Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В АСПЕКТЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Наиболее эффективным в формировании мотивов образовательной деятельности студентов является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением предложенного педагогом материала, а направленное на развитие у обучающихся познавательных процессов и творческой активности. В современном вузе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Значимую роль в этом играют интерактивные технологии, призванные стимулировать студентов к активным собственным действиям, нацеленным на качественное усвоение учебного материала.

Под интерактивным обучением мы понимаем «такую организацию педагогом-менеджером образовательной деятельности, когда в условиях равноправных субъект-субъектных отношений между участниками приоритетным становится взаимодействие «по горизонтали», т.е. между обучающимися, их самоорганизация, установка на гармонизацию личных и коллективных познавательных интересов и сотрудничество, в том числе коммуникативное, подразумевающее положительно результативный полилог, в процессе активного, самостоятельного, многовекторного поиска решений исследовательских задач проблемного характера» [3, с. 40].

Интерактивные технологии обучения позволяют повысить эффективность образовательного процесса, создают благоприятные условия для реализации творческого потенциала личности, способствуют развитию познавательного интереса к изучаемому. К интерактивным относятся дискуссионные, тренинговые, рейтинговые, рефлексивные технологии, в том числе игровые: дидактические, ролевые, организационно-деятельностные игры, а также блиц-игры по работе с учебными текстами.

Игра известна с древнейших времен как способ проверки знаний и умений реализовывать их на практике. Игровая технология позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия.

В нашей стране психолого-педагогические и методологические основы создания и применения игр в учебно-воспитательном процессе были заложены А.А. Вербицким, Р.Ф. Жуковым, Ю.Н. Кулюткиным, Н.А. Каморджановой, В.А. Трайневым и др. Образовательная функция игры очень значима, поскольку, по мнению А.А. Вербицкого, «игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности» [2, с. 125].

Дидактические игры, разработанные на основе конкретных ситуаций, вводят обучающихся в сферу конкретной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке собственных действий, к умению находить решение по их совершенствованию и являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний и усвоению практических навыков.

В.Н. Кругликов толкует дидактическую игру как учебное занятие, организуемое «в виде учебной игры, реализующей ряд принципов игрового, активного и интерактивного обучения и отличающейся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания» [4, с. 116].

Дидактическая игра – один из методов активного обучения. Она стала объектом исследования в работах таких педагогов и психологов, как М.Л. Болтаева, И.Н. Верещагина, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Леонтьев, Е.И. Пассов, Е.А. Раменских, Г.В. Рогова, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

В трудах А.А. Вербицкого, Р.Ф. Жукова, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Каморджановой, В.В. Николиной, Т.С. Паниной, В.А. Трайнева, А.В. Хуторского и др. нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения, в том числе дидактических игр, применительно к различным дисциплинам, когда преподавателю приходится адаптировать эти методы к определенной дисциплине, теме, целям и задачам конкретного учебного занятия. Индивидуальные особенности преподавателя, его потребность в профессиональном творчестве, специфика учебной дисциплины создают условия для проявления уникальности преобразованной методики.

По мнению Н.В. Акимовой, «технология интерактивного обучения русскому языку основывается на принципах систематизации и углубления изучения предмета (например, навыков анализа языкового материала), индивидуализации и диалогизации подачи материала, приоритетного использования проблемного подхода, позволяющего не просто понять и оценить языковой факт, но и осознать его коммуникативную значимость, практическое применение, развить самостоятельность в решении различных языковых задач. Такой процесс позволяет вовлекать всех обучающихся в активный процесс освоения учебного материала <…>» [1, с. 3].

Особенностью гуманитарных наук является то, что их содержание отличается более высоким уровнем абстракции, а русский язык – средство познания человеком самого себя. Именно здесь дидактическим играм отводится важная роль.

В ходе игры обучающиеся ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные варианты достижения поставленной цели, используя теоретические знания на практике. Дидактическая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил  обсуждения, стимулирования творческой активности участников с помощью специальных методов работы (например «мозгового штурма»), обеспечивающих продуктивное общение.

Образовательная функция дидактической игры на занятиях по русскому языку очень значима, поскольку такая игра позволяет задать в обучении предметный характер. Она поощряет активное участие каждого в учебном процессе; формирует у обучающихся мнения и отношения; осуществляет обратную связь; способствует изменению поведения; совершенствует жизненные навыки; обусловливает эффективное усвоение учебного материала.

Возможности использования дидактической игры на занятиях по русскому языку в вузе изучены недостаточно. Предлагаем рассмотреть некоторые из примеров применения дидактической игры как интерактивной формы обучения, предложенных Н.В. Акимовой в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практика». Автор дает методические рекомендации и подробно описывает методику работы по следующим темам: «Акцентологические и орфоэпические нормы», «Лексические нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы».

1. Тема «Акцентологические и орфоэпические нормы».

Упражнение 1. Проведите дидактическую игру «Огонь на подгруппу». Методические рекомендации для преподавателя:

Задание предполагает проведение дидактической игры. Цель – проверить, насколько усвоен материал, понятны основные правила орфоэпии и акцентологии.

Методика работы:

Каждый студент до занятия самостоятельно составляет вопросы (не менее пяти) о правилах постановки ударения и особенностях произношения звуков в современном русском языке. Например: Какие особенности ударения в русском языке вы можете назвать? К чему приводит неправильная постановка ударения? Как зависит постановка ударения в слове от его принадлежности к той или иной части речи? Приведите примеры. С чем связана вариантность ударения? Как произносятся согласные перед [э] в заимствованных словах?

На занятии студенты делятся на три подгруппы, одна из которых берется «на прицел». Две другие интенсивно атакуют ее вопросами. За каждый правильный ответ команда получает балл. Когда знания находящейся «под прицелом» подгруппы полностью выяснены, «огонь» переносится на другую подгруппу. Когда«по д прицелом» побывали все подгруппы, подводятся итоги, сообщаются занятые участниками места [1, с. 23].

2. Тема «Лексические нормы».

Упражнение 11. Исправьте ошибки в предложениях. Методические рекомендации для преподавателя:

На занятии проводится дидактическая игра «Редакторы и журналисты». Цель – выработать умение находить и исправлять ошибки.

Методика работы:

Группа делится на две подгруппы: «редакторы» и «журналисты». «Журналисты» подготавливают для «редакторов» предложения с ошибками, те по очереди анализируют предложения, находят ошибки и исправляют их. Потом роли меняются. По завершении работы делаются выводы о причинах появления лексических ошибок.

Для исправления могут быть предложены следующие предложения:

1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости. 3. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5. В романе имеет место отстутствие ясно выраженной линии. 6. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами. 10. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано [1, с. 32–33].

3. Тема «Морфологические нормы».

Упражнение 15. Проведите игру «Мнемотурнир». Методические рекомендации для преподавателя:

На занятии проводится дидактическая игра. Цель – повторение и закрепление теоретических сведений и правил по морфологии; проверка умения составлять вопросы по теме.

Методика работы:

Студенты делятся на две подгруппы. Каждая записывает по семь вопросов команде соперников. Все вопросы должны охватывать изученный материал по морфологии. Оцениваются точность, правильные формулировки вопросов и верные, развернутые ответы представителей команд. По окончании «Мнемотурнира» подводятся итоги и выставляются баллы командам [1, с. 36–37].

Аналогичная дидактическая игра проводится при изучении темы «Синтаксические нормы».

Дидактические игры, предложенные Н.В. Акимовой в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и  практика», нацелены на повторение и  закрепление учебной информации, на формирование умений и навыков работать с речевым материалом.

Применение дидактической игры как формы интерактивного обучения на занятиях по русскому языку в вузе позволяет студентам осознанно подойти к освоению материала, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих для всех и важных для каждого обучающегося задач: получения нового опыта и овладения новыми знаниями. В ходе такого общения студенты учатся критически мыслить и аргументированно отстаивать свое мнение.

Дидактическая игра является таким инструментом преподавания, который ненавязчиво активизирует мыс- лительную деятельность обучаемых, позволяет сделать образовательный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет переживать и удивляться, что в совокупности формирует мощный стимул к изучению языка.

Вместе с тем нельзя не отметить и отрицательные стороны дидактической игры, связанные с постановкой целей и задач обучения. Широко распространенные сегодня дидактические игры «оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач обучения». В традиционных дидактических играх «расширяется ранее сформированная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности» [5, с. 128]. В основном игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша – ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Безусловно, степень эффективности дидактической игры определяется опытом преподавателя.

Подчеркнем, что, применяя дидактические игры на занятиях, нельзя исключать традиционные формы работы. Игры не могут заменить систематического изучения теоретического материала по дисциплине, нужно применять их целесообразно и в меру.

Итак, современные дидактические игры дают ощутимый обучающий эффект благодаря присутствию в них момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом плане дидактические игры действительно рефлексивно и исследовательски относятся к интерактивным формам обучения. То, как будет организована эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к учебной деятельности [5].

В вузе интерактивные  методы ни в коем случае  не заменяют лекционные  занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют оптимальные мнения и отношения, навыки адекватного поведения.

 

Список литературы

1.     Акимова Н.В. Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практика: Учеб.- метод. пособие / Н.В. Акимова, Ю.А. Бессонова. – М.–Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 128 с.

2.     Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.

3.     Голайденко Л.Н., Михалькова К.С. Интерактивное обучение русскому языку: содержание и объём ключевого понятия // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: Сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 11 января 2016 г.). Вып. 3. – СПб.: ИЦРОН, 2016. – С. 38–42.

4.     Кругликов В.Н. Методы активного обучения. – СПб.: ВИСИ, 1998. – С. 115–126.

5.     Трайнев В.А. Учебные деловые игры: методология и практика проведения. – М.: Владос, 2008. – 304 с.