Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Музыкальный праздник, безусловно, представляет собой важную составляющую деятельности детского учреждения, причем организация его – это очень сложная форма работы. С одной стороны, такое мероприятие ориентировано на то, чтобы принести детям удовольствие, радость, с другой же стороны, оно призвано способствовать эффективному решению воспитательных и развивающих задач. «Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры», как пишут Радынова О.П. и Комиссарова Л.Н. [3, с. 281] Трудности в подготовке и проведении музыкального праздника во многом связаны с тем, что большую сложность представляет собой правильное планирование работы всех, кто принимает участие в организации мероприятия, в первую очередь музыкального руководителя. Каковы должны быть основные этапы деятельности музыкального руководителя? Это планирование, основной этап (собственно проведение праздника), а также один из важнейших элементов работы –   это анализ реализации поставленных задач, эффективности выбранных методов и приѐмов.

От чего зависит выбор методов и приѐмов на празднике? Можно выделить следующие факторы: цели и задачи праздника, возраст детей, их психологические особенности, их речевые коррекционные особенностей.

Что касается методов, применяемых на музыкальном празднике, стоит отметить трудности, касающиеся их типологии. В педагогике не существует одной общепринятой классификации, так как возможны различные основания для выделения тех или иных типов методов.

Наиболее распространѐнная, часто применяемая классификация проводится на основании различных источников передачи и восприятия знаний. По этому принципу методы делятся на наглядные, словесные, практические.

Другая классификация проводится на основе нарастания проблемности в обучении, поскольку в целом обучение должно иметь проблемный, творческий, развивающий характер. Степень нарастания проблемности зависит от возраста детей, целей и задач праздника, накопленного опыта самостоятельной и творческой деятельности детей.

Принято выделять следующие методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский.

В практической деятельности эти типы методов часто объединяются.

Назовѐм наиболее распространѐнные методы работы, применяемые музыкальным руководителем:

1.   Наглядные: наглядно-слуховые, налядно-зрительные.

2.   Словесные.

3.   Практические: собственно-практические, игровые.

Очень важен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку при подготовке и проведении праздника. Для этого необходимо продумать задания разной степени сложности, обращѐнные к одному ребенку или же к подгруппе, группе. Важен и комплексный подход, который вырабатывается на основе объединения возможностей детского сада и семьи.

Музыкальные праздники по природе своей являются интегрированной формой работы. Это позволяет разным компонентам суммарно воздействовать на воспитанников гораздо более эффективно, чем в отдельности.

Остановимся подробнее на наглядных методах и приѐмах. Они помогают воспитать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию эстетических явлений.

Обычно очень эффективным бывает метод наглядно-зрительный, когда музыкальным руководителем

продумывается художественный образ персонажа, включающий в себя костюм, музыкальное сопровождение, хореографию, а также выбор момента появления персонажа на празднике. Рассматривание персонажа помогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение красотой, интерес. Например, при появлении на новогоднем празднике танцующей Снегурочки дети любуются еѐ красотой, грацией, рассматривают еѐ наряд. 

Визуальный эффект помогает привлечь внимание ребѐнка, а также сформировать соответствующее празднику настроение.

Кроме конкретного персонажа, являющегося необходимым  атрибутом новогоднего  праздника,  можно предложить другие визуальные составляющие, с помощью которых картина станет разнообразнее, шире и ярче. Скажем, световые эффекты, добавленные к образу того или иного персонажа, помогут активизировать детское восприятие происходящего. Приведѐм примеры возможных световых эффектов:

·         танец гномиков на новогоднем празднике с электрическими фонариками;

·         зрители освещают персонажу дорожку в темном лесу с помощью сотовых телефонов;

·         танец девочек – солнечных лучиков со светящимися палочками;

·         на осеннем празднике (в финале) загорается новогодняя гирлянда на «сюрпризной яблоньке».

К этому имеет смысл прибавить звуковые: музыкальные и шумовые – эффекты, например, следующие:

·         шум ветра, метели, вьюги – это поможет создать акустический фон, который является частью уже сложившегося в сознании ребѐнка образа нового года, становится имитацией естественной природной обстановки этого праздника;

·         космическая тема – она помогает расширить горизонт восприятия, включить происходящее в общую картину мира;

·         появление дополнительных персонажей – гномиков может сопровождаться звуками леса, скрипом снега, постукиванием молоточков.

·         звонок Деду Морозу по сотовому телефону с включением громкой связи – этот элемент праздника помогает с достаточной степенью органичности соединить традицию и современность, психологически приблизить детей к новогодним персонажам.

Всѐ это способствует созданию волшебной, сказочной атмосферы на празднике.

Эмоциональная насыщенность должна быть неотъемлемой особенностью развивающей среды. Интересное, яркое, выразительное всегда вызывает положительные эмоции, а потому привлекает детей, вызывает любопытство и интерес.

Большие возможности даѐт также использование современных информационных технологий: мультимедийные презентации, заставки (появление на экране в зале картины, соответствующей времени года или определѐнному моменту в сюжете праздника), отрывки из опер и балетов, транслирующиеся на экране в соответствии с ходом сюжета, сюрпризные моменты.

Показ информации или образа на экране вызывает у ребенка (даже и у взрослого) огромный интерес. Движение, звук, мультипликация помогают активизировать как эмоциональную сферу, так и рациональную, стимулируют познавательную активность.

Приведѐм пример возможной завязки сюжета праздника, организованной с помощью одного из современных гаджетов: почтальон приносит в детский сад посылку с другой планеты от известного по мультфильму («Тайна третьей планеты») персонажа Громозеки; в посылке оказывается планшет, на котором записано видеописьмо, содержащее приглашение в космическое путешествие.

Другой пример – сценарий выпускного праздника, построенный по принципу компьютерной игры. Дети проходят разные уровни сложности, демонстрируя каждый раз определѐнные навыки, подтверждающие готовность к школе. В ходе праздника используются компьютерные заставки по принципу очерѐдности уроков в школе, задания и.т.д.

В качестве одного из наглядных приѐмов организации праздника может использоваться традиционный макияж для создания игрового образа (к игре в этом случае привлекаются родители воспитанников), например: котѐнок с усами, румяный снеговик. Первый из названных образов, как правило, вызывает положительные эмоции за счѐт интереса ребѐнка к домашнему животному, второй – за счѐт того, что ассоциируется с популярной зимней игрой.

Сочетание  наглядного  и  практического  методов  работы  представляет  собой  такой  приѐм,  как «вовлекающий показ». Сначала ребѐнок видит определѐнное действие со стороны, ему точно и чѐтко показывают способ действия, дают образец. Затем ребѐнок сам должен выполнить это действие. Таким образом, первоначально приѐм выступает как наглядно-зрительный, затем переходит в практический в игровой ситуации праздника. Например, пляска Деда Мороза на празднике вовлекает всех детей в весѐлый, задорный танец.

Далее рассмотрим наглядно-слуховой метод. Он способствует звуковой регуляции движений: ребѐнок согласует свои движения с  ритмом музыки.  Это не только улучшает качество и точность движений,  но и вызывает у ребенка эмоциональный подъѐм, стимулирует к выполнению движения. Например, так происходит в известной музыкальной игре «делай как я» с любым персонажем.

Кроме того, музыка может быть элементом эстетического оформления игры. В качестве примера можно привести творческое задание «дополни изображение». Например, дети видят недоделанного снеговика, в образе которого не хватает важных деталей, и необходимо помочь персонажу, дополнив его образ. Другой вариант: детям представлен грустный снеговик, предлагается развеселить его, слепив (нарисовав, сделав в виде аппликации) для него друзей-снеговиков. Ещѐ один пример – игра «найди пару рукавичке»: на подносе раскладываются рукавички, а дети должны из них выбрать пары / выбрать из множества рукавичек пару для одной «потеряшки». Всѐ это делается под музыку, которая выполняет функцию художественного оформления игры.

Рассмотрим словесные методы работы.

При их использовании следует обращать особое внимание на речевую культуру педагога; большое значение имеют коммуникативные качества речи, такие, как грамотность и выразительность, поскольку известно, что ребѐнку свойственно подсознательное стремление копировать взрослого. Имеет смысл тщательно следить также за тоном речи, манерой общения с детьми. Так, тон речи персонажа или ведущего может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации праздника. Меняя окраску речи, правильно интонируя фразу, ведущий переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные реакции, усиливая или ослабляя их.

Наиболее распространѐнными и эффективными словесными методами можно признать такие, как беседа, рассказ. Они подразумевают следующие конкретные приѐмы: объяснение, уточнение, оценка, вопрос, использование художественного слова (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

Кроме того, ведущий праздника может воспользоваться методом побуждения к сопереживанию: к эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному. Это один из способов воспитания моральных качеств в ребѐнке, ведь в конечном итоге целью работы педагога является именно воспитание личности, и ради этого необходимо использовать широкий круг возможностей: «Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей» [1]. В том числе одним из таких условий может стать и обращение к эстетическим категориям.

Эстетические переживания связаны с этическими проявлениями: красивое пробуждает в ребѐнке «желание действовать по своим, детским, но законам красоты. Д.Б. Кабалевский говорит: ―Прекрасное пробуждает доброе‖» [2]. Таким образом, праздник способствует решению важнейших воспитательных задач.

Словесные методы работы дают возможность развивать в ребѐнке гибкость мышления, фантазию, умение правильно использовать и пополнять словарный запас.

Приведѐм примеры возможных педагогических  приѐмов, способствующих решению вышеозначенных задач:

·         Придумывание своих загадок, рифм, нахождение синонимов.

·         «Придумай название» команде, игре, ледяной фигуре и т.д.

·         Речевая коммуникативная игра «передай снежинку» (снежинка передаѐтся по кругу, при этом каждый ребѐнок говорит ласковые, добрые слова ѐлочке).

·         «Метод провокации» - специальная ошибка ведущего или персонажа с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку. Примеры возможных вариантов применения такого метода:

ü потешка, неправильно рассказанная персонажем, требует исправления;

ü персонаж Рассеянный неправильно нарядил ѐлку (неправильность может заключаться в несимметричности, незаконченности и т.д.) – дети хотят помочь;

ü Баба-яга нарядилась в Снегурочку, и требуется еѐ разоблачить;

ü Новый год в Африке  – вместо ѐлки кактус, необходимо «вернуться из Африки», то есть в результате условного путешествия прийти к традиционной ѐлочке, которая спрятана в зале.

4.      «Специфические вопросы», предполагающие способность преодолеть стереотип и поменять логическую «схему». Например, вопрос «что растѐт зимой?» требует нестандартного мышления, сообразительности, а кроме того, понимания полисемичности слова «расти». Ответ на него не лежит на поверхности.

Далее, перейдѐм к практическим методам работы. Среди них выделяются следующие типы:

1.   Собственно-практические:

v Моделирование. Например. Детям предлагается схема, составленная из фигурок (условных значков), символизирующих расположение и направление движения участников определѐнного танца. Воспитанники должны распознать в этой схеме уже знакомый им танец и исполнить его.

v Поисковые действия. В качестве примера приведѐм следующую игру: дети получают по сюжету праздника космическую карту / карту путешествий и по ней отправляются в путь.

v Элементарные опыты. Например, дети находят рукавичку и, примеряя еѐ разным персонажам, определяют, кому она принадлежит.

2.      Сюжетно-игровые (они являются самыми распространѐнными, ведущими на праздниках). Рассмотрим примеры эффективных приѐмов, относящихся к данному типу методов:

·         Игровые ситуации. Например, к детям в гости приходит Веснушка-путешественница и предлагает отправиться вместе с ней в туристический поход. Другой вариант: Солнышко дарит детям «лучики» (махалочки), и они танцуют с ними.

·         Сюжетные ситуации с игрушками: зайчик оказывается в мешке Деда Мороза; яблочки падают с волшебной яблони (каждое содержит загадку, отгадка которой направляет дальнейшее развитие действия на празднике); открывая сундучок со сказочными предметами, дети отгадывают названия сказок.

·         Действия с игрушками и специальными атрибутами: танец с куклами, с султанчиками, с фонариками.

·         Имитация действия (подражание действиям животных / птиц / насекомых, явлениям природы, общественной жизни). Этот приѐм используется во всех возрастных группах, но чаще в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста.

·         Прятанье – поиск. Сюжет праздника можно построить на поисках волшебного предмета, например, золотого ключика.

·         Подвижная игра, командные соревнования.

Игра помогает активизировать детей, сосредоточить их внимание, установить контакт (часто это происходит при знакомстве с персонажем, например: Лиса пришла в гости, подарила снежки, предложила поиграть, подружилась с детьми). Можно рекомендовать следующие виды игр:  игры-ситуации, игры- импровизации, игры-фантазии, творческие задания (оригинальные движения в игре, новые композиции в танце, викторины, кроссворды, ребусы, например, сюрпризный сундук с «кодовым замком»-ребусом). «Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку» [Радынова, с. 277]. Важно спланировать мероприятие так, чтобы дети не уставали и не перевозбуждались, чтобы сохранялся эффект игры. Игровая технология придаѐт учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей.

Ещѐ один важный момент в составлении сценария – спланировать вариативность развития игровых ситуаций с учѐтом выбора детей:

ü игры-эстафеты («бег на 1 лыже» или «прыжки в 1 валенке»)

ü выбор транспорта: поезд, автобус, машина

ü карта-путешествие

Чтобы активными участниками праздника стали не только воспитанники, но и их родители, необходимо продумать методы и приѐмы взаимодействия с ними. Можно предложить использование таких игровых форм:

v Загадки (персонаж – родителям, дети – родителям, родители – детям)

v Музыкально-шумовые инструменты, создающие не только акустический фон игры, но и ощущение поддержки детей родителями:

§   -дети «катаются на саночках» - родители звенят в бубенцы;

§   -родители озвучивают гром, молнию, дождик.

v Совместные с детьми концертные номера на празднике:

§ Цирковые номера, например: организация фокуса, гимнастический номер богатырей.

§ Вокальный номер.

§ Чтение стихов.

v Общий хоровод, совместная игра.

v Участие в световых эффектах.

v Исполнение родителями ролей на празднике.

 

 

Список литературы

1.      Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cs3.a5.ru/media/39/3c/96/393c9630f68da9254ce1786a64a582fa.pdf (дата обращения: 19.04.2015).

2.      Ветлугина     Н.А.     Методы     эстетического     воспитания.     [Электронный     ресурс].     Режим     доступа: http://www.detskiysad.ru/estetika/333.html (дата обращения: 19.04.2015).

3.      Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс+, 2011. З52 с.