19 мая 2018г.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности субъективной картины жизненного мира у женщин с бесплодием, особенности психологического и хронологического возраста, мотивационный статус событий, связанных с беременностью и рождением ребенка.
Ключевые слова: бесплодие, событие, мотивационный статус события, субъективная картина жизненного пути, каузометрия.
Актуальность. В условиях современного мира наблюдается тенденция увеличения числа бесплодных браков и Российская Федерация, к сожалению, не является исключением. Так, согласно данным Росстата, за период с 2005 по 2016 год увеличилось число женщин с впервые установленным диагнозом бесплодие с 52,5 до 92,8 тысяч человек. На 100 тысяч женщин в возрасте от 18 до 49 лет в 2005 году бесплодие было зарегистрировано у 146,6 человек, а в 2016 году у 278,8 человек [5].
Бесплодный брак фрустрирует потребность человека в любви и продолжении своего рода, ухудшает качество жизни супругов – наблюдаются нарушения эмоциональной сферы и сексуальные расстройства. Социальная роль женщины тесно связана с материнством, в связи с этим, особенно эмоционально значимым является женское бесплодие.
Бесплодие влияет на психологическое состояние и социальную позицию женщины, что может проявляться формированием неадекватного типа отношения к болезни, снижением самооценки, трудностями или разрывом семейных отношений, снижением фрустрационной толерантности. Психоэмоциональные факторы могут оказывать влияние на конечный результат – на исход лечения.
Состояние проблемы. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие – это неспособность зачать, неспособность выносить и родить живого ребенка. Приведем также клиническое определение термина бесплодие – это болезнь репродуктивной системы, которая выражается в отсутствии клинической беременности после 12 или более месяцев регулярной половой жизни без предохранения от беременности [10].
В наше время также наблюдается тенденция откладывания рождения первого ребенка - увеличения возраста женщины при рождении первого ребенка. Данный тренд связан с социально- психологическими факторами, такими как эмансипация, вовлечение женщин в активную социальную жизнь, приоритет карьеры и самореализации. Вместе с тем, наиболее благоприятным периодом для рождения здорового потомства является возраст от 18 до 26 лет.
В психологическом портрете женщины, испытывающей затруднения в вопросе зачатия, вынашивания и рождения ребенка, Н.А. Богдан выделяет психологическую незрелость и инфантилим [3]. Кроме того автор отмечает базовое недоверие к окружающему миру, проявляющееся в повышенном желании контроля, непринятии нового, психологическую негибкость, приверженность к четкому планированию, неуверенность в партнере и в себе, заниженную самооценку или компенсированную заниженную самооценку [3].
Многие исследователи (Богдан Н. А., Филлипова Г. Г., Менделевич В. Д., Макаричева Э. В. и др.) отмечают, что бесплодные женщины часто имеют трудности и психотравмы детского возраста, различные страхи – потери привлекательности, карьеры, внимания мужа, физической боли, родов, страх потери независимости [3, 8, 11].
Исследования Карымовой О.С. [6] показали, что для женщин–матерей более свойственны эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность, интровертированный тип общения, фемининные черты личности. В то время как бесплодные женщины в целом эмоционально неустойчивы, при этом возможен конфликт между стремлениями в разнонаправленные стороны: эгоизм и альтруизм, агрессивность и стремление нравиться, обособленность и принадлежность группе. При этом для них характерна маскулинность: независимость, стремление к эмансипации, самодостаточность, склонность к психосоматическим расстройствам.
Материалы и методы. Целью нашего исследования является выявление особенностей субъективной картины жизненного пути (СКЖП) у женщин с диагнозом бесплодие, определение структуры значимых для них событий в жизни, определение мотивационного статуса событий связанных с наступлением беременности и рождением ребенка, определение психологического возраста респондентов.
Понятие субъективная картина жизненного пути было впервые введено Б.Г. Ананьевым. Он выделил следующие ключевые моменты [1]:
- «картина» - это важнейшая характеристика самосознания человека;
- в ней отражаются этапы индивидуального и социального развития человека;
- всегда разворачивается во времени и содержит ключевые события жизненного пути, увязывает воедино историческое, психологическое и биологическое время.
Основными компонентами СКЖП являются значимые события жизни и представления человека о связях между ними [4]. С.Л. Рубинштейн даёт следующее определение событию: событие - это «…узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [9]. Событие как узловой момент и поворотный этап жизненного пути указывает на его значимый статус в жизни человека. С. Л. Рубинштейн, при этом связывает события жизни с принятием решения, т.е. с выбором самого человека в своем жизненном пути. Он указывает на авторство самого человека в определении траектории жизненного пути. События в СКЖП – это субъективный образ реальных (прошлых) событий и событий возможного будущего, существующих в идеальной форме. Р. А. Ахмеров отмечает, что события, обладая мотивационно- ценностным потенциалом, влияют на поведение, поступки и деятельность субъекта [2].
Наше исследование носило характер пилотажного в рамках исследовательской работы по изучению представлений о материнстве у женщин с бесплодием. В исследовании приняли участие пациентки одной из клиник г. Красноярска, получающие лечение по поводу бесплодия (n=15, женщины 24-32 года). Все респонденты на момент исследования находились в зарегистрированном браке сроком от 2 до 6 лет и не имели детей. Респонденты заявляли о желании иметь детей и намерении предпринимать для достижения цели необходимые действия - проходить необходимое медицинское обследование и лечение.
Для реализации наших целей исследование осуществлялось с помощью методики «Каузометрия» (Лайфлайн), предложенной Е. И. Головахой и А. А. Кроником [7]. С помощью данного метода возможно описать как прошлые периоды жизни человека, так и предполагаемые будущие периоды. Работа с респондентами проводится в форме интервью, в ходе которого последовательно выполняются предписанные авторами методики процедурные этапы: биографическая разминка, формирование списка значимых событий, датирование выделенных событий, проведение причинного анализа отношений между выделенными событиями, целевой анализ, определение сфер принадлежности событий, а также оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, определение значимости для респондента («для себя») и для «других», определение личного временного центра. Методика позволяет оценить мотивационный статус событий, их локализацию в хронологическом и психологическом времени, роли в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Это позволяет определить возможные деформации картины жизненного пути, осмысленности и реализованности замыслов респондента. Мотивационный статус события указывает на реальную значимость события в жизни человека.
Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что у респондентов наблюдается несоответствие психологического возраста и хронологического – психологический возраст у 12 респондентов ниже хронологического на 5-9 лет, лишь у 3 респондентов наблюдалось соответствие хронологического и психологического возраста.
В списке значимых событий у 4 респондентов отсутствовали события, связанные с беременностью и рождением ребенка, при заявленном до проведения диагностики намерения иметь ребенка и предпринимать для этого необходимые действия.
События связанные с наступлением беременности и рождением ребенка в будущем наблюдались у 11 респондентов и имели следующую формулировку: «я забеременею», «я рожу ребенка», «стану мамой», «рождение ребенка», «рождение первого ребенка»; трое респондентов отметили событие - «рождение второго ребенка». При этом респонденты датировали будущее наступление беременности и рождения ребенка сроком от 1 до 3 лет с момента проведения исследования.
Несмотря на то что у большинства респондентов в списке значимых событий присутствовали события связанные с наступлением беременности и рождением ребенка, анализ их мотивационного статуса показал, что лишь у 2 респондентов данные события занимают приоритетное место (№1), в то время как у 13 респондентов они занимают от 8 до 15 места.
Выводы. Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволили нам увидеть некоторые особенности субъективной картины жизненного мира у женщин с бесплодием, особенности психологического возраста и мотивационный статус событий, связанных с наступлением беременности и рождением ребенка. Исследование выявило, что у женщин с бесплодием, заявивших о намерении иметь ребенка, наблюдается мотивационная противоречивость события «рождение ребенка». Также у респондентов отмечается снижение психологического возраста в сравнении с хронологическим. Методика «Каузометрия» может быть эффективным инструментом работы в психологическом консультировании женщин с бесплодием. В настоящее время исследование психологических особенностей женщин с бесплодием продолжается.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 339 с.
2. Ахмеров, А. А. Событие как элемент субъективной картины жизненного пути/ А. А. Ахмеров // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]: (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, 2013. - №10(30). URL: www.sisp.nkras.ru
3. Богдан, Н. А. Психологические проблемы, сопровождающие проблему бесплодия и возможности оказания психологической помощи в процессе его лечения методом ЭКО / Н.А. Богдан // Перинатальная психология и медицина, психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: Матер. Всерос. конф.— Иваново, 2001, С. 98–101.
4. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. М. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.
5. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с.
6. Карымова, О.С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин: автореф. диссер. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Карымова Оксана Сергеевна.– Оренбург, 2010. – 32 с.
7. Кроник А. А., Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути /А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.
8. Макаричева, Э. В. Психический инфантилизм и необъяснимое бесплодие / Э. В. Макаричева, В. Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - №3. - С. 20-22.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т./ С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т 2., 328 с.
10. Пересмотренный ИКМАРТ и ВОЗ словарь терминов ВРТ, 2009. - Источник: ВОЗ http://infertilityschool.ru/glossary/
11. Филиппова, Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России [Электронный ресурс]: электрон.науч.журн. 2011. -№6. URL: http://medpsy.ru
© Мунатова Н.А., 2018