Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТАМИ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

В современном мире ценятся яркие индивидуальности, которые могут внести в развитие общества что- то свое, новое. Без индивидуальных личностей не было бы научных открытий, и общество остановилось бы в своем развитии. Немаловажную роль в развитии уникальности каждой личности играет индивидуальный подход.

Учет индивидуально-психологических особенностей детей способствует оптимизации процесса обучения и воспитания, но отсутствуют четкие рекомендации по осуществлению индивидуального подхода в обучении детей, в частности, с различными типами темперамента.

Мы изучили теоретическое состояние проблемы осуществления индивидуального подхода в обучении детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей, в частности типа темперамента.

Нет плохих и хороших темпераментов, каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому индивидуальный подход к детям будет заключаться в развитии положительных качеств темперамента, в разумном использовании его достоинств и нивелировании отрицательных черт (1, 158)1.

Во многом успех индивидуального подхода предопределяется соблюдением этапности в его реализации, которая предполагает последовательное выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, причин поведения детей, а затем подбор средств и методов и приемов работы с детьми в соответствии с их выявленными особенностями (2, 20)2.

Темперамент является труднодиагностируемой индивидуально-психологической особенностью детей, поэтому необходимо комплексное его выявление, которое включает совместную работу педагога, психолога и родителей: наблюдение, составление индивидуальных характеристик на каждого ребенка, беседа с родителями и психологом.

Способы организации, методы и приемы работы в процессе обучения и воспитания детей с различными типами темперамента различаются. У детей холериков необходимо поддерживать активность и инициативность на занятии, организовывать разнообразные виды деятельности, быть рядом, когда дети выполняют задание, учитывать высокий темп выполнения деятельности, не превышать нагрузку, следить за степенью утомления, делать перерывы, хвалить за дело, организовать «щадящий режим», не принуждать. Холериков необходимо мотивировать к предстоящей деятельности с учетом познавательного интереса, помимо основных давать на выбор дополнительные задания разного уровня сложности, чтобы дети постоянно преодолевали трудности, контролировать и оценивать деятельность детей, стимулировать на занятии, давать оценку в процессе работы и в конце, использовать методы поощрения, приемы сотрудничества. Сочетать наглядные, словесные, практические, игровые методы обучения, проводить разнообразные  формы  организации     обучения.  По  отношению  к  детям  холерикам  -  выносить положительную оценку, когда ребенок отражает волевые усилия, старания. Можно использовать такой прием, как авансирование успеха или предвосхищающая оценка («Я уверенна, что ты сегодня сумеешь сдержать себя!»).

Что касается детей сангвиников, то необходимо на занятии учитывать личностный и познавательный интерес, ставить новые, интересные задачи, постоянно активизировать на занятии, подстраиваться под темп деятельности, ставить новые все более трудные задачи, следить за нагрузкой, делать перерывы, организовать разнообразные виды деятельности. Сангвиников необходимо мотивировать к предстоящей деятельности, с учетом личностных интересов, помимо основных давать дополнительные задания на выбор, применять одобряющие стимулы, систематически, разными способами поощрять его усилия, сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения. Положительная оценка должна выноситься педагогом, когда дети отражают волевые усилия. Самое главное в процесс обучения и воспитания детей сангвиников–доброжелательное отношение, так как все, что сангвиники делают – это из-за любви к окружающим людям.

Детей флегматиков необходимо вовлечь в активную деятельность и заинтересовать, учитывать низкий темп деятельности, не торопить, заранее предупреждать о завершении работы, давать дополнительное время, разговаривать спокойно, доброжелательно, постепенно активизировать на занятии, начиная с небольших заданий, поручений, отбор посильных для ребенка заданий, постоянное внимание со стороны педагога, организовать ситуацию успеха, работу в паре с более активными детьми (сангвиником), использовать методы поощрения. Оптимальным приемом в работе с флегматиками является предвосхищающая оценка: «Я уверенна, что у тебя все получится!»

Для детей меланхоликов необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу, не отвлекать в процессе выполнения задания, постепенно активизировать на занятии, не ставить в ситуацию неожиданного вопроса, давать время на обдумывание, подготовку, отбирать посильные для ребенка задания, разговаривать спокойно, не кричать, не ругать, не ставить в неожиданные ситуации, давать индивидуальные задания, организовать более длительный отдых. Педагогу необходимо уделять постоянное внимание детям. Создавать ситуацию успеха, давать положительную оценку на протяжении всего занятия, поощрять за старания, инициативу, вовремя хвалить за проявленные успехи, решительность, волю. Эффективным приемом в работе с меланхоликами является предвосхищающая оценка: «Я уверенна, что у тебя все получится!»

Все выводы, полученные в ходе теоретического изучения проблемы, подтверждены на практике.

На базе МБДОУ г.Череповца мы проводили эксперимент, который состоял из двух этапов: выявление проявлений типов темперамента детей и особенностей осуществления индивидуального подхода к детям в процессе обучения. На первом этапе были проведены 3 диагностические методики: наблюдение за детьми (О.Недосека, Б.С.Волков, Н.В.Волкова и Н.Н.Обозова), анкетирование родителей (Г.Айзенк).

Обработав данные всех диагностических методик, используемых на этапе, мы составили сводную таблицу результатов и определили доминирующий тип темперамента у детей, так как в чистом виде темпераментов не существует. В группе есть дети с проявлениями различных доминирующих типов темперамента: холерики – 24%, сангвиники – 14%, флегматики – 52%, меланхолики – 5%. Доминируют дети с проявлением флегматического типа темперамента.

На втором этапе было проведено анкетирование педагогов, анализ перспективных и календарных планов педагогов и наблюдение за деятельностью педагогов на занятии. Согласно полученным данным анкеты - педагоги знают типы темперамента детей и особенности их проявлений. С помощью наблюдения за детьми, диагностик, индивидуально-психологической характеристики на каждого ребенка, беседы с родителями педагоги относят ребенка к определенному типу темперамента. На занятиях педагоги пытаются учитывать индивидуальные особенности каждого типа с помощью следующих методов и приемов работы с детьми: частично устанавливают время выполнения заданий, варьируют объем работы, оказывают помощь, поддержку в зависимости от типов темперамента, оценивают деятельность детей. Мотивация дается общая для всех детей. Педагоги соблюдают правила обучения и воспитания детей с различными типами темперамента в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями каждого типа. Проанализировав перспективные и календарные планы, мы установили, что индивидуальная работа планируется и осуществляется не со всеми детьми, а только с теми, кто не усваивает материал или пропускает занятия. Она проводится в совместной деятельности утром или вечером. Поэтому мотивация, время, объем работы, помощь, поддержка, оценка не дифференцируется в зависимости от темперамента. Результаты наблюдений показали, что педагоги знают типы темперамента детей и особенности их проявлении и частично учитывают его на занятии с помощью следующих методов и приемов работы с детьми: устанавливают объем работы в зависимости от темперамента, оказывают помощь, поддержку в процессе обучения, оценивают деятельность детей в зависимости от темперамента, время дифференцируют частично и мотивация дается общая для всех детей.

Завершив обработку и анализ проведенных методик, мы сравнили полученные результаты: согласно данным анкет, перспективным и календарным планам и наблюдению за деятельностью педагогов на занятии мотивация дается общая для всех детей, время частично дозируется в зависимости от типа темперамента, объем работы, оказание помощи детям в обучении и оценка их деятельности дифференцируется в зависимости от темперамента.

Согласно полученным данным эксперимента можно констатировать, что индивидуальные особенности детей (тип темперамента) частично учитываются в воспитательно-образовательной  работе, но целенаправленной, систематической работы по данному направлению педагоги не ведут, поскольку нет достаточного методического сопровождения. Поэтому существует насущная необходимость в методических материалах.

На основе теоретического анализа и констатирующего эксперимента мы выделили особенности осуществления индивидуального подхода в обучении детей старшего дошкольного возраста с различными типами темпераментами: этапность его реализации, комплексность выявления индивидуальных особенностей детей и подбор методов и приемов работы в процессе обучения детей с различными типами темперамента.

 

Список литературы

 

1.        Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство “Феникс”, 1997 г.

2.        Ковальчук Я.Н. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981 г.