Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Эффективность работы органов исполнительной власти во многом зависит от профессионализма государственных гражданских служащих и их профессионального развития. Основу такого развития составляют механизмы конкурсного замещения государственных должностей, утверждения должностных и административных регламентов, стимулирования труда, индивидуального планирования профессионального развития, дополнительного профессионального образования, оценки деятельности, проведения служебных, плановых и внеплановых проверок, организации внутреннего и внешнего контроля и другие.

Государственная гражданская служба имеет специфические особенности, подлежащие учету при ее организации и осуществлении. Такими особенностями являются особый порядок замещения должностей, оценка соответствия профессиональной компетенции занимаемой должности посредством аттестации и сдачи квалификационных экзаменов, соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение  должностного регламента, стимулирующие выплаты и надбавки к окладу за особые условия труда, соблюдение служебной этики и ограничения на получение и распространение информации.

Для разработки таких методов необходим анализ профессиональной деятельности государственных служащих, определение требуемых деловых, морально-нравственных и личностных качеств, подлежащих формированию или развитию в ходе профессиональной деятельности. Требуется определить или уточнить компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Это относится к умению получать и анализировать информацию, обобщать данные, излагать мысли и структурировать информацию, готовить заключения и формулировать выводы, взаимодействовать с коллегами, отстаивать точку зрения, аргументировать мнение, предлагать решения, способствовать новациям и нововведениям. Необходимо оценивать организаторские и лидерские способности, умения решать поставленные задачи, координировать и контролировать ход их выполнения, брать на себя ответственность, планировать и выполнять работу, разрешать спорные ситуации и конфликты, анализировать проблемы и прогнозировать последствия принимаемых решений, систематически пополнять и обновлять профессиональные знания, быть в курсе проблем и тенденций развития  общества. При этом требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих должны быть конкретизированы в зависимости от групп и категорий должностей государственной службы.

Теоретическую основу исследования составили подходы к пониманию природы и особенностей формирования профессионально важных качеств специалиста: акмеологический подход (Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Рогов Е.И. и др.); деятельностный подход (Басов М.Я., Гальперин П.Я. Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. др.); системный подход (Климов Е.А., Карпов А.В., Иванова Н.Л., Дружинин В.Н., Зеер Э.Ф., Шадриков В.Д., Поваренков Ю.П., Бодров В.А.); комптентностный подход (Гуревич К.М., Марищук В.Л.).

В работе использованы теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы, анализ учебных и научно-методических материалов), профессиографический метод, психодиагностическое тестирование, анкетирование. В исследовании использовались следующие методики: 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела, 5-ти факторный опросник Р. МакКрае и П. Коста, характерологический опросник Леонгарда. Эмпирической базой исследования выступило Министерство сельского хозяйства Саратовской области, в выборку попали более 70 сотрудников – государственных служащих.

Эмпирические данные позволили составить типологический портрет государственного служащего. Ему свойственны следующие черты: открытость (фактор А), интеллектуальность (фактор В), эмоциональная устойчивость (фактор С), независимость (фактор E), решительность и готовность к достижению цели (фактор G), самостоятельность (фактор I), способность ладить с людьми (фактор L), уверенность в себе (фактор О), сочетание стремления к самостоятельным решениям и действиям и способность брать ответственность за них (факторы Q2, Q3), адекватная самооценка (фактор MD).

Были проанализированы первичные факторы. По результатам средних значений в группе государственных служащих, установлено, что государственным служащим свойственно: высокая степень активности, общительность, поиск новых впечатлений, потребность быть рядом с другими людьми, сотрудничество, самоуважение, настойчивость в достижении целей, самоконтроль поведения, самокритичность, эмоциональная стабильность, любознательность, пластичность.

Для государственных служащих характерна выраженности таких черт личности как гипертимность, аффектно-экзальтированность, демонстративность. Гипертимность выражается в стремлении к активной деятельности, склонности к лидерству, быстрой реакцией на происходящие события, быстрым принятием решений, способствует достижению творческих и производственных успехов, при этом часто сопровождается легкомысленностью, отсутствием самокритичности. Аффективно-экзальтированность характера дает личности более резкие эмоциональные переживания.

На следующем этапе исследования был изучен «Должностной регламент» специалистов разного уровня: консультанта, главного специалиста-эксперта, начальника отдела инвестиционной политики и целевых программ министерства сельского хозяйства Саратовской области. Согласно концептуальным подходам к определению структуры про-фессионально важных качеств были выделены следующие аспекты: свойства личности (отношения личности, интересы и склонности), свойства индивида (свойства темперамента и особенности психических процессов. профессионально важные качества рассматривать как взаимодействие разноуровневых свойств человека; способности, задатки, элементы опыта: знания, умения, навыки. Далее эти аспекты были структурированы и на основе данного должностного регламента составлены анкеты по оцениванию профессионально-важных качеств специалистов, государственных служащих.

Проведено анкетирование по изучению профессионально-важных качеств государственных служащих. Было выявлено, что у государственных служащих на высоком уровне развиты навыки самообучения, планирования собственной деятельности, коммуникативная компетентность, правовая и информационная грамотность, на среднем уровне развиты управленческие способности, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, на сравнительно низком уровне развиты аналитические способности.

С целью установления зависимостей между личностными чертами и профессионально важными качествами государственных служащих был проведен корреляционный анализ данных. Подсчет корреляционной матрицы проводился с помощью компьютерной программы «Statistica 6.0». Получены следующие корреляционные плеяды:

Умение определять потребность в информации, проводить анализ и представлять результаты аналитической обработки информации положительно связано с такими личностными свойствами как демонстративность, дипломатичность, самостоятельность, и отрицательно связано с показателем смены настроения.

У служащих, обладающих такими качествами как общительность, доминантность, самостоятельность, самодисциплина, практичность, развиты навыки управления персоналом.

Навыки по разрешению конфликтов связаны с таким личностным свойством как самостоятельность, демонстративными чертами характера.

Участие в составлении методических рекомендаций и рекомендаций по вопросам, входящим в его компетенцию положительно связано с дипломатичностью, самостоятельностью, демонстративность и отрицательно связано с тенденцией смены настроения.

Организаторские способности положительно связаны с такими личностными свойствами как общительность, доминантность, эмоциональная устойчивость, самодисциплина.

Управленческие способности положительно связаны с такими личностными свойствами как доминантность, самодисциплина, эмоциональная устойчивость, общительность, самостоятельность.

В  результате  проведенного  исследования,  установлено,  что  профессионально  важные  качества положительно и отрицательно связаны с личностными особенностями государственных служащих. Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о существовании достоверно связанных личностных качеств с результатами профессиональной деятельности государственных служащих Министерства сельского хозяйства Саратовской области. Разработка новых систем диагностики, коррекции и развития профессионально- важных качеств государственных служащих позволит повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти.