Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЙРОТРОФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Авторы:
Город:
Евпатория
ВУЗ:
Дата:
13 января 2016г.

Изучение ме ханизмов развития артериальной гипертензии (АГ) у детей имеет большое практическое значение, так как позволяет разработать наиболее эффективную, патогенетически направленную тактику лечения. Согласно большим эпидемиологическим исследованиям, проведенным за последние годы, изолированное развитие АГ встречается чрезвычайно редко. Ожирение или избыточная масса тела встречается у 30 -75% больных гипертонической болезнью, несколько реже (18-50%) выявляются в различной степени выраженные нарушения углеводного метаболизма, а у 60% людей - различной степени выраженности липидные нарушения. При этом практически всегда ожирение хронологически предшествует развитию артериальной гипертензии. В связи с этим, особенно важны эпидемиологические, генетические и клинические исследования, направленные на выявление основных факторов риска развития метаболических нарушений и сердечно -сосудистой патологии у детей [1].
На современном этапе такими новыми ранними маркерами у детей может стать фактор роста нервов (nerve growth factor, NGF). Он был открыт в 1952 г. в результате проведения серии исследований свойств саркомы на курином эмбрионе (Levi-Montalcini & Hamburger, 1951). За открытие NGF, итальянскому нейробиологу Рите Леви-Монтельчини в 1986 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине (вместе со Стэнли Коэном). Это открытие повлекло бурное развитие данного направления и открытие других нейротрофных факторов (фактор роста головного мозга (BDNF), нейротрофин-3 (NT-3), а также NT-6 NT4\ 5 и др.).
Исследование уровня NGF позволяет более тонко определить функционирование и развитие вегетативной нервной системы, что весьма существенно для клинической практики. NGF участвует в регуляции выделения гормонов гипофиза, циркулирует по всему те лу и участвует в поддержании гомеостаза, имеет апоптотические и нейротрофические свойства. Кроме того, NGF играет определенную роль в развитии таких заболеваний как ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, ожирение, 2 тип са харного диабета и метаболический синдром. Уменьшенные плазменные уровни NGF были связаны с острым коронарным синдромом и метаболическим синдромом. NGF подавляет прием пищи, обладае т ннсулинотропным, ранозаживляющим и антиоксидантным эффектами, способствует росту кровеносных сосудов.
Наряду с нейротрофинами, почти все известные классические и вновь открываемые факторы роста в определенных условиях могут оказывать влияние на формирование метаболических и сосудистых нарушений при АГ у детей. Один из таких ростовых факторов – фактор роста и дифференцировки 15 ( Growth differentiation factor 15 - GDF-15), принадлежащий к суперсемейству трансформирующих факторов роста (TGF-β), оказывающий воздействие в области среднего мозга на дофаминэргические нейроны, как нейротрофич еский и нейрозащитный фактор, также может оказывать влияние на формирование сердечно -сосудистых и метаболических нарушений. GDF-15 обладает защитным действием на сердце при хроническом поражении сердца и инфаркте миокарда. Является независимым прогностическим фактором у пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями. Повышается при сердечно-сосудистых событиях, усиливающих окислительный стресс, гипертонии и атеросклерозе у взрослых. Повышенный уровень коррелирует с факторами риска (мужской пол, индекс массы тела, курение, окружность талии, диабет, уровень постпрандиальной глюкозы, триглицериды, хо лестерол липопротеидов высокой плотности), снижением эндотелийзависимой вазодилата ции, степенью развития атеросклеротических бляшек, концентрической левожелудочковой гипертрофией, массой левого желудочка, сниженной фракцией выброса левого желудочка, манифестацией болезни коронарных артерий, сердечной недостаточностью, является прогностическим фактором смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у женщин старшего возраста [2, 3, 4, 5].
Целью нашей работы явилось изучение нейрометаболических факторов у детей с АГ.

 Материал и методы
Нами было обследовано 40 детей (21 мальчик и 19 девочек) в возрасте 10-17 (средний возраст 14,3±0,29) лет с АГ, на хо дящихся на обследовании и лечении в детском клиническом кардиоревматологич еском санатории
«Юбилейный», г.Евпатория. Все больные были разделены на 2 группы в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, основу которых составляла избыточная масса тела или ожирение. Контрольную группу составил 21 здоровый ребенок.
Методы исследования: а) определение в сыворотке крови фактора роста нервов (NGF) методом ИФА (иммуноферментным анализом), RayBio® Human Beta-NGF ELISA Kit; б) фактора роста и дифференцировки (GDF-15) – the RD191135200R Human GDF-15 ELISA иммуноферментный анализ для количественного определения человеческого GDF-15/MIC-1 (growth differentiation factor 15 / macrophage-inhibitory cytokine 1).
Полученные в процессе исследования данные обрабатывались методом математической статистики с использованием сертифицированного компьютерного пакета обработки данных « STATISTICA-6» для работы в среде Windows.
Результаты исследований
Клиническое исследование NGF выявило достоверное снижение его содержания в сыворотке крови детей с АГ в 2 раза по сравнению со здоровыми детьми, составив 14,85±2,46 и 31,55±8,12 пг/мл соответственно. По нашему мнению, это подтверждает участие ростовых фактор ов в раннем формировании артериальной гипертензии. Выявлен половой диморфизм показателя: достоверное превышение уровня в 2 раза у мальчиков в сравнении с девочками, что соответствует данным литературы у здоровых взрослых. Выраженное снижение фактора отмечено в группе детей с наличием избыточной массы тела или ожирения в 3 раза в сравнении с детьми без метаболических нарушений (8,91±0,80 и 26,7±5,7 пг/мл соответственно) и обусловлено участием NGF в формировании метаболических нарушений.
При изучении ростовы х факторов у детей с АГ выявлено, что содержание GDF-15 в сыворотке крови у детей с АГ составил 868,7±35,1 пг/мл, что достоверно отличается от КГ (р<0,05). Однако, при оценке данного показателя в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений выявлены следующие изменения: достоверное повышение GDF-15 (р<0,01) в 1 группе (917,0±38,4 пг/мл) в сравнении со второй (700,7±43,4 пг/мл, р>0,05 в сравнении с КГ) свидетельствовало об участии фактора роста в формировании метаболических нарушений у детей уже в ранние сроки формирования АГ, возможно, функционирование его как центрального регулятора аппетита и веса тела (синтезируется также адипоцитами). Более высокий уровень GDF - 15 (1014,7±69,2 пг/мл) выявлен у девочек в сравнении с мальчиками (808,2± 69,2 пг/мл, р<0,01), что, по нашему мнению, обусловлено повышенным уровнем эстрогенов. Содержание GDF-15 в сыворотке крови у мальчиков 1 группы составил 844,34±40,6 пг/мл, что недостоверно отличается от 2 группы (685,3±60,7 пг/мл). Однако, при оценке данного показателя у девочек отмечено достоверное повышение GDF-15 (р<0,05) в 1 группе (1093,4±37,9 пг/мл) в сравнении со 2 группой (739,1±36,0 пг/мл). У 2 -х девочек уровень GDF-15 составил более 1200 пг/мл (вер хняя граница нормы) и выявил высокий показатель риска осложнений сердечно-сосудистой патологии. Гендерные особенности GDF-15 у детей с АГ являются компенсаторными и обусловлены, возможно, дисбалансом половых гормонов, повышением уровня эстрогенов у девочек и мальчиков с метаболическими нарушениями и формированием кардиопротекторного эффекта на начальных стадиях развития артериальной гипертензии и метаболического синдрома.
Выводы
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что у детей с АГ имеются отклонения в содержании одного из важнейших нейротрофинов - фактора роста нервов NGF, влияние которого на развитие и функционирование нервной системы является ключевым. Его снижение у детей с метаболическими нарушениями в виде избыточной массы тела и ожирения, очевидно, включено в патогенетический ме ханизм формирования основного заболевания. Повышение показателя GDF-15 у детей с АГ и ожирением может свидетельствовать о включении компенсаторных ме ханизмов, способствующих поддержанию и выживанию нервных клеток, а также, включению данного фактора в процесс метаболизма.

Список литературы

1. Национальные клинические рекомендации Всероссийского общества кардиологов. Диагностика метаболического синдрома. М., 2008. С. 358–388.
2. Чубаков А.Р. Биогенные амины и развитие мозга. М.: Медицина, 1988.
3. Xu X, Li Z, Gao W (September 2011). «Growth differentiation factor 15 in cardiovascular diseases: from bench to bedside». Biomarkers 16 (6): 466–75. DOI:10.3109/ 1354750X.2011.580006. PMID 21718220.
4. Andreas Hohn, Joachim Leibrock, Karen Bailey & Yves -Alain Barde. Identification and characterization of a novel member of the nerve growth factor/brain-derived neurotrophic factor family. Nature 344, 2013. - Р. 339 – 341.
5. Chaldakov GN, Fiore M, Stankulov IS, Manni L, Hristova MG, Antonelli A, Ghenev PI, Aloe L (2004). "Neurotrophin presence in human coronary atherosclerosis and metabolic syndrome: a role for NGF and BDNF in cardiovascular disease?". Prog. Brain Res. 146: 279– 89. doi:10.1016/S0079-6123(03)46018-4. PMID 14699970.