его языком, который постоянно совершенствуется, приобретает черты индивидуальности и становится показателем культуры. Хороший рисунок в архитектурной профессии послужит эффективным средством общения с заказчиком, исполнителем, будет инструментом творческого процесса. В архитектурном проектировании рисунок является этапом и средством в создании проекта. В первых рисунках-набросках архитектор во многом представляет будущий объект: его конструкцию, организацию средового пространства.

В курсе изучаемой студентами в вузе дисциплины «Рисунок» одним  из основных разделов является рисование архитектурных форм и композиций [1, с.61]. Организуя художественно-педагогический процесс по обучению рисунку, важно научить анализировать сложные формы для понимания логики формообразования предметного мира и, в частности, форм профессиональной направленности. Архитектурные формы, как и большинство форм изображения окружающего мира, представляют собой комбинаторику абстрактных геометрических тел. Конструкция в архитектуре может быть простой и более сложной. Как правило, к одной или нескольким, при сложном объемно-планировочном построении объекта, простым геометрическим формам прибавляются другие. Дальнейшее усложнение конструкции происходит путем вычитания объемов в данных основных формах.

Перед выполнением рисунка архитектурного объекта в вербальной и невербальной форме проводится анализ по вычленению из сложной конструкции простых объемов. На листе бумаги в такой графической работе рядом с зарисовкой анализируемой архитектурной формы появляются наброски абстрактных геометрических тел, составляющих основу конструкции данного объекта.

Обучение созданию изображения сложных архитектурных форм и пространства должно осуществляться постепенно. Необходимым структурным этапом в этом процессе будет знакомство с организацией пространства изобразительной плоскости. Начинать следует с орнаментальных и декоративных композиций, включающих условно плоские фигуры (квадраты, круги, треугольники и др.) и изобразительные средства (различные по характеру линии, штрихи, точки). Эти простые в изобразительном плане элементы позволяют сконцентрировать внимание на гармонизации изображения и изобразительной плоскости через изучение основных законов, приемов и средств композиции (равновесия, цельности, наличие композиционного центра, контрастов и нюансов, ритма, симметрии и асимметрии, передачи движения и др.).

Изучение пространственных явлений в рисунке продолжается через рассмотрение построения трехмерных форм на изобразительной плоскости. Сначала в качестве объектов изображения берутся простые, а затем и более сложные формы. На основе отдельных, абстрактных геометрических тел (куба, цилиндра, конуса и др.) осуществляется первоначальное формирование представлений о форме объемного предмета, его конструкции, перспективном изменении его формы. На данном этапе решается как задача создания трехмерного изображения самой формы, так и ее вариативного по ракурсу изображения в организуемом пространстве плоскости листа.

Вначале выполняются рисунки геометрических тел с натуры и по представлению с конструктивным и тональным решением. Для передачи иллюзии глубины пространства, удаленности и объемности предмета применяется линейная и воздушная (тональная) перспектива.

При переходе от построения простых геометрических тел к построению сложных комбинированных форм следует потренироваться в выполнении рисунков геометрических тел в разных пространственных положениях. Требуется умение представить и изобразить форму с разных точек зрения, передавая объем, пространственную характеристику формы. На листе создается несколько изображений одного геометрического тела. Обозначается направление движения формы в каждом изображаемом ракурсе. Одновременно продумывается и общее композиционное движение для всех изображений формы, входящих в данную графическую организационную структуру.

Следующим этапом в развитии понимания объема и пространства в рисовании форм будет выполнение изображений на вычитание объемов (выполнение «вырезок»). Используется указанная выше композиция из рисунка формы в различных ракурсах. Для построения вырезок в геометрических телах выполняются вертикальные и горизонтальные сечения, проходящие через центр и без него. Изображение вырезок позволяет лучше раскрыть конструктивное строение формы и перейти к работе над более сложными объектами (например: конусообразная крыша с окнами, кубическая основа дома с входом и др.).

Сложные по конструкции формы создаются на основе комбинаторики и  пространственном структурировании абстрактных геометрических тел. Изучение изображения сложных архитектурных форм следует осуществлять постепенно. Вначале по представлению создаются комбинации нескольких простых объемов. Это могут быть как одинаковые по характеру и величине геометрические тела, так и разные. Постепенно количество  форм  и их  пространственная организация усложняется, образуя сложную объемно- пространственную композицию.

Это должна быть объемно-пространственная геометрическая композиция, в которой  абстрактные геометрические формы «врезаются» друг в друга, образуя сложное тело. Применение законов ритма, симметрии, контрастов, равновесия, целостности позволит создать выразительную композицию.

Прежде всего, продумывается идея, замысел. Создается несколько вариантов эскизов композиции. Интересность замысла предполагает развитие всей композиционной структуры как единой трехмерной формы. Эта форма представляется в пространстве без учета гравитации. Как у любой формы, в ней должно присутствовать общее направление, определяющее ее движение. В эскизах решаются важные вопросы, связанные с равновесием объемно-пространственной композиции относительно серединных линий на выбранном формате, соподчиненности главного второстепенному, ритмической организации элементов. На основе эскиза, в котором наиболее удачное с точки зрения правил и законов композиции решение, выполняется длительный рисунок. Отрабатывается тщательно конструкция с выполнением сечений и врезок. В каждом геометрическом теле не менее трех сечений. Врезки лучше выполнять меньше чем на половину объекта, чтобы читалась каждая форма по своей геометрической характеристике. Сохраняются оси и серединные линии. Подчеркиваются через усиление линий в рисунке главное. Объемно-пространственная характеристика изображения дополняется тоном.

Количество геометрических тел в дальнейшей работе над объемно-пространственной композицией увеличивается. Когда данная работа студентами хорошо будет освоена, можно переходить к более сложным вариантам композиций с включением архитектурных деталей и форм.

Таким образом, полученные умения при изображении отдельных геометрических тел, вырезок в них, создание простых комбинаций на прибавление к базовым конструкциям деталей помогут в решении задач по созданию объемно-пространственных композиций, как на данном этапе, так и в дальнейшем при изображении различной степени сложности архитектурных форм и архитектурных композиций.

Процесс обучения изображению закрытого и открытого пространства, основывается на использовании знаний об отдельных предметах и их комбинаций. Выполняются рисунки интерьеров, скверов, площадей и др. Здесь акцентируется внимание на организации пространства по законам различных видов линейной («зенитной», с высоты птичьего полета и др.) и тональной перспективы и характеристике в нем объемной формы. Продолжается осмысление пространственных явлений: заполнение поверхности листа изображением его элементов по горизонтали и вертикали, расположением оснований более близких предметов на бумаге ниже, чем удаленных, изображение близких предметов крупнее, передача моментов загораживания одних предметов другими, понятие об изменении изображаемых объектов по величине и форме в пространстве.

На основе выше сказанного следует отметить:

1.   Художественно-педагогический процесс по обучению рисунку архитектуры должен быть тесно связан с общими образовательными задачами подготовки специалиста-архитектора и основываться на развитии объемно- пространственного и художественно-композиционного мышления.

2.   Задания по рисунку базируются на воспроизведении окружающей действительности с натуры, по памяти и по представлению с постепенным усложнением форм и их характеристик в пространстве.

3.   Структура и содержание процесса обучения должна включать:

· Рисование композиций на освоение пространства изобразительной плоскости.

· Рисование с натуры и по представлению абстрактных геометрических форм с конструктивным и тональным решением (цилиндр, пирамида, шар и т.д.).

· Изображение геометрической формы по представлению в различных пространственных положениях.

· Изображение с натуры и по представлению группы геометрических форм в пространстве (композиция из нескольких предметов).

· Рисование архитектурных форм, имеющих в основе конструкции комбинацию абстрактных геометрических тел (архитектурные детали, отдельные здания).

· Изображение закрытого (интерьер) и открытого (архитектурный пейзаж) пространства.

 

 

Список литературы

1.      Мамугина В.П. Творческое развитие будущих архитекторов в подготовке по рисунку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. №8 (136). С.60-66.

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100.62 «Архитектура». М., 2010.