Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Традиции и новаторство представляют собой две стороны единой системы, в рамках которой функционируют общественные процессы, развивается культура, наука и все виды искусства. Эволюционные преобразования в искусстве осуществляются по законам, присущим сугубо данной сфере художественной деятельности, и в то же самое время по законам, являющимися едиными для всех видов искусства.

В реальной действительности отдельные виды искусства существуют не изолированно друг от друга, а в синкретическом единстве. Атрибутивные свойства традиций, их функционально-ролевые проявления, а также диалектика взаимосвязей традиций и новаторства в мировой культуре становятся наиболее рельефными и наглядными при изучении и сопоставлении разных видов искусства. Поэтому осмысление хода становления традиций в культуре  и разных видах художественного творчества должно вестись в двух аспектах, в двух направлениях: с точки зрения внутренних, проистекающих из самой природы имманентных процессов развития и обновления средств художественной выразительности того или иного вида искусства и способов его творческого освоения, а также с точки зрения культурно-исторических отношений данного вида искусства с окружающей средой, с другими видами искусства.

Именно такой анализ выполняет центральную, системообразующую функцию в педагогике искусства, позволяющую познать субстанциональное ядро подлинной сущности культурной традиции, способов ее синтеза и сопряжения с инновациями, "подвижками" и открытиями.

Известно, что духовная культура человеческого общества немыслима без ее важнейшей составляющей - художественной литературы. Бесконечные возможности основного средства выразительности - художественного слова - позволяют этому виду искусства полно и многогранно отражать действительность и влиять на внутренний мир человека, его поведение.

Как и другим видам искусства, художественной литературе присущи общие законы развития, в том числе и процессы, связанные с функционированием системы традиций и новаторства. Но общие закономерности существования и развития литературы как искусства слова проявляются особым, специфическим образом.Эта специфика в первую очередь связана с особенностью восприятия литературного произведения. Писатель, поэт, работая над своим сочинением, прежде всего делает установку на сопереживание описываемому, соприсутствие читателя, а не на сотворчество, что является отличительной чертой музыкально-исполнительского искусства. Однако точка, поставленная в конце литературного сочинения, не замыкает на этом восприятие человека, а дает импульс к ретроспективному взгляду назад, к обдумыванию и осмысливанию прочитанного.

К специфике восприятия литературного произведения относится и возможность двоякого подхода к тексту-   с точки зрения его "первочтения" и "перечтения".

В европейской культуре до конца XVIII века считалось традицией повторное, многократное перечтение одного и того же литературного произведения. Эта традиция была нарушена в эпоху романтизма, когда культура перечтения сменилась культурой первочтения. "Культура перечтения - это та, которая пользуется набором традиционных, устойчивых и осознанных приемов, выделяет пантеон канонизированных перечитываемых классиков, (...) так что ни о какой напряженной непредсказуемости не может быть и речи. Культура первочтения - это та, которая провозглашает культ оригинальности, декларирует независимость от любых заданных условностей; в таких условиях свежесть первочтения - это идеал восприятия" (3, с. 463).

В настоящее время обе эти традиции имеют своих последователей и продолжателей. Однако следует добавить, что желание читателя вновь и вновь перечитывать литературное сочинение, углубляясь в его содержание и обнаруживая новые, не замеченные ранее детали, а также получаемое при этом эстетическое удовольствие свидетельствуют о высоком художественном уровне данного сочинения, его жизненности и актуальности для любого исторического периода.

Важно отметить, что и музыкальные произведения не принято слушать только один раз. Музыка рассчитана на то, чтобы к ней обращались вновь и вновь. Интересно, что исполнительской и педагогической работе над освоением музыкального произведения присущ тот же принцип "перечтения" - повторения. Музыкант, изучая сочинение, и педагог, руководящий процессом работы в исполнительском классе, должны уметь ставить при каждом повторении (целиком или частично) те или иные художественные и технические задачи, стремиться к более глубокому проникновению в замысел композитора, постижению его творческого метода.

Если рассматривать литературное творчество с точки зрения истории в связи с меняющимся и развивающимся человеческим обществом, то можно констатировать, что каждый этап развития литературы как искусства несет в себе моменты традиций и новаторства в их сложных и многообразных сочетаниях.  Это наблюдалось уже в глубокой древности, когда литература только выделилась из синкретических, "мусических" (объединявших словесные, музыкальные и танцевальные выразительные средства) искусств. Причем в первую очередь сложились традиции поэтической речи, поскольку поэзия появилась ранее прозы, что объяснялось ее особой ритмической упорядоченностью. Позже определились и другие роды литературы - эпос, лирика, драма, которым также были присущи традиционные черты.

Принципиально новый виток спирали, характеризующий развитие современного искусства, - кристаллизация новых родов литературы в ХХ веке (киносценарий, радиопьеса, телевизионный сценарий и т.д.), где также просматривается синкретизм, но на совершенно ином качественном уровне. То же самое можно сказать и о музыке, которая является неотъемлемой частью практически всех названных выше синтетических видов искусства.

В целом развитие литературы, как и культуры вообще, движется по пути накопления. Этим искусство отличается от науки, где новые открытия нередко перечеркивают предыдущие. "Мы связаны преданием и ширимся в нем", - писал А.Н. Веселовский (2, с. 376). "Культура человечества  движется вперед (...) путем накопления ценностей, - подтверждает Д.С. Лихачев. - Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если "старые" действительно настоящие), а присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня" (4, с.231).

Многовековой общекультурный опыт показывает, что в процессе развития устойчивые традиционные художественные формы любого вида искусства, в том числе  и музыкально-исполнительского, наполняются новым содержанием, обогащаются новыми выразительными средствами. То же самое можно сказать и относительно педагогики искусства. Сложившиеся и продуктивно работающие приемы, формы и методы преподавания на протяжении определенного отрезка времени в той или иной мере трансформируются, преобразуются, обновляются в соответствии с изменениями, происходящими в окружающей действительности.

В любом литературном произведении (как, впрочем, и в музыкальном сочинении, картине, скульптуре) просматриваются две его стороны - художественная идея, идейное содержание и средства его воплощения - "словесная инженерия", по словам А.С. Бушмина (1, с. 148). Из этого факта можно сделать вывод, что "литературная динамика" сказывается как на творческой, идейной, так и на технической, ремесленнической стороне художественного мастерства.

Преемственность и повторяемость в литературе осуществляются в основном за счет использования специфических, традиционных для этого вида искусства средств художественной выразительности - понятий, символов, образов, метра, ритма, эвфонии и пр.; за счет устойчивых системно-структурных форм - жанров, родов литературы, а также за счет отражения общих, сходных явлений действительности.

Развитие и  обновление литературы, равно как и  эволюция традиций  вообще, обычно происходит на "отталкиваниях" и "притяжениях". Нередко творческая активность художника в поисках новых идей, новых средств выразительности направлена на продолжение и развитие традиций, не потерявших своей актуальности, способности к различным преобразованиям и модификациям. В других случаях писатель, художник, музыкант, отталкиваясь от уже сложившихся канонов, нормативов, присущих тому или иному стилевому направлению либо творчеству какого-либо выдающегося мастера, может противопоставить традиционным взглядам на искусство свои идейные концепции и способы их воплощения в создаваемых произведениях, изложить собственную точку зрения на художественные проблемы, не совпадающую с общепринятой.

Иногда литературные, музыкальные, педагогические традиции становятся не только побудительной, но и принудительной, "тормозящей" силой, которую необходимо преодолеть, чтобы создать нечто новое. Подлинная преемственность в литературном творчестве, так же как и в других видах искусства и педагогике, всегда предполагает новаторство. "Когда наступает новый исторический момент, моделирующая активность литературы проявляется, в частности, в том, что она активно творит свое прошлое, выбирая из множественности организаций вчерашнего дня одну и канонизируя ее" (5, с. 35).

Большую роль в сохранении и обновлении традиций играют контакты мастеров слова с писателями - предшественниками и современниками. При этом различаются контакты по сходству, аналогии, контрасту. По аспектам творчества контакт одного писателя с другим может быть философско-эстетическим, идейно- нравственным, проблемно-тематическим, формально-стилистическим или же многосторонним (1, с. 113).

Важное значение для формирования художественного метода начинающего писателя имеет и литературное влияние крупного мастера или же воздействие конкретной литературной школы, художественной среды, национальной культуры в целом. В этих случаях формы взаимодействия и контактов могут быть весьма разнообразными - от простого копирования, подражания, заимствования (особенно на стадии литературного ученичества молодого писателя) до творческого развития и продолжения идей своих предшественников. Те же самые закономерности наблюдаются и в деятельности художников, музыкантов, скульпторов, а также в педагогической деятельности.

Поскольку литературная традиция, являющаяся частью традиции вообще, связана с окружающей действительностью, происходит постоянный обмен между внутренними, имманентными процессами развития искусства слова с внешней средой. Как отмечал Ю.М. Лотман, нередко "в неканонизированной словесности, находящейся за пределами узаконенной литературными нормами, литература черпает резервные средства для новаторских решений будущих эпох" (5, с. 30).

Согласно теории эволюции литературы, предложенной Ю.Н. Тыняновым, развитие ее определяется взаимодействием и взаимовлиянием "верхних" (имеющих статус высших ценностей) и "нижних" ("массовая" литература) слоев. Можно привести в качестве примера аналогичное высказывание М.М. Бахтина, который в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" рассматривает динамику развития литературы как напряжение, борьбу противоречий между культурным "верхом" и "низом". "Механизм живой литературной жизни подразумевает наличие и борьбу обеих этих тенденций. Победа какой-либо из них означала бы стагнацию литературы как целого", - подтверждает Ю.М. Лотман (5, с. 34).

Сходные тенденции  наблюдаются  и  в музыкальном искусстве, когда, например, в  религиозных песнопениях вдруг начинают звучать светские интонации или в профессиональную музыку проникают элементы народного фольклора, что в значительной степени стимулирует поиски новых путей использования средств художественной выразительности.

Существенную роль в обновлении и развитии литературных традиций играют взаимодействие и взаимовлияние различных национальных культур. Всегда можно определить, с одной стороны, общие литературные традиции, являющиеся всенародным достоянием - жанры, "бродячие сюжеты", общие композиционные приемы, средства организации внутренней структуры произведения, а с другой - своеобразие той или иной национальной культуры, ее традиций. "Чужая" культура, перенесенная на почву другой страны, нередко способна дать сильный импульс для новаторских творческих исканий. Так, противостояние западников и славянофилов в русской литературе в XIX веке сыграло определенную роль в развитии и обновлении традиций всего отечественного искусства, в том числе и музыкального.

Таким образом, анализ движущих сил в литературе, динамизирующих в ней процессы преобразований и замены старого новым, традиционного инновационным, показывает, что в качестве этих сил выступают противоречия как специфически-литературные, так и общие, универсальные, присущие различным видам художественно-творческой деятельности, в том числе и в музыкальной педагогике. Противоречия между элитарными слоями музыки, литературы, других видов искусства и так называемой масс-культурой, между национальными приоритетами и тенденциями интернационализма и глобализма; между устоявшимися нормами и вновь возникающими новациями, непрестанно поставляемыми окружающей средой, - именно они, эти противоречия (наряду с другими, не вошедшими в этот перечень), и ведут в совокупности и порознь к трансформациям и видоизменениям внутри традиционных систем, имеющим самое непосредственное отношение к различным сферам художественной деятельности, и – соответственно – к педагогике искусства.

 

Список литературы

1.      Бушмин, А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л. - 1975.- Наука – 159 с.[Текст]

2.      Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. – Л. - 1940.- Гослитиздат– 648 с. [Текст]

3.      Гаспаров, М.Л. Избранные труды: В 2-х томах. – М. -1997. - «Языки русской культуры»,Т. II.- 504 с. [Текст]

4.      Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М. -1989.- Дет. лит. – 239 с. [Текст]

5.      Лотман, Ю.М.  О содержании и структуре понятия «художественная литература» [Текст]  //Проблемы поэтики и истории литературы. – Саранск. -1973.- Изд-во Мордовского гос. университета, – с. 20 – 36.