11 февраля 2016г.
Важным принципом обучения в современной школе является индивидуальный подход к каждому ученику. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей, и дарований каждого ученика.
Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении означает внимание только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким либо видам деятельности. Им надо создавать условия для дальнейшего развития способностей, интересов, склонностей. Нужен не уравнивающий, нивелирующий, всех школьников подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого и одновременно максимально развивал бы у ученика то, к чему он проявляет особенно большой интерес и склонность.
В современной педагогической литературе индивидуальный подход трактуется как принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребѐнка, основанное на знании его черт личности и условий жизни.
Проблема заключается в том, что год от года увеличивается количество детей нуждающихся в индивидуальном подходе, и хотя на сегодняшний день существует множество методик, которые предлагают различные варианты индивидуального подхода, но тем не менее поиски оптимальных условий остаются проблематичными на современном этапе обучения [3].
Настойчивыми пропагандистами изучения индивидуальности детей были Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.А. Сухомлинский, С.Г. Шацкий и т.д.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей еѐ класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний еѐ предел, который каждый ученик должен стремится превзойти [2].
Каковы же основные пути и способы индивидуальной работы с детьми? Во-первых, поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин:
а) отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий;
б) неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива; в) асоциального окружения.
То общая стратегия воспитательного воздействия должна включать семью, и школу, и ближнее окружение. Необходимо проанализировать, на сколько возможно такое комплексное осуществление стратегии. А именно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, уделить больше внимания трудному ребѐнку, посоветовать ряд конкретных мер, сообща определить линию поведения. Школа, в свою очередь, должна изменить своѐ отношение к трудному ученику, перестать считать его неисправимым и найти путь индивидуального подхода к нему.
Во-вторых, корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К
этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребѐнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания ребѐнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.
В-четвѐртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций [1].
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя) [5].
Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют два момента:
1) в общении с ними очень важно тѐплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;
2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
Принцип индивидуального подхода при обучении требует, чтобы учитель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств;
3) постоянно привлекал каждого ребѐнка к посильной для него трудности материала;
4) максимально опирался на собственную активность личности;
5) сочетал обучение с самообучение ребѐнка;
6)развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, учитель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным [4].
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель сам должен всесторонне развиваться.
Особенно внимательно учителя следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей [1].
Некоторые учителя ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь к достижению успешного воспитательного и учебного процесса [6].
Таким образом, личностный подход обязывает учителей строить учебный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, еѐ жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности учеников.
Список литературы
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М., 1992.
2. Гуревич М.Г. Индивидуально-психологические особенности школьников / М.Г. Гуревич. – М., 1988.
3. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1967.
4. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М., 2001.
5. Прокофьева Э. Психология и воспитание школьников / Э. Прокофьева. – М., 2000.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М., 1988.