Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Анализ современной научной литературы показал, что ресурсное обеспечение является важным показателем развития и состояния всей системы образования. В настоящее время для формирования образовательной среды школы необходимо объединить все имеющиеся интеллектуальные, материальные, человеческие и технологические ресурсы.

В рамках  рассматриваемой проблемы отметим, что в настоящее время ресурсное обеспечение прежде всего соотносят с такими имеющимися у общества потенциалами, как духовный потенциал общества, который связан с уровнем общей культуры и созидательными качествами народов (стойкость, трудолюбие, взаимное уважение народов, законопослушание, религиозную терпимость, физическое и психическое здоровье нации и т.д.) и интеллектуальный потенциал государства, который определяется уровнем общеобразовательной культуры населения, системой образования, профессиональной подготовки кадров, межгосударственными отношениями, сложившимися направлениями хозяйственной деятельности и т.д.).

Рассматривая ресурсы в области воспитания, необходимо учитывать такие понятия, как: возможные источники ресурсов; собственные ресурсы; источники ресурсного обеспечения; трансформация ресурсов в средства; антиресурсы. В данном случае ресурсы связаны с управлением развития образовательной среды школы (Т.М. Давыденко, В.М. Лизинский). В образовательной сфере ресурсы по своей характеристике разделяются на реальные, потенциальные и проектируемые (инновационные) [3].

В своем исследовании Л.И. Клочкова предложила следующую классификацию образовательных ресурсов: трудовые ресурсы образования (кадровое обеспечение воспитания с наличием соответствующих свойств субъектов педагогической деятельности); информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения); педагогические технологии и ноу-хау (программно- методическое обеспечение воспитания для оптимизации воспитательного процесса); капитальные ресурсы, связанные с материальным обеспечением деятельности детей (наличие помещений для обучения, обеспеченность учебными пособиями, компьютерами и пр.); пространственно-временные параметры воспитательного процесса (среда как жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации); нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса (направленное на обеспечение соответствующего объема социальных услуг по воспитанию в ОУ); управленческие подходы (как к функционированию ОУ, так и к собственно деятельности всех субъектов, связанных с воспитанием школьников); использование компьютерных коммуникаций (электронная почта, телеконференции, сетевые образовательные ресурсы); инновационная деятельность педагогического коллектива (поиск идеальных методик и программ, их внедрение в воспитательный процесс и их творческое осмысление); ресурсы воспитания вне школы (к ним относятся, прежде всего, родители, методисты-специалисты, информационные источники и т.д.); связь с другими школами и образовательными учреждениями (общие встречи школьников и педагогов, семинары учителей и воспитателей по различным педагогическим проблемам); самоэффективность ОУ (связана, прежде всего, с оценкой продуктивности познавательных и воспитательных процессов) [2].

Согласно мнению В.Т. Воронина среди ресурсов, необходимых для реализации различных образовательных процессов можно выделить внешние (лаборатории, классы, учебники, средства массовой информации, библиотечные фонды, технические средства обучения, Интернет и т.д.) и внутренние, или индивидуальные ресурсы (свойства самой личности).

Как отмечает В.Т. Воронин, любой процесс (в том числе и образовательный) можно рассматривать в виде процесса с точки зрения использования некоторых ресурсов (условий) в ходе его реализации, и процесса в виде источника, генератора некоторых ресурсов (условий), необходимых для реализации других процессов [1]. Согласно его выводам образовательный процесс может рассматриваться двояко: с одной стороны, для своей реализации использует одни ресурсы, с другой стороны, в ходе своей реализации может создавать иные ресурсы.

Исходя из выше сказанного, к ресурсному обеспечению организации первичной профилактики делинквентного поведения подростков в школе мы можем отнести следующие: человеческие ресурсы (профессионализм субъектов педагогической деятельности, их взаимодействие; креативность; законопослушность; инициативность); информационные ресурсы (учебники, правовые пособия, брошюры и электронные средства); пространственно-временные ресурсы (среда школы, в котором осуществляется совместная деятельность подростков и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации); педагогические технологии (модель первичной профилактики делинквентного поведения подростков); ресурсы семьи (к ним относятся родители или лица их заменяющие).

В центре первичной профилактики делинквентного поведения подростков в школе должна находится сама личность подростка и три основные сферы, в которых осуществляется его жизнедеятельность: учебное заведение, досуг и семья, включая связанное с ними микросоциальное окружение, которое детерминируется влиянием различных этнических культур, функционирующих в обществе.

Список литературы

 

1. Воронин, В.Т. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях: монография / В.Т. Воронин. – Новосибирск: НГУ, 2009. – 122с.

2.                   Клочкова Л. И. Ресурсное обеспечение воспитания: к определению понятия [Текст] / Л. И. Клочкова // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 2 (24). – С. 54–60.

3.                   Лизинский, В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с.