Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Согласно «Стратегии развития образования в России», одной из ключевых идей современной политики образования России является задача проектирования среды для развития личности и способностей всех его субъектов [4,5]. Важным направлением в решении стратегических задач в сфере образования является исследование специфики ценностных ориентаций и мировоззренческих идеалов  детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. По мнению многих ученых, специфика мировоззренческих установок, миропонимание, восприятие картины мира во многом определяет образовательные возможности человека и напрямую влияет на развитие его личности и способностей [4-10].

Л.С. Выготский в своей работе «Развитие личности и мировоззрения ребенка» говорит о том, что под процессом культурного развития нужно понимать синтез двух процессов – развития личности и мировоззрения ребенка. С его точки зрения, мировоззрение характеризует все поведение человека в его культурной части по отношению к внешнему миру [2].

Д.А. Леонтьев определяет мировоззрение как «ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек» [10]. Он выделяет 4 этапа становления мировоззрения: 1) мироощущение, которое характеризуется слабой дифференцируемостью и отсутствием рефлексии, 2) мировосприятие как более устойчивое образование; 3) миропонимание, характеризующееся уж большой осознанностью, и 4) в подростковом и юношеском возрасте формируется базовое мировоззрение, которое хотя и претерпевает изменения всю жизнь, но они  являются осознанными [10].

В комплексном исследовании личностных характеристик подростков и юношества, проведенном на базе рефлексивно-позиционного подхода Н.Б. Ковалевой [5, 6, 8], мировоззрение рассматривается как комплексная форма сознания, объемлющая разные пласты человеческого опыта и определяющая совокупность взглядов, оценок, принципов, а также задающая целостное понимание людьми мира и самих себя. В ряде работ [1, 3, 7, 9, 11, 12, 14, 15] на основе данного подхода исследовались ценностные ориентации, опорные образы картины мира и социокультурная идентичность старшеклассников и студентов, было показано, что для большинства подростков и юношей (70- 75%) оказались приоритетными ценности познания, саморазвития, профессионализации, а ценности материальной обеспеченности и престижа оказались более важными лишь для 25-30% учащихся, по большей части не заинтересованных в высшем образовании как таковом [1,3]. В других исследованиях было показано, что развитие проектных способностей имеет высокую корреляцию с качеством развития образного мышления [12, 14], а социокультурная идентичность взаимосвязана с уровнем развития рефлексивности, позиционности и субъектности в отношении образования и жизни в целом [6, 9, 11, 15].

В своем исследовании мировоззрения и других личностных характеристик подростков и юношества с нарушением речи я опиралась на методики, апробированные в рефлексивно-позиционном подходе, в том числе имея в виду цель сопоставительного анализа результатов. В частности, были проведены методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», «Кто я, кто мы» (модификация Н.Б. Ковалевой), «Пиктограмма», рефлексивно-позиционные методики «Дом, в котором я хотел бы жить» и «Мой досуг и мое будущее» (Н.Б. Ковалева, 2014). В исследовании участвовали 10 подростков с нарушением речи, проявляющемся в виде дизартрии, дислексии и ОНР IIIстепени, в возрасте от 15 до 17 лет, обучающиеся в специальных (коррекционных) учебных заведениях СКОШ №573 и СКОШИ №96. Основная гипотеза состояла в том, что наиболее значимыми ценностями для подростков данной группы будут не ценности развития, а ценности социальной адаптации достижения успеха и их мировоззрение будет определяться их представлениями о социальной норме «успешности».

Рисунки дома показали, что 60% из обследуемой группы имеют проблемы с общением и, несмотря на присутствующий интерес к внешнему миру, позиция подростков зачастую остаётся пассивной – они предпочитают не общаться, а наблюдать со стороны. Как показывают результаты рефлексивно-позиционных опросников «Моё будущее» и «Мой досуг», подростки при этом называют среди своих основных увлечений компьютерные игры, соответственно, можно предположить, что именно они замещают общение. В качестве значимых ценностных ориентиров на материале рисунков подростков с речевыми дефицитами были выявлены о ориентиры на общепринятые представления об успешности человека, продвигаемых в СМИ. Об этом говорят рисунки с изображением статусных элементов – машины, гаража как символа успешного включения в общество и занятия там определенного, высокого положения. Данные результаты коррелируют с ответами испытуемых по методике Е.Б. Фанталовой и в 75%. случаев подтверждаются также при интерпретации соответствующих шкал рефлексивно-позиционных опросников. Ярким примером является ответ подростка на вопрос о том, что значит быть образованным человеком – по его мнению, это значит «казаться умным на вид». Ответ другого подростка на этот вопрос – «иметь возможность приспособиться к обществу», что тоже говорит об ориентации на приспособление, на встраивание в общество.

Анализ проектных характеристик и рисунка дома показывает также, что процесс индивидуализации испытуемых проходит не на высоком уровне: 70% испытуемых не выделили ни одной зоны, соответствующей их интересам, 30% выделили 1-3 зоны. Подтверждает данный вывод факт, выявленный на проективной методике

«Дом, в котором я хотел бы жить». Нарисованные дома являются стереотипными, стандартными, лишь у небольшого количества испытуемых на рисунке можно найти выражение их индивидуальных интересов. Также по результатам рефлексивно-позиционных опросников выявлено, что подростки с нарушением речи очень мало читают. Из 10 опрошенных только 3 испытуемых читает художественную или научную литературу согласно интересам, 7 испытуемых не читают вообще и не любят читать. Чаще, чем читают, подростки просматривают фильмы. Безусловным лидером среди жанров кино, интересующих подростков с нарушением речи, является фантастика. А также многих испытуемых (9 из 10) интересуют яркие фильмы с захватывающим сюжетом – боевики, триллеры, приключения. Лишь немногие испытуемые подходят к процессу выбора фильма осознанно, выбирая кино по обзорам или по совету взрослых или друзей, большинство ориентируется на популярные в интернете топ-рейтинги.

Представление о личном будущем у испытуемых различается. Первую группу ответов (40% испытуемых) образуют прямолинейно-однозначные образы своего профессионального будущего, в этом случае они называют в числе перспективных, на их взгляд профессий одну, выбранную ими, даже если она является явно непрестижной и непопулярной в обществе (машинист, автомеханик). Вторым вариантом, о котором сказали 20% испытуемых, является полная дезориентация в сфере ближайшего будущего, тогда подростки говорят о том, что они не знают, какая профессия им интересна, не знают, по каким критериям её стоит выбирать и не знают, как будет выглядеть их жизнь через 30 лет. Сформированное представление о будущем имеют 50% испытуемых, причем 40% из них – ученики одной школы, возможно, там были проведены занятия по профориентации. Представление о будущем страны, о тенденциях, определяющих её развитие, о проблемах, которые необходимо разрешить, у испытуемых совпадает с тем, что транслируется по телевидению и интернет-новостях.

Таким образом, в рамках проведенного исследования выявлена ориентация подростков с нарушением речи на нормы, принятые в обществе  – испытуемые стремятся быть принятыми, успешными, материально обеспеченными. Видна тенденция к приспособлению, встраиванию, а не нахождению своего места в мире, что подтверждает основную гипотезу. В то же время результаты диагностики личностных характеристик участников формирующего эксперимента показали, что наиболее значимым фактором в изменении ценностных ориентаций в сторону индивидуализации, познания, саморазвития оказалось изменение представлений о социальной норме и о том, какой человек может считать себя состоявшимся.

 

Список литературы

1.     Бурьянова А.В. Исследование ценностно-мотивационной сферы московских подростков / Научные исследования и разработки молодых ученых.2016. № 8. С. 33-36.

2.     Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4.С. 5-19.

3.     Данильчева. С.В. Характеристика ценностных ориентаций и картины мира современных подростков / Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016. С. 36-39

4.     Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками / Психологическая наука и образование. 2014. № 4. -С. 64-72.

5.     Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2015. №11-12, c. 75-79.

6.     Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

7.     Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского  педагогического  университета. Научный журнал. 2016. №1. С. 39-45

8.     Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33

9.     Ковалев Ф.А. Развитие личностной позиционности средствами медиагерменевтики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, ИЦРОН, 2016. С.213- 215.

10. Леонтьев Д.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность: Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск, 2004. С. 11—29

11. Лындина В.С. Роль опорных образов в формировании картины мира московских студентов / Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции № 3. Самара, ИЦРОН, 2016. С.176-178.

12. Наумова С.В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков / Психологические науки. № I (17), 2016. с.6-8.

13. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: Теория, методология, диагностика. Academic Publishing, 2012. — 184 с.

14. Фунтусова М.Е. Роль образного мышления в развитии проектных способностей / Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции № 3. Самара, ИЦРОН, 2016. С.184-185.

15. Фишер А.Е. Круг чтения московских подростков / Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 39.