Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ КАК ФАКТОРА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте, так как ребенку предъявляются высочайшие требования, связанные с поступлением в среднее учебное заведение. Дошкольный возраст считается предметом пристального внимания научных работников и практиков как значительный и серьезный этап в жизни человека, как момент рождения личности. В данный этап ребенок проделывает огромный путь и должен быть готов к обучению в школе. Как известно, воображение играет очень значительную роль в регуляции нашего поведения, так как его деятельность самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Таким образом, становится все более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка, и в частности, развитие воображения [4,5].

Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и мн. др.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Как и все психические процессы, воображение отражает объективную реальность, хотя и представляет собой как бы отлёт мысли от непосредственно данного, проникновение в будущее в виде замысла технических изобретений, научных открытий, новых образов искусства, новых жизненных ситуаций и т. д.[1].

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и социальной жизни. Уровень становления воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью итогов данной переработки. Слабое становление воображения выражается в невысоком уровне переработки представлений; а так же влечет за собой затруднения в заключении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представлять себе конкретную ситуацию. При низком уровне развития воображения невозможна богатая и многосторонняя в эмоциональном плане жизнь. При рождении, человек не становится обладателем развитого воображения. Воображение развивается в тесной связи с формированием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а так же в единстве с памятью, мышлением, волей и чувствами[4].

Специалисты в области психологии выделяют три ведущих этапа развития воображения, которые отчетливо рассмотрены в работах О.М. Дьяченко. Здесь старший дошкольный возраст отмечен как этап становления произвольности. В данном возрасте дети уже усваивает основные шаблоны поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отступать от усвоенных стандартов, сочетать их, применяя при построении продукты воображения[5].

Л.С. Выготский пишет: «Детство является той порой, когда воображение развита наиболее, и, согласно данному взгляду, по мере развития ребенка мощь его фантазии и воображение идут на убыль». Воображение детей плотно связано с игрой, куда он переносит опыт своих отношений со взрослыми. На базе переработанных с помощью фантазии сказок, рассказов, картин и т. п. дошкольники представляют себя в роли сказочных персонажей, т. е. такими людьми, с которыми они встречались в жизни или о которых читали в книгах. Нередко дошкольник изображает в игре не только людей, но и животных, а так же неодушевлённые предметы. Ведущую роль в данных случаях играет подражание действиям людей, животных, машин, связанное чаще с какими-либо внешними, случайными, несущественными признаками. В рассказах дошкольников часто отмечается преувеличение виденного и слышанного. С приобретением опыта, дети более правильно отображают реальность. А пока же их воображение эмоциональное, образное, колоритное, оно компенсирует их опыт. Продукты же творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только созревшей фантазии взрослого. Дети элементарно стараются понять окружающее, в то время как взрослые считают, собственно что он осознанно фантазирует[3,5].

Существует большое количество способов развития воображения у дошкольников: обогащение жизненного опыта, чтение литературы, сочинение историй, рисование, придумывание различных способов использования подручного материала, поощрение детских игр с вымышленными персонажами, постановка детей в затруднительные ситуации[6].

По мнению А.И. Захарова, процесс получения страхов связан с действием трех факторов: врожденные источники, опыт, мышление и воображение.

Таким образом, детское воображение может являться причиной страхов, тем более, когда в него включаются неверные представления и ошибочные соображения. В тоже время воображение может выступить в роли помощника в преодолении детских страхов. Нужно только направить ребенка, что бы он мог воспользоваться им. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячутся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным[2].

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что выбранная нами тема исследования актуальна и значима. Нами было проведено исследование. Базой явилось Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное

Учреждение №107 “ВундерКит” г.Чита. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 27 человек в возрасте 6-7 лет (16 девочек и 11 мальчиков). Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» показала, что у 26% детей высокий уровень развития воображения, у 29% детей средний уровень развития воображения, у 44% детей низкий уровень воображения. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, дают схематичные, иногда  детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка. При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» позволил выявить: 41% детей имеют высокое число страхов, 26% детей имеют среднее число страхов, 33% детей имеют низкое число страхов. Дети, имеющие высокий уровень страхов, заселяют в черный домик более 11 страхов. При низком уровне страхов, в черный домик дети заселяют менее 8 страхов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чрезвычайно развитое воображение может быть причиной страхов дошкольного возраста. Дети вынуждены принимать огромный поток информации, но в силу возрастных особенностей, они не способны достаточно  критически ее оценить с помощью разума. Следовательно, для переработки информации дети прибегают к фантазии.

Результаты исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из них проявляются социальные страхи. Было выявлено, что дети с высоким уровнем воображения в 71% случаях имеют высокое число страхов, в 14% случаях имеют среднее число страхов, и столько же процентов детей имеют низкое число страхов. При среднем уровне воображения у 62% детей отмечается среднее число страхов, 25% детей имеют высокое число страхов, и 12% детей имеют низкое число страхов. А при низком уровне воображения у 58% детей наблюдается низкое число страхов, 33 % детей высокое число страхов, лишь у 8 % детей среднее число страхов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в данной группе детей необходима работа по развитию воображения для преодоления страхов.

 

Список литературы

1.     Боровик, О.В. Развиваем воображение [Текст]: учебное пособие / О.В. Боровик// Дошкольное образование.-2001. - №1. - С.23.

2.     Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с. – (ДетскаЯ психологиЯ и психотерапиЯ).

3.     Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2011. - С.43.

4.     Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. - 583 с.-(Учебник для вузов).

5.     Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - 8-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 314с. - (Психологический практикум).

6.     Войтенко,         Г.П.         Развитие         воображения         у         дошкольников         [Электронный         ресурс], http://www.resobr.ru/article/58779-qqe-15-m5-kak-razvivat-voobrajenie-urebenka.htm статья в интернете.