Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН С ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Авторы:
Город:
Саки
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

Гиперпролактинемия (ГП) – стойкое повышение содержания пролактина (ПРЛ) в плазме крови небеременных женщин. Распространенность ГП составляет 17:100 000, ГП наблюдается у 40-43% пациентов с эндокринной патологией, у пациенток с бесплодием наблюдается с частотой 18,9% [8]. По рекомендации ВОЗ уровень ПРЛ – одно из первых исследований, которое следует проводить женщине при обращении супружеской пары по поводу бесплодия [1,12].
Физиоло гическая секреция ПРЛ имеет импульсный хар актер, повышаясь во время сна. Однако эти колебания ПРЛ в течение дня в нестрессовых состояниях всегда на хо дятся в пределах нормального диапазона. Если адаптационные системы истощены или функционально неполноценны, то развивается патологическая ГП - наиболее частый биохимический маркер гипоталамо-гипофизарной дисфункции, чаще всего встречающаяся у женщин в возрасте 25-40 лет. Нарушения секреции ПРЛ и связанный с этим симптомокомплекс может возникать как при первичном поражении ПРЛ-секретирующих структур, так и при других эндокринных и неэндокринных заболеваниях, а также при приѐме некоторых фармакологических препаратов. Среди висцеральных форм ГП наибольшее значение в практике врача принадлежит эндокринопатиям и гиперэстрогненемии. Клинические проявления ГП широко варьируют начиная от отсутствия каких-либо симптомов, когда ГП выявляется случайно, до наличия репродуктивных, сексуальных, метаболических и эмоционально -личностных нарушений [3,4,7,9,10,11,12].
Важное значение для диагностики имеет уровень ПРЛ в крови. Нормальное содержание ПРЛ в плазме крови у женщин составляет 240-500 мМЕ/л (2-15 мкг/л), при функциональной ГП он не превышает 3000 мМЕ/л, при уровне ПРЛ 3500-8000 мМЕ/ л вероятность микроаденомы гипофиза составляет 70-85% [1].Функциональная ГП достаточно часто встречается при генитальном эндометриозе, кистах яичников, миомах матки, хроническом сальпингоофорите, спаечном процессе малого таза. ГП при данных состояниях связана с постоянным раздражением интерорецепторов в органах малого таза, а также с относительной гиперэстрогенией – частым нарушением гормонального баланса при хронических гинекологических заболеваниях. В свою очередь, ГП приводит к прогрессированию гипофункции яичников.
Наиболее эффективными консервативными методами лечения хронических воспалительных процессов, спаечных процессов малого таза, синдрома хронической тазовой боли являются методы физиотерапии, как аппаратной, так и с применением природных факторов, среди которых одно из важных мест занимает грязелечение. У женщин с гинекологической патологией грязелечение с применением илово-сульфидных пелоидов способствует ослаблению хроническо го воспалительного и повышению трофического процессов, оказывает десенсибилизирующий и рассасывающий эффекты, обладает анальгезирующим действием. Улучшение тканевой и клеточной трофики приводит к ускорению рассасывания выпотов, торможению чрезмерной соединительно-тканной реакции, уменьшению спаек, рубцовых изменений. Грязевые вагинальные процедуры усиливают секреторную деятельность цервикальных и маточных желез, повышают кислотность влагалищного содержимого. В процессе грязелечения образуются также положительные условно -рефлекторные связи, связанные с субъективным восприятием лечебного факто ра, создается благоприятный фон для восстановления нарушенной адаптивной деятельности центральной нервной системы, что благоприятно сказывается на организме в целом. Грязелечение повышает содержание гормона роста, кортизона, гонадотропных гормонов, эстрогенов [2,5,6].
Целью настоящего исследования было изучение влияния пелоидотерапии на гормональную регуляцию у женщин с бактериальным вагинозом (БВ), хроническими воспалительными заболеваниями малого таза (ХВЗОМТ) при наличии гиперпролактинемии.
Для достижения цели нами было проведено изучение показателей гормонального статуса женщин с БВ и ХВЗОМТ, динамики данных показателей в процессе БГЛ, а также сравнительного анализа полученных результатов с нормативными значениями аналогичных параметров, полученны х у женщин контрольной группы (КГ).
Материалы и методы
Обследование пациенток проводилось в условиях санатория в динамике: при поступлении и в день выписки после курса санаторно-курортного лечения, с учетом фаз менструального цикла.Использовались клинические, специальные (определение рН вагинального содержимого, аминовый тест) методы исследования, лабораторные методы исследования (бактериоскопия вагинального мазка с использованием окрашивания по Граму; уровни эстрадиола, прогестерона, ЛГ, ФСГ, пролактина, А КТГ, кортизола в сыворотке крови - ИФА). Для статистической обработки результатов исследования использовали t-критерий Стьюдента (различия считались достоверными при р<0,05), корреляционный анализ. Вычисления проводились в рамках стандартных математических пакета прикладных программ «Statistika» V.6.0 для работы в среде Windows.
Под наблюдением на ходилось 58 женщин фертильного возраста с БВ в сочетании с ХВЗОМТ в стадии ремиссии: хронический аднексит - 34 (59%), хронический эндометрит - 17 (29%), спаечный процесс малого таза – 7 (12%) женщин. У всех пациенток был диагностирован бактериальный вагиноз. Контрольную группу (КГ) составили 30 здоровыхженщин.
При изучении анамнестических данных нарушения менструального цикла наблюдались у 33 (57% ), первичное бесплодие – у 5 (9%), вторичное бесплодие – у 48 (83%) женщин. При оценке клинического течения БВ и согласно диагностическим критериям Амселя бессимптомное течение БВ выявлено у 30 (52%) женщин, с характерными клиническими проявлениями наблюдалось у 28 (48%) женщин.
Грязелечение проводилось грязями Сакского озера . Курс состоял из 9-10 процедур грязевыхаппликаций и 9-10 процедур вагинальныхгрязевыхтампонов (температура 38-42 ̊ С, время процедуры 20 мин., через день). В свободный от грязелечения день назначались жемчужные ванны и вагинальные орошения с применением Сакской минеральной воды (температурой 37 ̊ С, по 10 минут). Комплекс санаторно-курортного лечения включал диету №15, режим №3, ЛФК.
Результаты исследований
При изучении показателей гормональной регуляции выявлены следующие нарушения баланса гипофизарных гормонов: уровень ПРЛ превышал нормальные показатели и соответствовал умеренной гиперпролактинемии; уровни ФСГ и ЛГ были достоверно повышены (р<0,05). Уровни АКТГ не имели достоверного отличия между группами. Нарушения со стороны периферических гормонов проявлялись достоверным снижением уровня эстрадиола (р<0,05) и прогестерона (р<0,05) во второй фазе менструального цикла; а также повышением уровня кортизола (р<0,05) относительно контроля, что свидетельствует о напряжении адаптационных гормональныхме ха низмов (Табл.1).
При оценке динамики показателей гормонального статуса по окончании курса БГЛ в сравнении с ис ходными данными уровень ПРЛ достоверно увеличивался (р<0,001), отмечалось снижение уровней ЛГ и ФСГ (р<0,05), соотношение ЛГ/ФСГ снижалось и составило 1,1 (р<0,05). Уровень эстрадиоласнижался как в первой, так и во второй фазе менструального цикла (р<0,05), достоверных колебаний уровня прогестерона не отмечалось, был отмечен рост уровня АКТГ (р<0,05) и кортизола (р<0,05) (Табл.1).
                                                                                                                             Таблица 1

 Динамика показателей гормонального статуса пациенток с бактериальнымвагинозом, ХВЗОМТ и гиперпролактинемией (М± m).

 

Показатель

М±m

Основная группа (n=58)

КГ (n=30)

До ВГЛ

После ВГЛ

ЛГ (мМЕ/мл)

13,2±1,6*

6,7±4,2#

8,6±3,1

ФСГ (мМЕ/мл)

8,2±2,5*

6,0±1,6#

3,9±1,4

ЛГ/ФСГ

1,6*

1,1*#

2,2

Пролактин (мМЕ/мл)

871,0±9,8*

1088,0±30,8#

415,0±10,9

АКТГ (пг/мл)

9,3±2,0

12,2±2,8 *#

9,8±3,6

Эстрадиол (пг/мл)

1 фаза

87,5±2,5

58,2±3,0*#

101,8±4,9

2 фаза

108,0±18,0*

58,0±2,2*#

146,3±6,8

Прогестерон (пг/мл)

1 фаза

3,3±0,3

3,4±0,2

3,4±1,5

2 фаза

24,0±2,1*

22,0±1,4*

46,0±8,3

Кортизол (мМЕ/мл)

561,0±18,0*

605,0±13,5*#

461,0±14,0

Примечание: # - р<0,05 по отношению к показателям до СКЛ;
* - в сравнении с КГ.

При корреляционном анализе выявлено наличие слабой отрицательной связи уровней ПРЛ и эстрадиола в 1 фазу МЦ (r = -0,28), слабой положительной корреляционной связи ПРЛ и эстрадиола во 2 фазу МЦ ( r = 0,4), а также слабой отрицательной связи уровня ПРЛ с ЛГ и ФСГ (r = -0,33 и r = -0,3 соответственно). Отмечена слабая положительная корреляционная связь уровней А КТГ и кортизола (r = 0,28).
По окончании курса санаторно-курортного лечения отмечалось клиническое улучшение: улучшение общего самочувствия, уменьшение болевого синдрома, размягчение тазово-перитонеальных спаек, повышение подвижности матки. БВ диагностирован у 6 (10%) пациенток. Изучение катамнеза у женщин с БВ через 3 месяца после проведенного курса СКЛ позволило установить отсутствие или значительное уменьшение болевого синдрома, улучшение общего самочувствия. Рецидив БВ наблюдался у 21 (36%) женщин. Нарушения менструального цикла и бесплодие со хранялись.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что баль-неогрязевые процедуры у женщин с БВ и ХВЗОМТ оказывают положительный клинический эффект, который проявляется уменьшением боле вого синдрома, спаечного процесса, симптомов БВ. Однако, терапевтические эффекты грязелечения зависят от ис ходного состояния гормональной системы женщин: у пациенток с синдромом гипер пролактинемии отмечается рост исхо дного уровня пролактина и усугубление дисбаланса яичниковых и гипофизарных гормонов, отсутствие клинического эффекта при нарушениях менструального цикла, что указывает на необ ходимость дифференцированного подхода к назначению санаторно-курортных лечебных факторов у пациенток гинекологического профиля с гормональными нарушениями.

Список литературы

1. Вихляева Е.М. Руководство по эндокринной гинекологии. М:МИА;2006: 366-389.
2. Калинин В. Физиология грязелечения как частный случай неспецифической адаптации организма. Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2003; 4: 52-54.
3. Калиниченко С.Ю. Шаг вперед в лечении гиперпролактинемии. М: Практическая медицина; 2010: 9-30.
4. Косей Н.В., Тутченко Т.Н., Васильченко Л.А. Новые аспекты биологической роли системной и локальной гиперпролактинемии. Репродуктивная эндокринология: 2012;4(6): 8-13.
5. Куликов В.Ю. Адаптогенные и лечебные свойства пелоидов. Новосибирск, НГМИ; 2001:219 .
6. Куликов В.Ю. Саногенетические ме ханизмы пелоидотерапии. Новосибирск, НГМИ;1999;148.
7. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Гинекологическая эндокринология . М: ГЭОТАР- Медиа;2012:131-149.
8. Приступюк О.М.Синдром гиперпролактинемии. Международный эндокринологический журнал, 2012;6(46):63-69.
9. Татарчук Т.Ф., Гуньков С.В., Ефименко О.А. Современные подхо ды к диагностике и лечению гиперпролактинемии. Репродуктивная ендокринология, 2012; №1(3):44.
10. Diagnosis and treatment of hyperprolactinemia: an endocrine society clinical practice guideline. The journal of clin ical endocrinology and metabolis m, 2011; 96(2):273-288.
11. Edil M., Leeners B., Kruger T.H.C. Prolactin secretion patterns basic mechanis ms and clinical implications for
reproduction. Reproduction, 2010; 140:643-654.
12. Rowe P.J., ComhaireF.H., HargreaveT.B.etal. Руководство ВОЗ по стандартизированному обследованию и диагностике бесплодных супружеских пар. М:МедПресс;1997:91 .