Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Аннотация.

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного, эстетического и культурного развития детей, его художественно-творческих способностей. Особое внимание уделяется изобразительной деятельности, вопросам преподавания тематической композиции, развитию композиционного мышления, которое является основой творческого развития ребенка как личности.

Ключевые слова.

Творчество, изобразительное искусство, духовно-нравственное развитие, культура, тематическая композиция, иллюстрация, мышление, личность, художественный вкус.

Развитие художественно-творческих способностей ребенка – одна из важнейших задач современной художественной педагогики, где система преподавания основам изобразительной деятельности занимает особое место. Основной целью развития художественного образования и эстетического воспитания школьников является формирование внутреннего мира и эстетической культуры личности. Именно занятия творческой деятельностью в наибольшей степени способствуют кристаллизации художественного вкуса, нравственных и духовных ценностей личности молодого человека.

Условием успешного гармоничного развития школьника, воспитания в нем чувства прекрасного, развития творческого воображения являются занятия тематическим рисованием. Именно тематическое рисование на уроках изобразительного искусства в школе в наибольшей степени способствуют развитию композиционного мышления учащихся, расширяет их кругозор, формирует мировоззрение ученика. Важным фактором становления личности школьника является переход его мышления от абстрактно-логического к конкретно- образному и абстрактно-логическому, что приучает к более внимательному отношению к выбору художественной формы и средств изображения, помогает глубже понять эстетические и нравственные основы смежных видов искусств, культуры.

На занятиях по тематическому рисованию, наряду с основными учебными целями и задачами, важным является выбор темы композиции, которая должна быть понятна и интересна детям. В этом смысле одной из любимых тем композиционной работы школьников является создание иллюстраций к литературным произведениям. Иллюстрирование книги помогает лучше прочувствовать, воспринять творческую мысль писателя, разобраться в художественных достоинствах произведения, найти наиболее выразительные изобразительные средства, которые помогут в наибольшей степени пластическим языком изобразительного искусства выразить замысел автора. Именно на уроке изобразительного искусства школьнику предоставляется привлекательная возможность придумать и нарисовать своего собственного героя, почувствовать сопричастность к созданию произведения.

Книжная графика весьма интересный жанр искусства, но, в тоже время, не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Иллюстрация в книге для ребенка является первым знакомством с искусством, которая не только в визуальной форме раскрывает смысл литературного повествования, но и приоткрывает дверь в мир прекрасного. Как известно, становление личности ребенка происходит в юные годы жизни. Поэтому труд художника-иллюстратора играет огромную роль в эстетическом развитии ребенка, воспитании его художественного вкуса. Вместе с любимыми книгами писателей, рисунки художника остаются в памяти ребенка, часто сопровождают его в течении многих лет жизни.

Книжная графика часть духовной культуры общества, она очень интересна и многообразна для творчества. Одно и то же произведение литературы можно иллюстрировать совершенно по разному, находя новые интересные решения. Занятия иллюстрированием произведений способствуют приобщению детей к литературе, развитию фантазии, воображения, творческих способностей, проявлению индивидуальности учеников. Часто на занятиях возникают определенные трудности, если отдельные дети не знакомы с предлагаемым учителем литературным произведением. Однако знакомство с новым материалом способствует расширению познаний ребенка, его кругозора. Не маловажное значение имеет использование учителем в своей педагогической практике различных форм работы, современных инновационных технологий. Так например, наряду с объяснением и показом репродукций с произведений известных художников, учитель может показать мультфильм к сказке. Это будет способствовать большему творческому воображению детей. В качестве игрового элемента можно использовать выбор сюжетов из сказки, которые дети могли бы выбирать из заготовленных заранее карточек учителем. Чувство неожиданности и предвкушения, а что же там будет, всегда увлекательно и любопытно для ребенка.

Работа над иллюстрацией — любимое занятие детей младшего школьного возраста. «Рисование надолго становится любимым увлечением ребенка. Оно как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно, осуществить это. Он создает на бумаге второй мир, принадлежащий только ему, в котором он полноправный и единоличный хозяин. Рисунок приносит маленькому автору наслаждение. Так или иначе, ребенок видит в своем рисунке значительно больше, чем в нем изображено» [1: с.65]. В ходе работы над эскизом рисунка ребенок полностью погружается в творческий процесс. Но при дальнейшем работе в большем формате у него иногда возникают трудности, что, впрочем, не является серьезным препятствием в творческом процессе. Работая над композицией, юный художник может свободно менять первоначальный замысел на новый, легко переключается и придумывает новый изобразительный образ.

Для более эффективного развития творческого воображения учащихся, детям необходим качественный наглядный иллюстративный материал. Но что бы дети не срисовывали, а придумывали свою композицию необходимо показывать иллюстрации постепенно, дозировано, когда одни изображения сменяют другие, когда присутствует определенная интрига. Это способствует вдохновению учащихся, их нужному эмоциональному настрою, заинтересованности, и в тоже время не дает возможности срисовывать, а заставляет детей думать, сочинять, способствуя их творческому мышлению.

Важно помнить, что результативность работы учителя, успешное развитие творческих способностей детей возможно, если осуществляются следующие задачи:

·       Развитие познавательного интереса к изучению основ композиции;

·       Формирование навыков рисования по представлению, композиционного мышления;

·       Развитие интереса к сочинению, созданию вариантов эскизов композиции;

·       Последовательное усложнение творческих задач при создании композиции по принципу «от простого к сложному»

·       Понимание и анализ педагогом сложностей возникающих у детей, при создании композиций;

·       Применение различных художественных техник;

·       Использование в учебном процессе игровых элементов;

·       Развитие у детей способности анализировать свои работы, видеть собственные плюсы и минусы.

«Современная, быстро меняющаяся жизнь, развивающиеся технологии уводят общество, и, особенно, молодого человека, в прагматическую сферу, далёкую от духовной области» [1: с.4]. Многие дети, проводя большую часть времени  за компьютером и  телевизором, очень мало читают, редко обращаются к  анализу литературных произведений, редко посещают музеи, театры и выставки. И это является серьезной проблемой школьного образования. Приобщение детей к работе над композицией, иллюстрированием литературных произведений может явиться серьезным педагогическим стимулом не только в процессе эстетического воспитания и художественного образования, но и может привить детям интерес и любовь к чтению, литературе, может способствовать более гармоничному развитию человека новой формации.



Список литературы

1.     Беляева, О.М. Учимся рисовать пейзаж акварелью / О. М. Беляева. – Начальная школа плюс До и После, 2009. - №1. – С. 92.- 94.

2.     Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: монография. / В.М. Дубровин. — М.: МГПУ, 2011.— 150 с. духовно-нравственное развитие, культура, индивидуальность.

3.     Дубровин В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография / В.М. Дубровин. — М.: МГПУ, 2012.— 212 с.

4.     Семенова, М.А. Акварель. Эстетико-педагогический аспект: монография / М.А. Семенова. – М.:Ювента, 2013. – 176 с.