Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В данной статье представлены некоторые результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие толерантности учащихся 2-го класса общеобразовательной школы. Описаны разработанные авторами методические рекомендации для учителей и родителей по развитию толерантности младших школьников.

Ключевые слова: толерантность, младшие школьники, развитие толерантности

Для современного Казахстана характерной чертой является транспарентность - открытость межэтнических и межконфессиональных отношений, а также толерантность как важный фактор успешного и уверенного развития государства. Эти позиции отражают дух и внешней, и внутренней политики страны. В своих выступлениях президент Казахстана Н. Назарбаев определяет казахстанскую идентичность, как идентичность, в которой тесно связаны культуры всех этносов, проживающих в Казахстане[1]. Главный принцип казахстанской политики "Единство - через многообразие", позволил за годы независимости сохранить всем этносам свой язык и культуру, не подвергаясь угрозе ассимиляции или какой-либо дискриминации. Развитием культуры толерантных отношений особенно важно начинать заниматься с младшего школьного возраста, когда мировоззренческие установки только начинают закладываться. Вместе с тем, нами были выявлены противоречия между: социальными ожиданиями толерантной культуры личности и встречающимися фактами нетерпимости по отношению к другим, отличающимся от них людям со стороны младших школьников; научно разработанными методами развития толерантности у учащихся и недостаточным уровнем овладения ими учителями и родителями. На разрешение указанных противоречий была направлена наша экспериментальная работа. Эксперимент проводился на базе КГУ «Школа – гимназия № 10» акимата г. Усть–Каменогорска во 2 «Г» классе. Количество респондентов - 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Для выявления уровня сформированности толерантности младших школьников была взята методика Доминика де Сент Марсе. Материал методики представляет собой три серии тестов, каждая из которых имеет отношение к одной из сфер жизни ребенка: первая - «Толерантность в кругу друзей»; вторая - «Толерантность и окружающий мир»; третья - «Толерантность у себя дома». В каждой серии имеется восемь незаконченных предложений, расположенных под картинками, имеются два варианта ответов, которыми можно закончить предложение. Детям предлагается из двух вариантов ответа выбрать тот, который им кажется наиболее подходящим. Выбранный ребенком вариант обводится в кружок или помечается иным знаком. Ответы расположены в случайном порядке. Для определения уровня толерантности подсчитывается, сколько каждый испытуемый выбрал толерантных кружков. Чем больше кружков, тем более он толерантен. Полученные результаты проверялись наблюдениями учителя за детьми в процессе учебной и внеучебной деятельности, а также методом беседы.

Максимальный балл, который может набрать каждый участник по этой методике - 24 балла. Но так как один из блоков теста носит гендерный характер («Ты мальчик, тебя посадили за одну парту с девочкой..», «Ты девочка, тебя посадили за одну парту с мальчиком..»), поэтому, с учетом пола ребенка, для каждого участника надо было набрать максимально 23 балла.

В данной методике не предусмотрена градация по уровням толерантности, поэтому мы дополнили её, введя интервалы по четыре балла на каждый из уровней: от 23 баллов до 19 баллов - высокий уровень толерантности; от 18 баллов до 14 баллов - невысокий уровень толерантности, от 13 баллов до 9 баллов - невысокий уровень интолерантности; от 8 баллов до 4 баллов и ниже - высокий уровень интолерантности.

Анализируя процедуру проведения методики, отмечем, что детям было интересно отвечать на вопросы, хотя первоначально они немного испугались столь большого для их объема работы и количества вопросов. Однако все учащиеся выполнили работу в среднем за 10 – 15 минут. Для большинства респондентов странным показались вопросы про цвет кожи мальчика Джона. И про девочку Наташу, которая плохо одета. При ответе на них дети непроизвольно вслух спрашивали какую роль играет цвет кожи или внешний вид человека, ведь должен быть важен он сам, если человек интересен и с ним весело, то неважны эти внешние признаки. Для некоторых учащихся вызвали затруднение следующие два вопроса: «Ты не доволен собой…», «Ты не хочешь идти на прогулку с семьей…». Учащиеся долго не могли выбрать, что им подходит, так как не понимали, как можно себе не нравится или как можно не хотеть идти на прогулку.

По шкале «Толерантность в кругу друзей» в целом получены достаточно высокие результаты: 98, 2 – мальчики; 94,7 - девочки. При этом мальчики на 3,5% проявили большую толерантность, чем девочки.

По шкале «Толерантность и окружающий мир» результаты выглядят следующим образом: 92, 2 – мальчики; 87,5 - девочки. И опять результат у мальчиков на 4,7% выше, чем у девочек.

По шкале «Толерантность у себя дома» получены следующие результаты: 92, 2 – мальчики; 84,4 - девочки. Результат у мальчиков на 7,8 % выше, чем у девочек.

Распределив полученные ответы по выделенным уровням, мы представили их на диаграмме 1. В данной диаграмме можно наглядно увидеть уровни толерантности у второклассников. В выборке, результаты которой отражает диаграмма, видно, что 100% опрошенных мальчиков и 75 % девочек демонстрируют наивысший уровень толерантности. 12% девочек проявляют невысокий уровень толерантности; 13 % высокий уровень интолерантности.



До проведения методики мы ориентировались на стереотипные представления о том, что именно девочки будут 100 % толерантны, так как мальчики этого уровня не покажут, так как они наиболее часто конфликтуют между собой. Но оказалось, что эти конфликты не зат рагивают глубинных представлений мальчиков, и они проявляют более высокий уровень толерантности по всем шкалам.

После проведения анкетирования учащимся были заданы вопросы, касающиеся уточнения их отношения к проделанной работе (Что вас побуждало отвеча ть на вопросы тем или иным образом? Встречались ли подобные ситуации вам в жизни? Оценивает ли анкета в полной мере ваш уровень толерантности? Как вы оцениваете уровень толерантности ваших сверстников, учителей, родителей? Что, по-вашему мнению, означает быть толерантным? и др.).

Проанализировав полученные результаты, мы предложили некоторые рекомендации для учителей и родителей, которые будут способствовать приобщению ребенка к ценностям толерантности, терпимости и гуманности, для этого необходимо:

- формировать у ребенка представление о себе как о неповторимой и уникальной личности, осознающей свои достоинства и недостатки; проявляющей критичность, осознающей свои права и обязанности перед собой и другими людьми;

- прививать ребенку уважение к традициям и культурным ценностям своего и других народов;

-   помогать выявлять и понимать свои базовые потребности и пути их удовлетворения, которые не вступают в конфликт с окружающими;

-    помогать осознавать свои возможности, формировать умения поступать в соответствии с ними, стремится к их развитию;

-   формировать умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

-    изучать вместе с детьми правила и нормы человеческого общежития, развивать умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

-   углублять понимание значимости и ценности каждого человека, развивать интерес к жизни других людей.

 

Список литературы

 

1.        Завалко Н.А., Набиев Е.А., Петрусевич А.А. Развитие культуры толерантных отношений молодежи Казахстана: проблемы и перспективы. – Усть-Каменогорск: АРГО.-217 с.

2.        Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.

3.        Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.