Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСПАНСКОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Усиление взаимодействия стран и  народов в современном глобальном мире, интенсивные процессы реформирования образования в мировом сообществе объективно усиливают потребность академического сообщества РФ в научном осмыслении зарубежного опыта обучения и воспитания подрастающих поколений для выявления его педагогического потенциала для отечественной школы. Изучение педагогической теории и практики в разных государствах и регионах служит существенной предпосылкой повышения теоретического уровня педагогической науки и качества образовательной деятельности в России.

В Испании сложились многовековые и богатые традиции гражданского образования, которые менялись на протяжении различных эпох. Становление и развитие гражданского образования школьников в Испании осуществлялось в несколько этапов, направленность каждого из которых определялась экономическими, политическими и социокультурными факторами. Генезис гражданского образования восходит ко времени господства на Пиренеях Римской империи, в составе которой Испания была одной из самых развитых провинцией. Концептуальной основой обучения и воспитания у молодежи из знатных слоев населения были идеи Платона и Аристотеля об идеальном государстве, о необходимости подготовки средствами образования законопослушного гражданина-аристократа, способного к деятельности на государственном поприще.

В средние века подрастающие поколения воспитывались в духе повиновения католической религии. Средневековая испанская школа формировала исполнительных, законопослушных, богобоязненных граждан. Значительный вклад в развитие гражданского образования внесла иезуитская педагогика. В XVI – XIX веках испанская система просвещения играла роль своеобразной экспериментальной лаборатории, где создавались и проходили проверку жизнью новые формы и методы гражданского образования, которые могут быть критически и творчески использованы в российской школе. Одной из таких форм является иезуитское воспитание, в котором имелись как несомненные для своего времени педагогические достижения, так и недостатки, повлекшие за собой негативные последствия не только для испанского народа, так и для многих других европейских стран.

Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса), который был основан в 1534 И. Лойолой, оказала существенное влияние на формирование гражданской культуры как на выпускников иезуитских учебных заведений, так и на испанское общество в целом. И. Лойола - выходец из испанской семьи древнего рыцарского рода, который предано служил королям Кастилии. В результате духовных поисков И. Лойола создал Орден иезуитов, деятельность которого была направлена на усиление влияния католической церкви в Западной Европе и ограничение роли протестантизма в жизни общества. Важную роль в достижении этой цели должно было играть образование и воспитание, как его составная часть.

Принципы и правила иезуитского воспитания складывались постепенно. С 80-х гг. XVI в. по заданию руководства ордена они специально разрабатывались группой педагогов и были обобщены в школьном уставе, коллегии учебного заведения официально утверждѐнном в 1599 (Ratio atque institutio studiorum Socie- tatis Jesu). Педагогика иезуитов проникнута прагматизмом. Цель ордена — воспитать «Христова воина», деятельно служащего католической церкви, способного противостоять искушениям протестантизма и в случае необходимости бороться с ним. Однако лишь немногие воспитанники иезуитов становились членами ордена. Большинство, получив образование в коллегии, становились светскими людьми, оставаясь при этом преданными идеалам католической церкви.

В XVII—XVIII вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей, так как иезуисткое воспитание по мнению Томазо Кампанелла аккумулировало многие достижения гуманистической и протестантской педагогики. Педагоги коллегии ввели классно-урочную систему обучения, использовали упражнения и принцип перехода от простого к сложному в ходе преподавания учебного материала [4, с. 784]. Однако иезуисткое воспитание носило в значительной мере религиозный и классический характер: образование состояло главным образом в изучении древних языков (латинского, в меньшей степени греческого) с опорой в первую очередь на античных авторов. Наряду с этим ученики получали некоторые знания по истории, географии, физике, математике. Вместе с тем, классическое образование включало лишь часть античного наследия. Тексты Цицерона, Овидия, Вергилия адаптировались с целью приведения их в соответствие с целями католической церкви. В философии приоритетное внимание уделялось изучению произведений Аристотеля и Фомы Аквинского. Гуманистическое содержание античной культуры в этих произведениях выхолащивалось.

Воспитание гражданственности было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей учащихся, честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное соперничество: регулярное выделение лучших и отстающих, ежемесячные конкурсы сочинений, ежегодное торжественное проведение экзаменов, церемонии награждения лучших и т. п. Соревнование распространялось на отдельных учеников, команды внутри классов, классов внутри коллегий. Из лучших учеников создавался так называемый магистрат, членам которого присуждались почѐтные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с практикой Др. Рима), назначались «директора» — опекуны из старших классов над младшими учениками. Таким образом, у учащихся развивались способности к исполнению гражданских обязанностей.

Для способных учащихся создавались «академии» — прообразы школьных кружков, собиравшиеся еженедельно под руководством наставника (префекта) для совместных исследований определенных проблем, дискуссий, обсуждения подготовленных докладов по философии, грамматике, математике, риторике. «Ректоры», выбранные «академиями», играли заметную роль в жизни коллегий [1, с. 100]. Важное место в ходе формирования у обучаемых гражданственности отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждѐнную беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоѐвывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах.

Однако главным направлением деятельности иезуитских педагогов оставалось религиозное воспитание детей. Освоение основ христианской религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно совершали обряды, молитвы, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались специальным религиозным упражнениям и медитациям. В некоторых коллегиях создавались религиозные братства учеников. Религиозному воспитанию служил и школьный театр иезуитов, готовивший постановки на библейские темы к религиозным праздникам [3, с. 205]. Гражданское образование в иезуистких учебных заведениях было тесно связано с религиозным понятием «гражданин», которое ассоциировалось у иезуитов с преданностью идеалам христианского учения.

Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христианской этики, переработанной иезуитами в духе беспрекословного подчинения католическим канонам. Всесторонняя регламентация воспитательного и образовательного процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных воспитанников (преторы, или цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на специальных собраниях устраивался совместный взаимный разбор их поведения и т.д. Наиболее серьѐзные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления которых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).

К началу XVIII в. в Испании насчитывалось около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе свыше 20 университетов [2]. Традиции иезуитских коллегий оказали существенное влияние на дальнейшее развитие педагогики и школьного дела, способствовали повышению качества работы школ, создававшихся противниками иезуитов (протестантами, янсенистами). Иезуитская педагогика оказала заметное влияние на педагогическую систему Я. А. Коменского, своей структурой, логикой образовательного процесса, четкой воспитательной системой. Однако, нацеленная на воспитание преданных слуг католической церкви, эта система подвергалась резкой критике со стороны мыслителей Эпохи Просвещения. Чрезмерная регламентация, выхолащивание античных традиций, недостаточное внимание к естественным и точным наукам, узость религиозного воспитания, насаждение специфических этических норм, эти недостатки привели к снижению уровня преподавания и воспитания в коллегиях в XIX в., к отставанию содержания образования от запросов жизни и, в конечном итоге, к ослаблению их  влияния в обществе. Вместе с тем, система иезуитского  воспитания заложила в испанской педагогике традиции преданности духовным идеалам, подчинения личных интересов коллективным, ответственности перед обществом за свое поведение, формирования у воспитанников умения общения и взаимодействия в коллективе.

 

Список литературы

1.      Иезуитское воспитание // Педагогический энциклопедический словарь; под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: БРЭ, 2002. - С.100.

2.      Иезуитское  воспитание    -      [Электронный ресурс]   - Режим  доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89684/Иезуитское (Дата обращения: 21.04.2015).

3.      Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле: монография. – М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2001.- 464 с.

4.      Фадеева Г.Д. Истории образования: иезуитская система образования [Текст] / Г.Д. Фадеева, К.С. Паршина, К.В. Артѐмов // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 783-785.