Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ИЗРАИЛЕ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

В ходе данной статьи мы  попытались раскрыть особенности образования одаренных детей в Израиле, а также проанализировать деятельность учителя по выявлению и развитию одаренных обучающихся.

Проблема обучения и развития одаренных обучающихся приобрела особое значение на пороге XXI века и затронула многие страны, такие, как Великобритания, Германия, Франция, США, Израиль, Япония. Актуальность данной проблемы, прежде всего, обусловлена потребностью общества в неординарной творческой личности, в специалистах, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить ранее неизвестное содержание во все сферы жизнедеятельности. Восполнить эту потребность возможно путем сохранения и преумножения  интеллектуального потенциала  страны. Именно одаренные дети дают эту уникальную возможность. Поиск путей обучения одаренных детей, создания условий для развития их творческого потенциала становится сегодня одним из основных  направлений модернизации  как российской, так и зарубежной системы образования. За рубежом существует обширная практика по выявлению, обучению и развитию одаренных обучающихся. В развитых зарубежных странах выявление одаренных детей начинается с детского сада, где особое внимание уделяется склонностям ребенка к разным видам творчества. Затем склонности отслеживаются в школе. В процессе диагностики основная роль отводится педагогу, имеющему соответствующую подготовку, и родителям. Особый интерес представляют аспекты одаренности отраженные в трудах израильских исследователей: Д. Гоулмана ( аспект эмоциональной одаренности), А. Зива (аспект одаренности и таланта), П. Яноша ( аспект самооценки и отношений между одаренными детьми), Б. Нево ( аспект интеллекта).

Особенное внимание стоит уделить опыту Израиля по выявлению одаренных обучающихся. Вопросами отбора одаренных воспитанников занимаются квалифицированные педагоги и психологи. Одним из современных подходов к системе выявления одаренности в Израиле является использование комплексного подхода, то есть выявление как интеллектуальной, так и творческой одаренности. В Израиле с целью выявления одаренных детей ежегодно проводится единый экзамен среди обучающихся 2-3 класса. На первом туре отборочного процесса отбираются 15 % учеников, которые успешно прошли специальный экзамен и получили наивысший балл, а также дети, не вошедшие в 15%, но рекомендуемые преподавателями. В ходе второго тура дети, отобранные на предыдущем этапе, проходят дополнительный экзамен, при помощи которого выявляются особо одаренные ученики (они, как правило, составляют 1-3 %). В зависимости от того, насколько успешно ребенок прошел данное тестирование, он либо получает право учиться по специальной программе, либо приглашается к участию в факультативе по специальным темам. В настоящее время в старших классах одаренные обучающиеся участвуют в специальных программах для одаренных детей, таких как "Альфа", "Идея", "Одиссея" (бывший проект - "Изобретатели будущего"). Данные программы для одаренных детей, главным образом, направлены на развитие и совершенствование умений приобретать знания, развитие междисциплинарного мышления, исследовательских умений и умений самостоятельной работы; приобретение опыта совместной работы, развитие навыков работы в коллективе; предоставление возможности общения с творческими, мотивированными, высококвалифицированными преподавателями и учеными; оказание помощи в принятии решений по выбору профессионального пути; стимуляцию осознания значимости своей одаренности и использование ее на благо государства и общества. [4]

Таким образом, исследование показало, что в настоящее время процесс выявления одаренных детей- это длительный процесс. Использование комплексного подхода при выявлении одаренности определяет эффективность процесса идентификации одаренных детей. При этом задействован широкий спектр разнообразных методов: специальные  психодиагностические  тренинги;  экспертное  оценивание  поведения обучающихся педагогами, родителями, воспитателями; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности обучающихся профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. [3]

Выявление одаренных учащихся, главным образом, связано с задачами и целями обучения и воспитания, а также с созданием условий для интеллектуального и личностного роста обучающихся в школах и учреждениях дополнительного образования. На современном этапе наблюдается возрастающий интерес к различным формам работы с одаренными обучающимися – от углубленного обучения в рамках обычного класса до создания специальных классов и школ, различных внешкольных организаций, открывающих для одаренных обучающихся дополнительные возможности; проведение соревнований, конкурсов, олимпиад; переходы через классы; используется сокращенный период обучения в школе.

Следует отметить большое разнообразие организационных форм обучения одаренных обучающихся в Израиле, учебных заведений и классов для одаренных. В Израиле параллельно с коллективной работой специальных школ, школ-интернатов и специальных классов существуют и индивидуальные формы работы с одаренными обучающимися, такие как перепрыгивание через классы, посещение обогащенных учебных курсов, более раннее получение аттестата. Анализ литературы показал, что внешняя и внутренняя дифференциации способствуют усилению познавательной активности обучающихся, повышает их взаимоконтроль и ответственность, как перед педагогами, так и перед их товарищами по группе. Отдельного внимания заслуживает вопрос об индивидуализации обучения одаренных учеников, которая обеспечивает работу одаренного ребенка в тех видах учения, которые соответствуют его способностям и интересам. Особой формой организации процесса обучения одаренных обучающихся в рамках общеобразовательной школы является менторство (наставничество). Это направление работы с одаренными учащимися широко используется в образовательной практике массовых школ Израиля. [1]

В целом, как и многим отечественным и зарубежным авторам нам представляется, что проблемы обучения и воспитания одаренных детей должны решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Соответственно, очень важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка. Для этого необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса (психолога, педагога, родителей), и их центральной задачей является формирование и развитие способности у одаренных обучающихся к самоактуализации, к эффективной реализации повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. В настоящее время к педагогам, работающим с одаренными детьми, предъявляется ряд новых требований: компетенция в одной или более специфических дисциплинах; модернизация знаний; умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающегося; умение стимулировать креативные способности обучающихся; умение работать по специальному учебному плану; умение правильно оценивать их успехи; умение консультировать обучающихся; использование позитивного опыта своих коллег. В связи с этим, важно отметить, что в Израиле существуют институты повышения квалификации, постоянно действующие семинары повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися.

Вопрос о тесном сотрудничестве родителей и педагогов в образовании одаренных детей стоит особенно  остро.  Основные  направления  данной  работы  в  Израиле     заключаются  в  следующем: профессиональные тренинги с  родителями; работа в школах специалистов по образованию и воспитанию одаренных детей, которые вовлечены в процесс общения с родителями; работа педагога с родителями (встречи с родителями несколько раз в год, где учителя информируют родителей о своей программе, обсуждают интересы родителей одаренных обучающихся; планирование работы школы; привлечение родителей для добровольного участия в жизни класса). [2]

В свою очередь, проведенное нами исследование на основе сравнительного анализа позволило разработать методические рекомендации по отношению к деятельности педагогов с одаренными обучающимися и их родителями на основе израильского опыта. Разработанная нами модель включает в себя следующие компоненты: педагогические стратегии деятельности педагогов с одаренными обучающимися (выявление, обучение, развитие); условия деятельности педагогов с одаренными обучающимися (высокий уровень профессиональной психолого-педагогической подготовки, регулярное повышение квалификации, профессионально-значимые и личностные качества); взаимодействие педагогов с родителями одаренных обучающихся. Использование данной модели в российской системе образования, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности обучения и развития одаренных обучающихся.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что вопрос об обучении одаренных детей остается открытым до сих пор. Изучение зарубежного опыта работы с одаренными детьми, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на нововведения, получившие широкое распространение в зарубежной системе образования, с целью дальнейшего выявления и использования зарубежного опыта в отечественной практике работы с одаренными обучающимися.

 

Список литературы

 

1. Гали Г.Ф. Организационно-педагогические условия деятельности педагогов с одаренными учащимися за рубежом / Г.Ф.Гали // Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2011.

2. Гали Г.Ф. Учителя и родители одаренных детей: взаимодействие и взаимоотношения / Г.Ф.Гали // Магариф. - №5. - Казань: Издательство ОАО «Татмедиа», 2010.

3. Лаптева И.Д. Проблема воспитания позитивного отношения будущих учителей к культурным различиям / Лаптева, И.Д.// Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран- участниц ШОС. XII Международная научно-практическая конференция: сборник статей.- Чита, 2014. – С. 94- 99.

4. Министерство алии и абсорбции. Образование, 2016. 5.Одаренные и талантливые [Электронный ресурс] Режим доступа:http://edu.gov.il/owlHeb/Yesodi/OchlusiyotYechudiyot/MechunanimVemitstaynim/Pages/TsrachimRegshe im.aspx