Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОРТОДОНТИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

Актуальность
В настоящее время уровень заболеваемости кариесом и болезнями пародонта у детей г. Красноярска остается крайне высоким [2]. Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения [1]. В основе любой санитарно-просветительной работы лежат агитация населения за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения; пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах со хранения здоровья, профилактики заболеваний [3,4].
Цель исследования
Повышение эффективности гигиенического воспитания школьников на основе комплексного проведения стоматологических уроков здоровья и использования предметов гигиены полости рта.
Материал и методы исследования
С целью изучения эффективности проведения стоматологических уроков здоровья были сформированы четыре группы детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями (ЗЧАД), скученность зубов 1 -2 степени, из числа учеников МБОУ « Средней общеобразовательной школы № 121», советского района г. Красноярска. В первую группу (контрольную) вошли ученики 1-4 классов (30 детей). Дети контрольной группы однократно были обучены стандартному методу чистки зубов и на протяжении шести месяцев чистили зубы щетками «Advantig Plus» фирмы Oral-B с ровной подстрижкой. Уроки здоровья детям контрольной группы не проводили.
Во вторую группу (профилактическую №1) вошли ученики 1 -4 классов, которым дополнительно врач- стоматолог проводил стоматологические уроки здоровья (28 человек). Уроки проводили 2 раза в неделю по 30 минут, всего 8 уроков за цикл, 2 цикла в год. Кроме того, дети всех трех профилактических групп чистили зубы щетками «eXceed™» фирмы Oral-B®, имеющей перекрещивающиеся пучки щетинок CrissCross™.
В третью группу (профилактическую №2) вошли ученики 1-4 классов, которым также врач-стоматолог проводил уроки здоровья по выше описанной с хеме (29 человек). Но дополнительно врач проводил стоматологические уроки здоровья один раз в месяц для педагогов начальной школы на протяжении шести месяцев, с целью закрепления мануального навыка чистки зубов в школе.
В четвертую группу (профилактическую №3) вошли ученики 1 - 4 классов, которым врач-стоматолог проводил стоматологические уроки здоровья по выше описанной схеме (25 человек). Дополнительно врач проводил стоматологические уроки здоровья и для педагогов, и отдельно для родителей один раз в месяц на протяжении шести месяцев, с целью закрепления мануального навыка чистки зубов в школе и дома под контролем родителей
Контролируемую чистку зубов у детей всех четырех групп проводили один раз в неделю в течение шести месяцев. Замену зубных щеток на новые у детей всех групп проводили каждые три месяца.
С целью изучения динамики состояния полости рта было проведено наблюдение в течение шести месяцев. Исследование позволило оценить уровень гигиены полости рта и состояние краевого пародонта у школьников. Регистрация стоматологического статуса проводилась в специально разработанных картах. Для характеристики гигиены полости рта использовали индекс гигиены (ИГ) Ю.А. Федорова - В.В. Володкиной (1971). Клиническое состоянии тканей пародонта учитывали по папиллярно-маргинально-альвеолярному индексу (РМА), в модификации Парма (I960).
С учетом нормальности распределения вариационных рядов, данные клинических исследований, подвергались статистической обработке по методу Вилкоксон-Манн-Уитни.
Результаты исследования
Исследование гигиенического состояния полости рта у детей МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 121» показало, что проведение стоматологических уроков здоровья по предлагаемой схеме - 2 раза в неделю по 30 минут, всего 8 уроков за цикл, позволяет достичь хорошего уровня гигиены полости рта во всех профилактических группа х. Однако, через 1 месяц после обучения, гигиеническое состояние полости рта достоверно (р<0,001) у ху дшалось у всех детей относите льно фоновых показателей, что можно объяснить отсутствием контроля со стороны педагогов и родителей. Кроме того, значения индекса гигиены у детей контрольной группы было достоверно (р<0,001) выше, чем у детей профилактических групп, что связано с пло хой очищающей способностью щеток с ровной подстрижкой, применяем ых у детей контрольной группы (Табл.1).
                                                                                                                         Таблица 1

Динамика показателей гигиены полости рта у детей с ЗЧАД (скученность зубов 1 -2 степени)

 

 

 

Сроки наблюдения

Индекс гигиены (ИГ - баллы), (M±m)

 

Контрольная группа (n=30)

 

Группа профилактическая

№1 (n=28)

 

Группа профилактическая

№2 (n=29)

 

Группа профилактическая

№3 (n=25)

 

 

1. Осмотр после обучения гигиене полости рта

 

 

1,30±0,02

 

 

1,34±0,02

 

 

1,32±0,04

 

 

1,32±0,04

2. Осмотр через 1 месяц

3,62±0,03 γ1,2<0,001

2,42±0,07

***

λ 1,2<0,001

2,34±0,08

*** α1,2<0,001

2,53±0,11

*** β1,2<0,001

3. Осмотр через 2 месяца

1,44±0,02

γ1,3<0,05

1,53±0,03

*

λ 1,3<0,05

1,55±0,05

1,65±0,06

** β1,3<0,05

 

4. Осмотр через 3 месяца

1,24±0,02

1,33±0,03

**

1,48±0,05

**

1,76±0,08

*** β1,4<0,05

5. Осмотр через 6 месяцев

1,75±0,02 γ1,5<0,001

1,65±0,03

**

λ 1,5<0,001

1,52±0,05

***

1,51±0,05

***

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 – достоверность различий определена по отношению к показателям контрольной группы; λ – достоверность различий в группе №1; α – достоверность различий в группе №2; β – достоверность различий в группе №3; γ – достоверность различий в контрольной группе; n
– количество детей.

Следует отметить, что гигиеническое состояние полости рта у детей всех четырех групп на протяжении шести месяцев оценивалось как удовлетворительное и стабильное без достоверных различий между профилактическими группами (р>0,05).
Установлено, что проведение регулярного контроля за проведением гигиены полости рта в режиме один раз в месяц на протяжении шести месяцев под контролем врача-стоматолога, педагога и родителей позволяет сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта у всех школьников начальной школы.
Анализ состояния краевого пародонта у детей четырех групп показал, что при одинаковом фоновом уровне (р>0,05) через 1,2,3 и 6 месяцев происходило достоверное (р<0,001) нарастание воспалительных явлений в тканях пародонта у детей контрольной группы, использующих зубные щетки с ровной подстрижкой, у детей профилактических групп №1 и №2, где гигиеническое обучение проводили без домашнего контроля со стороны родителей, и улучшение состояния тканей пародонта у детей профилактической группы №3 на фоне комплексного проведения стоматологических уроков здоровья у школьников, педагогов, родителей и регулярного контроля со стороны врача – стоматолога.
Выводы
1. Изменение динамики показателей, определяющих состояние полости рта, зависит от формы подстрижки рабочего поля зубной щетки. Дети контрольной группы, использующие щетки с р овной подстрижкой, имеют большие значения индексов гигиены и РМА, по сравнению с детьми, профилактических групп, использующих зубные щетками «eXceed™» с перекрещивающимися пучками щетинок CrissCross™.
2. Использование комплексного подхо да при гигиеническом воспитании школьников путем проведения регулярных стоматологических уроков для школьников, педагогов, родителей по предлагаемой нами с хеме позволяет развить устойчивые мануальные навыки по у хо ду за полостью рта. Дети профилактической группы №3 на фоне комплексного проведения стоматологических уроков здоровья имели меньшие значения индексов гигиены и РМА на протяжении всего периода наблюдения.
3. Установлена высокая эффективность гигиенического воспитания школьников на основе комплексного проведения стоматологических уроков здоровья и использования предметов гигиены полости рта. Наиболее оптимальным является проведение стоматологических уроков здоровья по 2 раза в неделю по 30 минут, всего 8 уроков за цикл, с дополнительным проведением уроков здоровья для педагогов и родителей один раз в месяц на протяжении шести месяцев.

Список литературы

1. Садова, А. Г. Применение новой профилактической пенки «Профессор Персин» для улучшения гигиенического состояния полости рта / А. Г. Садова, Н. А. Яблокова // Ортодонтия. – 2012. – № 2 [58]. – С. 39-41.
2. Тарасова, Н. В. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний / Н. В. Тарасова, Е. А. Бриль, Т. В. Федорова, [и др.] // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. – №4. – С. 6-11.
3. Федорова, Т. В. Особенности заучивания информации детьми как неотъемлемый этап стоматологического санитарного просвещения / Т. В. Федорова, В. А. Ковалевский, В. А. Федоров, [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №3. – С. 1-8. – URL: [http://www.science- education.ru/103-6457].
4. Федорова, Т. В. Оценка эффективности стоматологического гигиенического воспитания детей в зависимости от типа темперамента / Т. В. Федорова, Н. В. Тарасова, Е. А. Бриль, [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2012 – № 7. – С. 411-414. – URL: [http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/ 7- 2/30153.pdf].