27 октября 2016г.
Деятельность операторского типа является одним из ключевых звеньев в управлении технологическими процессами. Операторская деятельность целиком строится системными информационными процессами и развертывается по общим законам формирования функциональных систем организма. В качестве главной характеристики выступает результативность профессионального поведения человека-оператора, соотнесенная с физиологическими показателями на различных этапах деятельности.
Целью настоящей работы являлось изучение характеристик целенаправленного поведения студентов при выполнении сложного сенсомоторного теста «Стрелок».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Регистрация результатов студентов-операторов в процессе выполнения сенсомоторного теста «Стрелок».
2. Анализ показателей результативности операторской деятельности.
Были протестированы 35 человек. В исследовании принимали участие студенты (27 девушек и 8 юношей) в возрасте от 18 до 24 лет.
Тестирование включало следующие этапы:
- объяснение процедуры исследования;
- чтение инструкции к тесту «Стрелок»;
- выполнение теста «Стрелок» (15-25 мин);
Тест «Стрелок» представляет собой сложный сенсомоторный тест, при выполнении которого испытуемый должен «попасть» в круглую мишень, с помощью луча, управляемого компьютерной «мышью». Задача испытуемого заключалась в том, чтобы остановить мишень как можно ближе от места ее появления. Мишень исчезала с экрана сразу после нажатия испытуемым правой клавиши «мыши», то есть «выстрела».
Результаты:
1. Выбор цветовой палитры теста
По результатам ряда исследований, определенные цветовые гаммы оказывают преимущественное влияние на отделы вегетативной нервной системы: желто-красная палитра – парасимпатическую, сине-зеленая – симпатическую. Поэтому в зависимости от текущего функционального состояния у человека возникает потребность в использовании тех или иных цветовых палитр. После чтения инструкции обследуемым предлагалось самостоятельно выбрать цветовую палитру теста: серый, синий, зеленый или красный фон «поля стрельбы».
Распределение испытуемых по группам в зависимости от выбранного цвета «поля
стрельбы» при тестировании.
Из 35 операторов большинство предпочли зеленую цветовую палитру 17 человек
(49%), синюю цветовую палитру - 11 человек (31%), серую – 6 человек (17%) и красную –1 человек
(3%).
1. Анализ тактик, используемых испытуемыми при
выполнении теста
«Стрелок»
Перед испытуемыми ставилась цель – поразить мишень как можно ближе от места
ее
появления, то
есть в
левом и
центральном секторах. Поэтому при
анализе поведенческих
показателей учитывался сектор, в котором производился «выстрел». Выбор
сектора для «стрельбы» определялся как
тактика испытуемого.
Анализ количества попыток, совершенных операторами в разных
секторах,
показал, что больше всего попыток
(72±2%) было выполнено в правом секторе.
Количество нажатий в центральном секторе в целом по группе в среднем составило 27±2%. В левом секторе в целом по группе испытуемые произвели наименьшее
количество
нажатий.
Особенностью использованного сенсомоторного теста «Стрелок» является возможность выбора обследуемыми собственной тактики деятельности: получение
результата
с меньшей балльной оценкой, и с меньшим
риском ошибиться (тактика
минимального риска, выжидательная тактика), или достичь более высокий
балл с большей
вероятностью ошибки
(тактика максимального
риска, высокорискованная тактика).
Анализ индивидуальных показателей выполнения теста позволил выявить три типа тактик, использованных испытуемыми для достижения
результата при тестировании.
1
– Тактика минимального риска. Среднее количество нажатий в левом секторе за
1-6 серии в этой группе составило 0.2±0.1%,
центральном – 7.0±1.8%, в правом секторе –
92.8±1.8% от общего количества нажатий. Данный тип тактики использовали 16 человек (46% испытуемых).
2 – Тактика со сменой сектора.
Среднее количество нажатий в левом секторе за 1-6 серии в этой группе составило 0,6±0,4%,
центральном – 43.9±1.9%, в правом секторе –
55.6±2.0% от общего количества нажатий. Данный тип тактики использовали 9 человек
(26% испытуемых,
из них 7 девушек
и 2 юноши).
3
– Тактика максимального
риска. Среднее количество нажатий в левом секторе
за 1-6 серии в этой группе составило 0.3±0.3%, центральном – 77.7±3.4%, в правом секторе – 22.0±3.4% от общего количества
нажатий. Данный тип тактики использовали 10 человек
(28% испытуемых,
из них 8 девушек
и 2 юноши).
2. Связь цветопредпочтения с
выбранной тактикой операторской
деятельности.
Анализируя данные, было выяснено, что испытуемые, которые использовали
тактику максимального риска, выбирали все варианты цветовой палитры. В других тактиках не обнаруживалось
четкой
взаимосвязи.
Выводы:
1.
В условиях свободного выбора цветовой палитры теста большинство студентов- операторов выбирают
зеленую
или синюю цветовую палитру поля стрельбы.
2.
Для достижения полезного
результата при выполнении теста
испытуемые
используют три типа тактик: тактику «минимального
риска»– 46% операторов; тактику«со сменой
сектора»– 26% операторов
и
тактику «максимального риска»– 28% испытуемых.
3. Испытуемые, которые использовали тактику максимального
риска, выбирали все варианты
цветовой палитры, а
в других тактиках не обнаруживалось
четкой взаимосвязи.
Список литературы
1.
Алексеев П.Ю. Тревожно-депрессивные расстройства у больных с острым, подострым и хроническим синдромом болт в нижних отделах спины / П.Ю. Алексеев,
Н.Ю. Кузьменко, Н.Ю. Алексеев // Прикладные информационные аспекты медицины.
2012. Т. 15. № 1.
С. 3-7.
2.
Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности/А.В. Плетнев, В.В. Бельчинский,
М.В.
Кочукова, Л.В. Кретинина // Молодой ученый.
2013. № 12 (59).
С. 514-516.
3.
О влиянии
способностей студентов на развитие профессиональных интересов / О.В. Швырева, Э.Н. Рыжкова, Е.В. Волобуева, Н.Н. канатникова // Личность, семья и
общество: вопросы педагогики и
психологии. 2014. № 39-1. С. 58-63.
4.
Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов
медицинского вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.
2012. Т. 11. № 1.
С. 121-128.
5.
Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля ВУЗА / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в
биомедицинских системах.
2012. Т. 11. № 3.
С. 804-809.
6.
Сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса и ординаторов 1 и 2 года обучения / Т.Н. Свиридова, О.В. Судаков, И.Е. Плотникова, Н.Ю. Алексеев, В.В.
Овсянникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 89-97.
7.
Яковенко Н.С. Ономастическая лексика как важный компонент формирования общекультурной компетенции студентов / Н.С. Яковенко, Н.Ю. Кузьменко // В сборнике:
Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и
перспективы развития Труды IV международной научно-практической интернет- конференции. Ответственный редактор Сафроненко О.И..
2014. С. 157-160.