Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СВИДЕТЕЛЬ И ПОТЕРПЕВШИЙ – РЕБЕНОК. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Сегодня реальность такова, что мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда статус свидетеля и потерпевшего в судопроизводстве присваивается ребенку. Посчитать статистику в процентном отношении несложно, если обратиться к таким примерам: семья проходит в полном составе свидетелями по уголовному делу–    в семье двое  взрослых, трое  детей. Следующая ситуация – заведено уголовное дело по факту убийства, единственный и основной свидетель – ребенок; следующая ситуация – бытовые разборки между супругами с тяжкими телесными повреждениями – основные свидетели - двое малолетних детей и т.д. и т.п. Если учесть, что в группу риска в первую очередь попадают социально-неблагополучные семьи, а это зачастую многодетные семьи, то этот список, когда дети являются косвенными или прямыми свидетелями или потерпевшими, может быть бесконечным. По данным аналитического центра Государственной Думы России, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Конфликты на бытовой почве уносят жизней больше, чем войны. Инвалиды, престарелые, женщины и дети составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейных отношений. Насилие в семье может быть направлено против любого ее члена, однако, реальные факты свидетельствуют — 95% всех пострадавших от насилия в семье — это женщины и дети.

Исходя из этих данных, следует сделать вывод, что настало время, когда ситуацию со статусом свидетеля и потерпевшего ребенка стоит рассмотреть более глубоко и детально.

Ситуации, по факту которых заводятся уголовные дела, в которых дети являются зачастую основными свидетелями – это всегда стрессовые, шоковые ситуации для детей (потеря близкого человека, угроза жизни близкому человеку, угроза жизни самому ребенку и т.д.). Первыми, кто оказывается рядом с ребенком в этой стрессовой ситуации для него, являются оперативные следователи, дознаватели, у которых в этот момент свои цели и задачи (получить как можно больше информации по данному уголовному делу). Мало кто из них обращает внимание в этот момент на психическое состояние ребенка, так как в следственных мероприятиях он выступает как свидетель или потерпевший, а значит, приравнивается к положению взрослого. И вот здесь ребенок получает вторую травмирующую ситуацию, которая длится на протяжении всех следственных и судебных мероприятий. Хочется отметить, что зачастую взаимодействие с ребенком, в его статусе свидетель и потерпевший, выстраивается, к сожалению, по принципу – «Ты виноват уж в том, что ты ребенок!». То есть, ты слабее меня, глупее меня, доверчивее, а значит, я могу манипулировать тобой, использовать ситуацию, так как мне необходимо, исходя из своих целей и задач. Да, по законодательству, дознание несовершеннолетних детей должно происходить в присутствии взрослых, незаинтересованных по факту уголовного дела (педагоги, психологи, социальные работники), которые и должны взять под контроль данную ситуацию. Но, как правило, на роль таких взрослых попадают совершенно не готовые к стрессовой для них ситуации дознания специалисты. В результате, мы получаем противостояние двух позиций и столкновение разных целей и задач. С одной стороны правоохранительные структуры, с другой стороны правозащитные. При этом ребенок со своим стрессовым состоянием оказывается между ними без соответствующей помощи.

Можно ли исправить данную ситуацию и реально оказать соответствующую помощь ребенку в его статусе свидетеля и потерпевшего, начиная с самого его первого мгновения в этом статусе? И если можно, то, при каких условиях, и какие специалисты должны быть в этот момент рядом с ребенком.

Исходя из нашего практического опыта по оказанию психологической помощи детям - свидетелям и потерпевшим в уголовном судопроизводстве, можно сделать следующие выводы:

-   оказывать эффективную      психологическую помощь детям - свидетелям и потерпевшим можно только в ситуации тесного сотрудничества юриста и психолога с соответствующей квалификацией.

-   реально оказывать такого плана помощь можно только в независимой, выделенной структуре, имеющей широкие полномочия, закрепленные правовой    базой, то есть при определенном статусе.

-    осуществлять реабилитационную работу с потерпевшими возможно и реально только в специально созданных условиях (то есть, устранив травмирующую ситуацию).

-      для осуществления профессиональной юридической и психологической помощи свидетелям и потерпевшим необходимо продумать систему профилактических и реабилитационных мероприятий для специалистов.

Остановимся на специфике работы по оказанию юридической и психологической помощи взрослым и детям в их статусе свидетеля и потерпевшего.

В обозначенных нами условиях, цели и задачи специалистов, которые тесно взаимодействуют со свидетелями и потерпевшими начинают совпадать, а значит и помощь становится позитивной.

В данном случае, когда мы имеем в виду потерпевшего и свидетеля ребенка, все будут защищать интересы самого ребенка, так как цель и задача у разных специалистов одна – это защита свидетеля, в данном случае ребенка.

Специфика психологического сопровождения детей.

Сопровождение процесса (всегда прав ребенок) – об этом должен помнить и юрист, и психолог. Работа с проблемой – ребенок, как правило, не может обозначить проблему и сформулировать запрос.

Работа с состоянием – ребенок не может обозначить свое состояние и, как правило, вытесняет травмирующую ситуацию, часто бывает сложность с отреагированием острого состояния, травмы.

Наиболее результативный метод работы – игровой, так как язык игры, это тот язык, на котором общается ребенок (игровая диагностика, игровая терапия, драматизация, сказкотерапия и т.д.).

Выход на перспективу по совершенствованию юридической и психологической помощи свидетелям и потерпевшим – это организация и создание реабилитационных центров по защите свидетелей с выделением детского отделения.

 

Список литературы

1.     Абраменкова В.В. Социальная психология детства, М.2008.

2.     Баева И.А. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии.С-П., 2008.

3.     Бондырева С.К. Колесов Д.В. Выживание (факторы и механизмы), М-В,2005

4.     Варчук Т.В. Виктимология/ под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 263 с.

5.     Громов В.И., Васильев Г.А. "Энциклопедия безопасности-2". Москва, 2000.

6.     Ильин И.А. О сущности правосознания/ подготовка текста и вступительная статья  И.Н. Смирнова. – М.:»Рарогь», 1993 – 235 с.

7.     Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика: Сборник материалов. – М,: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во «Смысл», 2007. – 312 с.

8.     Психология экстремальных ситуаций / под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых, - 2-е изд., стер. – М,: Психологический ин-т РАО, 2008.– 304 с.

9.     Ранняя профилактика жестокого и пренебрежительного обращения с детьми: Сборник статей. – М,: Региональный благотворительный фонд «Отклик», 2010.

10. Розенберг Маршалл Язык жизни. Ненасильственное общение / перевод с англ. – М,: ООО Издательство «София», 2009. – 272 с.