Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о проблеме дневной занятости взрослых с расстройством аутического спектра (далее по  тексту РАС) в комплексе программ социальной реабилитации. В различных реабилитационно-коррекционных учреждениях проводятся мероприятия, направленные на реабилитацию взрослых с РАС, в основном состоящие из клинической лекарственной терапии и обеспечения минимальной занятостью.

Как и любой взрослый человек, взрослый с РАС нуждается в целенаправленной результативной деятельности, в эмоциональном удовлетворении от включения в общественно-значимую сферу. Труд дает возможность человеку использовать свои навыки, увидеть результат своей работы, развиваться. В силу особенностей заболевания данной категории взрослых людей, проявляющуюся в специфике их памяти, мышления и восприятия, включение в общественную трудовую деятельность становится возможным только при использовании целенаправленной социально-психологической реабилитации по обеспечению взрослого с РАС посильным и результативным трудом.

В своем исследования мы предположили, что социально-психологическая реабилитация взрослых с РАС будет более эффективной при условии проведения своевременной социально-психологической терапии по развитию самосознания, внимания, памяти, мышления, ориентации во внешнем мире для удовлетворения потребности в труде взрослых людей с РАС.

Исследование вышеназванной проблемы  проводилось в процессе  производственной практики на  базе государственного бюджетного учреждения города Москвы психоневрологического интерната № 30. Программа социально-психологической реабилитации нашего исследования состояла из первичной диагностики с использованием метода наблюдения и практической работы по развитию мышления, памяти, восприятия, трудовых навыков с применением арт-терапии и трудотерапии.

Первоначальным этапом в реализации программы социально-психологической реабилитации  было установление контакта со взрослыми людьми с РАС. С этой целью мы использовали вербальное и невербальное личное общение, организовывали групповое общение для активного слушания и провели индивидуальные беседы.

Для снятия эмоционального и физического напряжения мы проводили занятия по лечебной физкультуре, игры в мяч, прогулки по территории ПНИ. Все эти занятия помогали снизить уровень нервно-психического напряжения клиентов для дальнейшей непосредственной коррекционной терапевтической работы.

С целью развития внимания, мышления и памяти мы использовали игры-занятия: исключение предмета (четвертый лишний), сборы пазлов, упражнения на запоминание слов и фигур, построение фигур из разных частей кубика, упражнения на установление последовательности событий по изображениям на карточках, и т.д.

Включение перечисленных занятий в программу социально-психологической реабилитации способствовало запоминанию череды событий, развитию наблюдательности, проявлению интереса к групповой творческой деятельности у взрослых с РАС.

Для усиления трудовой и эмоционально-сенсорной активности взрослых с РАС мы проводили работу в двух направлениях:

1.     Организация и проведение посильной работы по уборке территории и помещений, украшения столовой комнаты сервировки обеденных столов, помощь в изготовлении бытовых предметов (вешалки, ящики для хранения вещей и т.д.).

2.     Применение различных форм арт-терапии : организация рисования, работа с глиной, шерстью, с песком и т.д..

Вовлечение каждого взрослого в трудовую или творческую деятельность с целью снятия психо- эмоционального напряжения и организации целенаправленной деятельности является важным аспектом социально-психологической реабилитации взрослых с РАС.

Арт-терапия идеально подходит для особых взрослых, т.к. не требуя особых навыков рисования, способствует его расслаблению: через рисунок и цвет клиенты могут выразить свои эмоции, чувства, переживания или мечты.

Целенаправленная трудовая деятельность важна для особых взрослых, т.к. им необходимо видеть результат своей работы и ощущать полезность своего труда.

В настоящее время существуют и функционируют столярные и гончарные мастерские на базах различных ПНИ, где взрослые с РАС могут не только сделать своими руками нужную, «взрослую» вещь, но также представить ее на благотворительной ярмарке.

К сожалению, в учреждении, где проводилось наше исследование,  таких мастерских  нет и взрослые отделения дневного пребывания реализуют свою трудовую потребность в основном в форме уборок. Но даже такая систематическая и ежедневная деятельность дает ощущение дееспособности и полезности клиентам данной категории.

Результатами эффективности проведенного нами комплекса мероприятий социально – психологической реабилитации взрослых с РАС могут служить наблюдения и диагностика клиентов ПНИ № 30. В качестве примера приведем анализ психоэмоционального состояния клиента Никиты П, наглядно представленный на Графике 1.




Критериями эффективности социально-психологических мероприятий нами были определены следующие компоненты взаимодействия клиента с окружением и самим собой: коммуникативность, самоагрессия, межличностные отношения. Диапазон проявления названных критериев определен от 1 до 5 баллов, где 1-слабые проявления, а 5 – сильные.

До проведения социально-психологической реабилитации Никита П. отличался высоким уровнем самоагрессии: при утомляемости или неудовлетворенности кусал руки; коммуникативность со специалистами и другими клиентами в основном выражалась в кратком контакте взглядом или коротком тактильным контактом; межличностные отношения у Никиты проявлялись только с родными (мамой, братом и отцом), к остальным людям Никита не проявлял никакого интереса.

После проведения мероприятий социально-психологической реабилитации уровень самоагрессии Никиты П. значительно снизился: частота кусания рук снизилась, наблюдалась только при сильной усталости. Никита П. стал проявлять интерес к тем, кто с ним работает: тактильный контакт участился, уровень невербального общения повысился. Никита стал узнавать специалистов отделения: при виде того или иного специалиста говорил фразу, ассоциирующуюся у него с этим человеком. Никите П. стало нравиться внимание к нему других клиентов, ему стало приятно общение: он стал чаще улыбаться и дольше удерживать визуальный контакт с теми, кто с ним общается. У Никиты даже появились подруги – клиентки отделения Маша и Юля, которые с удовольствием общаются и проводят с ним время, даже если Никита не отвечает им словами.

Эффективность реализации системы терапевтических мероприятий в рамках социально-психологической реабилитации в целом состоит в возможности взрослых с РАС адаптироваться к окружающему миру, налаживать контакты с окружающими. На наш взгляд, действенным направлением в социально-психологической реабилитации является целенаправленное развитие мышления, внимания и памяти и организация трудовой и творческой деятельности  для взрослых с РАС, т.к. взрослым людям данной категории очень трудно самостоятельно организовать свою деятельность и реализовать потребность в труде и творчестве.

 

Список литературы

1.     Челышева Ю.В. Социальный аспект асоциального поведения подростков. «Современный научный потенциал» Сборник по итогам XI международной научно-практической конференции 28 февраля-7 марта 2015г. (Materials of XI international research and practice conference. Modern scientific potential- 2015 february 28-march 7, 2015.) / Белгород, Руснаука, 2015. С-50-53.

2.     Челышева Ю.В. Формирование социально-психологических компетенций подростков асоциального поведения. Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции (28 ноября 2015г., г. Челябинск). В 3 ч. Ч.3 — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 230-234. — С. 230-234.

3.     Челышева Ю.В. , Аксенова Н.А. Социально-педагогическая превенция асоциального поведения детей и подростков. Развитие социокультурного пространства: теория и практика поддержки населения: Материалы научных работ студентов и преподавателей Социального института МГПУ / Под ред.А.М. Егорычева и К.И. Чижовой. – М.: «Перспектива», 2014. С. 46-48.

4.     Овчаренко Л.Ю. К вопросу о психологическом консультировании в трудной жизненной ситуации клиента. Социально-психологические аспекты практики социальной работы Сборник научных статей. Ответственные редакторы: Овчаренко Л.Ю., Тютченко А.М.; Редактор-составитель: Дорошенко Т.Н.;. Москва, 2016. С. 132-147.

5.     Овчаренко Л.Ю. Концепция психологического сопровождения реабилитационного процесса в военно- социальной работе. Социально-психологические аспекты практики социальной работы: Сборник научных статей. Ответственные редакторы: Овчаренко Л.Ю., Тютченко А.М.; Редактор-составитель: Дорошенко Т.Н.;. Москва, 2016. С. 26-37.

6.     Овчаренко Л.Ю. Особенности социально-психологической адаптации современных подростков в образовательной организации. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. № 4. С. 97-111.

7.     Овчаренко Л.Ю., Макшанцева Л.В. Социальное взаимодействие в контексте психолого-педагогического сопровождения, опосредованного новыми образовательными стандартами. Социально-психологические аспекты взаимодействия и адаптации личности в социуме 2013. С. 90-101.

8.     Тютченко А.М. Сущность и содержание социального партнерства. Социальное партнерство как принцип взаимодействия в социальной работе Межвузовская научно-практическая конференция. 2014. С. 9-17.

9.     Тютченко А.М. Учебно-методические материалы по привлечению студентов к волонтерскому движению. Актуальные проблемы науки, образования и социальной работы Сборник научных статей. РГСУ филиал в г. Люберцы; Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. Москва, 2015. С. 180-186.

10. Тютченко А.М. Развитие полисубъектности в системе российской социальной помощи. Социально- гуманитарное знание: традиции и инновации Сборник научных статей. кафедра социальной работы и социального права Российского государственного социального университета. Москва, 2015. С. 196-204.

11. Тютченко А.М. Развитие полиобъектности в системе российской социальной помощи. Актуальные проблемы науки, образования и социальной работы Сборник научных статей. РГСУ филиал в г. Люберцы; Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. Москва, 2015. С. 186-194.

12. Тютченко А.М. Становление полисубъектности в системе российской социальной помощи. Проблемы изучения и преподавания истории социальной работы и благотворительности в России Материалы общероссийского семинара. 2003. С. 20-27.

13. Тютченко А.М. История социальной работы. Учебная программа. Специальность: 350500 "Социальная работа". Москва, 2005.