Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЕНСОМОТОРНОГО ТЕСТА «СТРЕЛОК»

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
27 октября 2016г.

Деятельность операторского типа является одним из ключевых звеньев в управлении технологическими процессами. Операторская деятельность целиком строится системными информационными процессами и развертывается по общим законам формирования функциональных систем организма. В качестве главной характеристики выступает результативность профессионального поведения человека-оператора, соотнесенная с физиологическими показателями на различных этапах деятельности.

Целью настоящей работы являлось изучение характеристик целенаправленного поведения студентов при выполнении сложного сенсомоторного теста «Стрелок».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

 

1.                  Регистрация результатов студентов-операторов в процессе выполнения сенсомоторного теста «Стрелок».

2.                  Анализ показателей результативности операторской деятельности.

 

Были протестированы 35 человек. В исследовании принимали участие студенты (27 девушек и 8 юношей) в возрасте от 18 до 24 лет.

Тестирование включало следующие этапы:

- объяснение процедуры исследования;

 - чтение инструкции к тесту «Стрелок»;

 - выполнение теста «Стрелок» (15-25 мин);

 Тест «Стрелок» представляет собой сложный сенсомоторный тест, при выполнении которого испытуемый должен «попасть» в круглую мишень, с помощью луча, управляемого компьютерной «мышью». Задача испытуемого заключалась в том, чтобы остановить мишень как можно ближе от места ее появления. Мишень исчезала с экрана сразу после нажатия испытуемым правой клавиши «мыши», то есть «выстрела».

Результаты:

 

1. Выбор цветовой палитры теста

 По результатам ряда исследований, определенные цветовые гаммы оказывают преимущественное влияние на отделы вегетативной нервной системы: желто-красная палитра – парасимпатическую, сине-зеленая – симпатическую. Поэтому в зависимости от текущего функционального состояния у человека возникает потребность в использовании тех или иных цветовых палитр. После чтения инструкции обследуемым предлагалось самостоятельно выбрать цветовую палитру теста: серый, синий, зеленый или красный фон «поля стрельбы».



Распределение испытуемых по группам в зависимости от выбранного цвета «поля стрельбы» при тестировании.

Из 35 операторов большинство предпочли зеленую цветовую палитру 17 человек (49%), синюю цветовую палитру - 11 человек (31%), серую – 6 человек (17%) и красную –1 человек (3%).

 1. Анализ тактик, используемых испытуемыми при выполнении теста «Стрелок»

 Перед испытуемыми ставилась цель – поразить мишень как можно ближе от места ее  появления,  то  есть  в  левом  и  центральном  секторах.  Поэтому  при  анализе поведенческих показателей учитывался сектор, в котором производился «выстрел». Выбор сектора для «стрельбы» определялся как тактика испытуемого.

Анализ количества попыток, совершенных операторами в разных секторах, показал, что больше всего попыток (72±2%) было выполнено в правом секторе. Количество нажатий в центральном секторе в целом по группе в среднем составило 27±2%. В левом секторе в целом по группе испытуемые произвели наименьшее количество нажатий.

Особенностью использованного сенсомоторного теста «Стрелок» является возможность выбора обследуемыми собственной тактики деятельности: получение результата с меньшей балльной оценкой, и с меньшим риском ошибиться (тактика минимального риска, выжидательная тактика), или достичь более высокий балл с большей вероятностью ошибки (тактика максимального риска, высокорискованная тактика).

Анализ индивидуальных показателей выполнения теста позволил выявить три типа тактик, использованных испытуемыми для достижения результата при тестировании.

1   – Тактика минимального риска. Среднее количество нажатий в левом секторе за 1-6 серии в этой группе составило 0.2±0.1%, центральном – 7.0±1.8%, в правом секторе – 92.8±1.8% от общего количества нажатий. Данный тип тактики использовали 16 человек (46% испытуемых).

2 – Тактика со сменой сектора. Среднее количество нажатий в левом секторе за 1-6 серии в этой группе составило 0,6±0,4%, центральном – 43.9±1.9%, в правом секторе – 55.6±2.0% от общего количества нажатий. Данный тип тактики использовали 9 человек (26% испытуемых, из них 7 девушек и 2 юноши).

3   – Тактика максимального риска. Среднее количество нажатий в левом секторе за 1-6 серии в этой группе составило 0.3±0.3%, центральном – 77.7±3.4%, в правом секторе – 22.0±3.4% от общего количества нажатий. Данный тип тактики использовали 10 человек (28% испытуемых, из них 8 девушек и 2 юноши).

2. Связь цветопредпочтения с выбранной тактикой операторской деятельности.

 Анализируя данные, было выяснено, что испытуемые, которые использовали тактику максимального риска, выбирали все варианты цветовой палитры. В других тактиках не обнаруживалось четкой взаимосвязи.




Выводы:

1.   В условиях свободного выбора цветовой палитры теста большинство студентов- операторов выбирают зеленую или синюю цветовую палитру поля стрельбы.

2.      Для достижения полезного результата при выполнении теста испытуемые используют три типа тактик: тактику «минимального риска»– 46% операторов; тактику«со  сменой  сектора»–  26%  операторов  и  тактику  «максимального  риска»–  28% испытуемых.

 3. Испытуемые, которые использовали тактику максимального риска, выбирали все варианты цветовой палитры, а в других тактиках не обнаруживалось четкой взаимосвязи.

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Алексеев П.Ю. Тревожно-депрессивные расстройства у больных с острым, подострым и хроническим синдромом болт в нижних отделах спины / П.Ю. Алексеев, Н.Ю. Кузьменко, Н.Ю. Алексеев // Прикладные информационные аспекты медицины. 2012. Т. 15. № 1. С. 3-7.

2.                  Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности/А.В. Плетнев, В.В. Бельчинский, М.В. Кочукова, Л.В. Кретинина // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 514-516.

3.                  О влиянии способностей студентов на развитие профессиональных интересов / О.В. Швырева, Э.Н. Рыжкова, Е.В. Волобуева, Н.Н. канатникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 58-63.

4.                  Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов медицинского вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 1. С. 121-128.

5.                  Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля ВУЗА / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 3. С. 804-809.

6.                  Сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса и ординаторов 1 и 2 года обучения / Т.Н. Свиридова, О.В. Судаков, И.Е. Плотникова, Н.Ю. Алексеев, В.В. Овсянникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 89-97.

7.                  Яковенко Н.С. Ономастическая лексика как важный компонент формирования общекультурной компетенции студентов / Н.С. Яковенко, Н.Ю. Кузьменко // В сборнике: Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и перспективы развития Труды IV международной научно-практической интернет- конференции. Ответственный редактор Сафроненко О.И.. 2014. С. 157-160.