Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Жиздра
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В школьной среде возникает множество конфликтов, как среди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учеником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности.

Для исследования данной темы было выдвинуто предположение о том, что тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях: школьникам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а школьникам с низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс. Исходя из этого, целью исследования было выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.

Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой учащихся 8-9 классов МБОУ «СОШ№1» и МКОУ «СОШ №2» города Жиздра в количестве 55 человек из них 27 юношей и 28 девушек.

Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: 1) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»; 2) Тест-опросник К. Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».

Анализируя результаты по опроснику Томаса, целью которого является определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, можно сделать вывод о том, у девушек преобладают различные стили поведения. У 16 (57%) преобладает сотруднический стиль поведения. Это означает что большинство девушек, отстаивая собственные интересы, принимают во внимание нужды и желания другой стороны. У 7 (25%) преобладает – сопернический стиль, он свойственен сильным личностям не заинтересованным мнением другого и для кого важен исход конфликта в его пользу. У 12 (43%) – компромиссный стиль, суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. У 6 (21%) стиль избегания. Он реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, и человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль приспособления ярко выражен только у 1 (4%) девушки. Из результатов мы видим, что девушки склонны сотрудничать и находить компромиссы во время конфликта.

У юношей: у 19 (70%) преобладает сотруднический стиль, у 6 (22%) сопернический, у 15 (56%) компромиссный, стиль избегания выражен слабо, у 3 ( 11%) приспособление.

В целом и юноши прибегают в основном к сотрудничеству и компромиссу в конфликтных ситуациях, как и девушки.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из  них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Анализ результатов по методике Спилбергера-Ханина показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 14 человек из 55 (25%), у 2 (4%) человек низкий уровень тревожности, у 3 (5%) учеников уровень СТ ниже уровня ЛТ . Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 4 (7%) учеников ЛТ выше СТ, из них 3 девушки и один юноша. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Найдем различия двух выборок (юношей и девушек) по уровню тревожности воспользовавшись t – критерием Стьюдента. Проверим гипотезу о том, что тревожность у юношей и у девушек приблизительно равна – H0; Тревожность различна – H1.

После проведения статистической обработки данных с помощью программы Statistika 6.0. было выявлено: различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1. Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.

Анализ результатов двух методик показывает, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях. А юноши с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.

Сравнительный юношей и девушек по уровню тревожности показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.

Сравнительный анализ юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях показывает, что по стилям поведения девушки более склонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Проведя исследование, мы отметили, что уровень тревожности влияет на поведение старшеклассников в конфликтных ситуациях. Подростки с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.

Старшекласснику, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.

Стиль поведения  в конкретном конфликте определяется той мерой, в  которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.

Зная, что на данном этапе для старшеклассников главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.

Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у старшеклассников.

 

Список литературы

1.     Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992.Т.13 №5.

2.     Гончаров М. Основные стратегии поведения в конфликте. – М., 2006.

3.     Дж.Г. Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991

4.     Левитов Н.Д. « Психические состояния беспокойства и тревоги»

5.     Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М., 2001.