Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ПРИЗНАКОВ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В психолого-педагогической  литературе, посвященной содержанию понятия «коммуникативная компетентность», а также критериям и методам подбора кандидатов на замещение должности преподавателя (ППС) медицинского вуза, подчеркивается необходимость учета современных тенденций развития высшего медицинского образования. Суть этих новаций заключается в активном внедрении в педагогическую практику дистанционных форм обучения, а также симуляционных методов формирования мануальных умений и навыков [Найговзина Н.Б. с соавт., 2012; Риклефс В.П., Досмагамбетова Р.С., 2013 и др.]. Внедрение указанных технологий влечет за собой изменения требований к психологической и педагогической подготовке преподавателей.

Прежний алгоритм обучения, состоящий из этапов: (1) ознакомления студентов с новым материалом на постановочной лекции в аудитории; (2) самостоятельного закрепления полученных на лекции знаний; (3) углубления, проверки усвоения полученных знаний, формирования первичных умений на практическом занятии, также претерпит изменения.

На смену прежнему алгоритму приходит новый, состоящий из последовательности: (1) самостоятельное ознакомление, закрепление и проверка усвоения знаний студентами при помощи учебных материалов из сетевых ресурсов (лекций, учебников с системой тестов); (2) консультирование у преподавателя (дистанционное или в аудитории); (3) формирование первичных умений, автоматизация навыков на симуляторах (в аудитории и самостоятельно).

При такой организации учебного процесса повышается роль сформированных у учащихся навыков самостоятельной работы с сетевыми ресурсами. Изменяется также роль вуза, как учреждения направляющего учебный процесс и выполняющего сертификационные функции.

Внедрение указанных новаций приведет к изменениям структуры деятельности ППС: (1) увеличится доля времени, которое преподаватель должен будет отводить на подготовку материалов для электронной библиотеки университета; (2) станут необходимыми навыки работы с сетевыми ресурсами; (3) повысится значимость умений дистанционно руководить работой группы учащихся и каждого студента в отдельности. Эти изменения уже начались и далее будут только нарастать.

Изменения содержания деятельности преподавателя влекут за собой изменения перечня профессиональных компетенций, необходимых преподавателю высшей медицинской школы, а также уточнению того, что должно быть включено в структуру каждой из них, в том числе, коммуникативной компетенцией ППС.

Компетентность в чем-либо предполагает владение определенными знаниями, навыками и умениями. В психологии их содержание изучено достаточно хорошо [Кудрявая Н.В., Молчанов А.С., 2015; Лукацкий М.А., Остренкова М.Е., 2013; Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е, 2016 и др.]. Вместе с тем, компетенции не являются неизменными. Их содержание изменяется по мере совершенствования технологий обучения, а также в зависимости от их сформированности у каждого преподавателя: их развития по мере накопления опыта или редукции, угасания, разрушения, если преподаватель их не совершенствует.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные суждения относительно содержания понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», знаний, умений и навыков, которые следует включить в коммуникативную компетенцию преподавателя медицинского вуза. Так, Татур Ю.Г. [2004] определяет коммуникативную компетентность, как «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков».

«Размытость» указанных понятий затрудняет подбор методов профотбора преподавателей,  оценки их подготовленности к работе со студентами. Чаще всего требуемые знания, умения и навыки сводятся в следующие три уровня:

(1)    прагматическому, предполагающему наличие сформированной мотивации и умению ориентироваться в ситуации, оказывать целенаправленное психологическое воздействие на учащихся, побуждая их к систематической работе над формированием у себя компетенций будущего врача;

(2)          социокультурному, который часто идентифицируют со знанием основ страноведения, лингвострановедения, культурологии;

(3)         лингвистическому, подразумевающему языковую и речевую компоненты коммуникативной компетенции.

Указанные уровни коммуникативной компетенции детализируются при помощи перечня знаний, навыков и умений, состоящего из нескольких десятков требований [Кудрявая Н.В., Молчанов А.С., 2015; Лукацкий М.А., Остренкова М.Е., 2013; Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е, 2016 и др.]. Составление общепринятого списка компонентов, требований, уточняющих содержание коммуникативной компетенции ППС инновационного медицинского вуза, далеко от завершения. Требуется дополнительный количественный и качественный анализ соотношения отдельных компонентов, уточнение их значимости, что является самостоятельной научно- практической задачей педагогической психологии.

По нашему мнению, важным условием коммуникативной компетентности преподавателя медицинского вуза следует считать умение самостоятельно противостоять возникновению у себя признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), а в случае их появления, умение самостоятельно их корригировать.

По Schaufeli W.B. et al [2009] синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности, снижения удовлетворения от исполнения работы, нарушающий взаимодействие, коммуникацию с другими людьми. Burisch M.      [1994], среди прочих, выделяют такие фазы СЭВ, как: «снижение уровня собственного участия»; «эмоциональных реакций» и «деструктивного поведения».

Для преподавателя, у которого нет выраженных признаков СЭВ, характерна интеллектуальная активность, стрессоустойчивость, эмпатийность, эмоциональная стабильность, ассертивность (устойчивость к внешним влияниям и суждениям, возможность регулировать свое поведение, нести ответственность за него, отсутствие таких крайних проявлений СЭВ, как пассивность или агрессивность). Другими словами, условием эффективного взаимодействия преподавателя со своими студентами является отсутствие у него признаков синдрома эмоционального выгорания.

Неслучайно, изменения структуры коммуникативной компетенции, происходящие как при ее формировании, так и ее деструкции, сходны с изменениями, происходящими при формировании и ослаблении синдрома эмоционального выгорания. Качественные изменения коммуникативной деятельности преподавателя, наблюдаемые по мере развития СЭВ, а также изменения, происходящие в результате его коррекции, позволяют лучше понять физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие коммуникативной компетенции, раскрывают процесс ее формирования, деструкции, повторного восстановления.

Результаты применения диагностических инструментов измерения СЭВ, могут существенно дополнить картину описания возможностей преподавателя эффективно взаимодействовать со студентами, показать уровень развития у него коммуникативной компетентности.

 

Список литературы

1.     Риклефс В.П., Досмагамбетова Р.С. Роль симуляционного обучения в развитии клинического мышления студентов медицинского вуза/ 2 Съезд РОСОМЕД-2013// http://www.rosomed.ru/2013/speeches.html

2.     Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Основы педагогики и психологии. Учебное пособие для прикладного бакалавриата. М., Юрайт, 2016.

3.     Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология, М., ГЭОТАР-Медиа, 2013 - 664 с.

4.     Кудрявая Н.В., Молчанов А.С. (ред.) Психология и педагогика. Учебник для стоматологических факультетов. М., ГЭОТАР-Медиа, 2015 - 400 с.

5.     Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, Е.Ю. Гущина, М.Д. Горшков, А.Л. Колыш.- М.: 2012.

6.     Татур  Ю.Г., Компетентность в структуре модели качества   подготовки специалиста. Ж.   Высшее образование сегодня, 2004, №3, стр. 20-26.

7.     Burisch M. Das Burnout-Syndrom. Theorie der inneren Erschöpfung. Berlin: Springer. 1994.

8.     Schaufeli     W.B.,      Leiter     M.P.      Maslach     С.     Burnout:     35     years     of     research     and     practice     // www.emeraldinsight.com/1362-0436.htm