Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТНОШЕНИЕ ПЕРВЫХ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – УЧИТЕЛЕЙ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Большинство современных научных трудов посвящено проблеме здоровья и образа жизни детей: дошкольников, учащихся средних, среднеспециальных и высших учебных заведений, и лишь немногие исследователи акцентируют  внимание на здоровье первых субъектов учебного процесса – педагогов.  Этим объясняется актуальность педагогической проблемы неразвитости ценностного отношения учителей к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни, соблюдение принципов которого является отражением как культуры здоровья, так и общей культуры личности. Ведь от степени ответственности педагогов к здоровью будет зависеть их профессиональное и личностное развитие, либо выгорание и деградация. Только педагог с высоким уровнем физического и психологического развития может воспитать установку у учащихся на здоровый образ жизни, являясь образцом для подражания.

Н.К. Смирнов в своем научном исследовании отмечает, что почти половина опрошенных педагогов не обращаются к врачу, а 72 % респондентов с большим стажем работы считают, что с «небольшим повышением температуры тела», легким недомоганием, слабостью должны выйти на работу [1, с. 271].

Подобный пример поведения педагогов демонстрирует их ученикам халатное, попустительское, безразличное отношение к состоянию как своего здоровья, так и своих подопечных, поскольку  болеющий учитель является и распространителем инфекции. Ко всему прочему, плохо чувствующий себя педагог не может в полную силу энергетически воодушевлять учеников и прививать им тягу к знаниям и преподаваемому предмету.

В основе холистической модели здоровья лежит такой подход, при котором воздействие психических, социальных и физических факторов на человека учитывается в большей мере, чем диагностика его состояния и лечение. Истоки данной модели взяли начало из системы медицины Китая, времен царствования Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад, преследовавшей целью укрепление здоровья посредством восстановления внутренней гармонии и равновесия духа.

Данная модель признается в настоящее время наиболее перспективной для понимания феномена здоровья, поскольку учитывает взаимосвязь и взаимозависимость всех аспектов человеческого организма [2, с. 14]. В основе данной системы лежит принцип целостности, который понимается как «синтез многообразного, упорядоченное множество компонентов, подчиненных единым задачам и целям» [3, с. 32].

По  «холистической  модели  здоровья»   Р.И.  Айзмана,  здоровье  целесообразно  рассматривать  как «способность организма сохранять свой гомеостаз в условиях адаптации к разным факторам среды» [4].

В целях нахождения путей решения проблемы повышения ценностной ориентации учителей на укрепление здоровья нами было проведено исследование по диагностике отношения педагогов к состоянию своего здоровью и его ключевым компонентам МБУ «Школы № 79». При этом, под профессиональным здоровьем учителя мы будем понимать «способность организма сохранять и активизировать защитные, регуляторные, компенсаторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [5, с. 31].

Анкетирование включало 22 вопроса, затрагивающих различные аспекты культуры питания, двигательной активности, режима дня, отдыха и труда, сна и методов борьбы со стрессовыми ситуациями. Это дало нам возможность проанализировать психологический, социальный, соматический, педагогический и духовный компоненты здорового образа жизни.

Проведенное исследование показало, что 83 % учителей после занятий испытывают утомление, повышение раздражительности – 29 %. 38 % педагогов жалуются на головные боли. Среди опрошенных нет курящих, спиртные напитки не употребляют 66,66 % учителей, употребляют 1-2 раза в месяц – 20,84 % респондентов.

Лишь 27,27 % учителей не имеют хронических заболеваний. 40,91 % респондентов отмечают у себя проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы, 13,64 % – пищеварительной системы, столько же со стороны дыхательной системы. 31,82 % учителей жалуются на нарушения мочеполовой системы и почек, 27,27 %– опорно-двигательного аппарата.

Не обращаются за помощью к врачам 42,06 % педагогов, 1-2 раза в год консультируются с медицинскими специалистами 45,44 % респондентов.

Болеют 1-2 раза в год 54,54 % учителей, 3-4 раза в год – 13,64 % педагогов. При этом с медицинской точки зрения, если взрослый человек болеет простудными заболеваниями 3-4 раза в год, то можно сделать вывод об ослабленности его иммунитета.

Отношение представителей педагогического состава учебных учреждений как носителей культуры здоровья не является ценностным по причине того, что не находит достаточного подкрепления деятельностным и активно-положительным компонентами поведения.

Занимаются своим здоровьем 68,2 % учителей, в частности делают гимнастику 40,91 % респондентов, бегают – 4,55 %, занимаются в спортивных секциях – 13,64 % респондентов, 9,1 % предпочитают ходьбу пешком и прогулки на велосипеде. Единичные ответы – «занимаюсь йогой, бодифлексом», «хожу в бассейн».

Нами было проведено исследование по самооценке здоровья учителями по методике Э.Н Вайнера и Е.В. Волынской.

Согласно его результатам, большая часть учителей жалуется на регулярное недосыпание: 36,36 % ежедневно, 1-2 раза в неделю – 63,64 %, однако больше половины респондентов (54,55 %) старается ложиться спать в одно и то же время. Для поддержания хорошего настроения половина учителей общается с друзьями и родными, 22,73 % стараются побольше и повкуснее поесть и лишь 27,27 % педагогов занимаются активным физическим отдыхом.

Опрошенные педагоги ранжировали факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья следующим образом: 1 место – наследственность, 2 место – экология, 3 место – образ жизни, 4 место – медицина. Хотя большинство исследований по проблеме здоровьесбережения указывает на то, что на здоровье большее влияние оказывает образ жизни (50-55 %), экология (20 - 25%), биологические факторы (15-20 %), здравоохранение (8-10 %) [6].

Половина педагогов отмечают среди причин, мешающих им заняться своим здоровьем, дефицит времени, чрезвычайную занятость работой и отчетной деятельностью, боязнь невозможности восполнить пробелы знаний воспитанников в связи с пропуском ими занятий и нехватку материальных средств. Однако это является лишь отговоркой. Педагог в первую очередь должен заботиться не о непрерывности педагогического процесса, а об уровне своего соматического здоровья. Ведь если педагог не будет заботиться о поддержании уровня физического здоровья, то подобное безразличие приведет к ущербу психологического и духовно-нравственного здоровья. 22,73 % учителей утверждают, что не могут полноценно заняться поддержанием своего здоровья в связи с нехваткой денег, и 27,27 % педагогов отметили отсутствие мотивации или желания, собственную лень, которая, по их же высказываниям, приведет к обострению уже имеющихся заболеваний.

Многие учителя не осознают, что пренебрежение валеологическими принципами зачастую приводит к профессиональному выгоранию, проявляющемуся в состоянии истощения, усталости, износе организма, отсутствии творческого подъема и свидетельствует о завышенных требованиях к собственным возможностям и ресурсам.

Положительным моментом является то, что практически все опрошенные педагоги (90,91 %) считают, что существует необходимость обучения школьников основам здорового образа жизни, методам и способам сохранения и укрепления здоровья. Однако в основном были даны неразвернутые ответы: «да», «необходимо», и лишь малый процент учителей дал конкретные рекомендации по формированию ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Относятся положительно к введению программы повышения квалификации учителей по формированию ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни 59,09 % респондентов, 40,91 % отметили, что педагоги слишком загружены.

Таким образом, в условиях жесткого прессинга кризиса духовно-нравственных ценностей и общей культуры человека ключевой задачей педагогов является сохранение своего соматического, психологического и духовного здоровья, которое в основном зависит от собственных усилий [7]. Отношение большей части учителей нельзя назвать ценностным, так как оно не выражается в активных поступках и деятельности, способствующей его укреплению [8]. Учителями в большей части подчеркивается важность их работы, а не здоровья, что свидетельствует о гипертрофированной ответственности учителей и пассивно-положительному отношению к состоянию здоровья [9]. К тому же, многие из них не осознают, что в болезненном состоянии они несут слабый энергетический импульс. В долгосрочной перспективе именно безответственное отношение к здоровью педагогов, а не краткосрочное их отсутствие в целях решения имеющихся проблем со здоровьем, приносит ущерб учебному процессу [10]. Данная проблема требует исследования, научно-практического разрешения и разработки целенаправленных практических методик коррекции образа жизни и привычек.

 

Список литературы

1.     Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

2.     Дыхан, Л.Б. Теория и практика здоровья школьников / Л.Б. Дыхан – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412 с.

3.     Кустов, Ю.А. Принципы и условия формирования целостной социально-профессиональной компетентности личности: учеб. пособие для магистрантов по курсу «Философия образования и науки» / Ю.А. Кустов, О.Ю. Щербакова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 124 с.

4.     Айзман, Р.И. Физиологические основы здоровья / Р.И. Айзман, А.Я. Тернер. – Новосибирск: ЛАДА, 2001. – 524 с.

5.     Соловова, Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно- методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. – 140 с.

6.     Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. – М.: Знание, 1982. – 40 с.

7.     Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. – 316 с.

8.     Сущенко, Т.В. Здоровье как жизненная ценность руководителя образовательного учреждения: дисс. … канд. пед. наук / Т.В. Сущенко. – М., 2002. – 141 с.

9.     Москвина, Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов: Теоретико-методологический анализ / Н.Б. Москвина. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – 144 с.

10. Ищенко, А.Р. Нездоровье учителя как отражение кризиса образования / А.Р. Ищенко, В.Н. Шмыленко. – Феномен кризиса в контексте современного гуманитарного знания: сборник научных трудов по итогам работы научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. – 110 с.