Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

По мнению Ю.В. Громыко: «Реальная работа с будущим – это, прежде всего, освоение проектных и исследовательских методов мышления, получение принципиально новых знаний и употребление их в конкретных практических ситуациях» [2,с.15]. Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески ее решать. Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль работы современного человека.

Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС, ставят перед образованием основную задачу – подготовка компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [11,с.56]. Современная старшая школа поставлена перед необходимостью вовлечения всех старшеклассников в исследовательскую деятельность. Хотя признано, что человек по своей природе исследователь, однако, становится очевидным тот факт, что сегодня исследовательских задатков, данных ему от рождения, недостаточно. Исследовательской деятельности необходимо учиться. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых невозможно формирование исследовательской компетентности и исследовательской культуры.

Исследовательская компетентность имеет преобразовательный характер и является интегративной личностной характеристикой, выражающейся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

Культура исследовательской деятельности старшеклассника, включающая когнитивный, операционально - деятельностный, креативный и ценностный компоненты, рассматривается нами как индивидуальный уровень владения системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентации, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.

Исследовательская компетентность, условия ее формирования остаются недостаточно изученным вопросом, и при многообразии подходов отсутствует единое понимание ее сущности и процесса развития. В практике общеобразовательной школы, несмотря на несомненные успехи учащихся в освоении исследовательских умений и навыков,  организация учебно-исследовательской работы  носит фрагментарный характер; для формирования исследовательских умений используются лишь отдельные, системно не выстроенные способы, а там, где осуществляется системный подход, не решаются задачи формирования исследовательской компетентности как целевой установки [13, 14, 15]. В силу указанных причин. учащиеся выпускных классов испытывают затруднения в проведении исследований и оформлении их результатов, т. к. учебно-исследовательская деятельность направлена лишь на формирование исследовательских умений и навыков, при этом не учитываются личностно-смысловые аспекты рассматриваемой проблемы [14,16,]

В связи с этим, нами были выделены следующие противоречия:

•   между потребностью общества в специалистах, обладающих исследовательской компетентностью, и недостаточной разработанностью способов формирования этой компетентности у школьников;

•   между необходимостью развития исследовательской компетентности обучающихся и использованием в этом аспекте в большей степени традиционных, малоэффективных способов;

•   между потребностью в обеспечении эффективного процесса формирования исследовательской компетентности обучающихся и отсутствием теории и технологии его практической реализации.

Таким образом, проблема создания условий, способствующих формированию исследовательских компетентностей, представляется на сегодня одной из актуальнейших. Формирование компетентности становится возможным посредством целенаправленного проектирования условий – а именно, создание образовательной среды. Как уже было сказано выше, компетентность – способность эффективно действовать, достигать результата; условием ее появления у ученика является не усвоенное знание (не только знание), но приобретение опыта самостоятельного эффективного действия, опыта организации собственной деятельности, обеспечивающей достижение результата, опыта анализа полученных продуктов, оценка их соответствия поставленной задаче и т. д. Следовательно, общим условием формирования компетентности, является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка  и, адаптированной под эту задачу образовательной среды. Это требование является сквозным для всех ступеней общего образования, оно задает необходимое условие формирования компетентности. Под образовательной средой при этом понимаются социокультурные формы предметности, которые в том или ином виде представляют собой содержание образования, образовательный институт задается нормативно закрепленной системой деятельности субъектов образования, образовательный процесс представляет собой предметное содержание и определенные способы деятельности участников образования. Образовательная среда рассматривается как система влияний, условий и возможностей для развития личности в целом и формирования ее в соответствии с определенным образцом. При этом указанные влияния, условия и возможности определяются социальным и пространственно–предметным окружением, образуемым средой [9, 13].

Анализ научно-методической литературы и образовательной практики позволил выделить и обосновать педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования исследовательской компетентности, а именно:

•   поэтапное формирование исследовательской компетентности обучающихся в следующей последовательности: формирование внутренней мотивации – пробное действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия;

•   создание исследовательской развивающей среды, заключающейся в самостоятельном выборе учащимися темы исследования, уровня сложности, форм и способов работы, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, осознанности цели работы и ответственности за результат, реализации индивидуальных интересов учащихся, использовании системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам, наличие возможности реализации индивидуальной образовательной программы ИОП;

•   ориентирование содержания образования на становление исследовательской компетентности обучающихся.

 

Список литературы

1.     Взаимодействие вузов и школ для  становления открытого образовательного пространства: проницал, проблемы, задачи управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой.-Томск: ТМЛ-Пресс, 2012-304с.

2.     Громыко Ю.В. Начнем работать со знанием, придем к новому содержанию// Учительская газета. Москва. - 2008. - № 35. - С. 15.

3.     Классический университет-инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного  исследования)  /  Под  ре.  Г.Н.  Прозументовой.-Томск:  Томский  государственный университет, 2008.-262 с.

4.     Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.130–136.

5.     Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Школьные технологии. 2006. № 2. С.19–31.

6.     Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 5. С.13–17.

7.     Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Школьные технологии. 2007. № 5. С.22.

8.     Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.

9.     Савенков  А.  И.  Психология  исследовательского  поведения  и  исследовательской  деятельности  // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.39–49.

10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.№ 1 (90). 2012. С.56–65.

11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40–47.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа–Пресс, 1995.)

13. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167–175.

14. Трофимовская О. В. Школьник в инновационной среде // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1.С.23–28.

15. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3–12.

16. Чикнаверова К. Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.17–21.