Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ИНФОРМАЦИИ О СВОИХ ПРАВАХ В СИСТЕМЕ ОМС

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
27 октября 2016г.
В условиях непростой экономической ситуации право на бесплатную медицинскую помощь становится особенно актуальным. Надежным гарантом предоставления бесплатной медицинской помощи является система обязательного медицинского страхования, обеспечивающая социальную защиту всех категорий граждан. В сфере охраны здоровья государством определены основные права граждан, среди которых выделен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Одним из важнейших прав пациента, закрепленных в п. 5 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Об основах охраны здоровья), является право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья [1].
Цель исследования. Определить источники получения информации о своих правах в системе ОМС пациентами поликлиники Ростовской клинической больнице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Южный окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства России (далее – РКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России).
Объекты и методы исследований. Исследование проводились путем социологического опроса посетителей поликлиники РКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России в 2016 году. В опросе приняло участие 240 человек, из них 60% женщин, 40 % - мужчин. В зависимости от возраста были сформированы три группы: I группа - возраст пациентов от 18 до 35 лет включительно, II – от 36 до 55 лет и III - 55 лет и старше. Средний возраст участников опроса 48,3 лет. Проведен анализ полученного материала. Количество респондентов распределилось следующим образом: в I группе (средний возраст 29,2) – 78 человека; II – (средний возраст 48,6) 80 человек и III - (средний возраст 67,1) – 82 человек.
Большинства респондентов основным источником информации о правах в сфере здравоохранения выбрали информационные стенды расположенные в медицинской организации (I – 52,8%; II – 70,5%; III –78,7). В настоящее время для повышения уровня грамотности  населения  и  сотрудников  медицинских  организации  в  системе  ОМС,  
считается эффективным размещение информационных стендов в поликлиниках, лечебно- профилактических учреждениях, амбулаториях, консультациях и всех категорий медицинских учреждений совместно с фондами медицинского страхования [2].
В соответствии с требованиями действующего законодательства информационные стенды в медицинских организациях должны быть расположены в доступном для граждан месте и оформлены таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Информационные стенды в медицинских организациях обязательно должна содержать следующая информация:
• полное наименование медицинской организации, юридический адрес, телефон, адрес электронной почты, режим работы;
• копия свидетельства государственной регистрации медицинской организации;

• виды оказываемой медицинской помощи. Копия лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности (номер, дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией); наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
• информация об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
• информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;

• режим работы медицинской организации;

• условия оказания медицинской помощи, установленные Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
• показатели доступности и качества медицинской помощи;

• информация о порядке внеочередного приема;

• перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно;
• перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно,  а  также  в  соответствии  с  Перечнем  групп  населения,  при  амбулаторном
 
лечении  которых  лекарственные  препараты  отпускаются  по  рецептам  врачей  с  50% скидкой со свободных цен;
• информация о порядке оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
• заверенная руководителем медицинской организации копия перечня платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведений об условиях, порядке, форме предоставления платных медуслуг, порядке их оплаты;
• правила записи на первичный прием/консультацию/обследование;

• информация о стандартах медицинской помощи;

• информация о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинских организациях, оказывающих первичную медиков санитарную помощь и имеющих прикрепленное население;
• правила госпитализации (сроки и документы);

• сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режиме работы медицинской организации, графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
• сведения о минздраве региона, территориальных органах Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, информация о страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (Ф.И.О. руководителя, адрес, контактный телефон, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет);
• информация о личном приеме граждан руководителем медицинской организации, его заместителями, с указанием Ф.И.О., дней и часов приема, адреса, N кабинета и контактных телефонов;
Информация для граждан, размещенная на информационных стендах в медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги, должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени.
Как мы видим, перечень обязательной информации обширный, однако качеством информации размещенной на информационном стенде были удовлетворены лишь 73,2% от всего числа респондентов. Стоит отметить, что в III возрастной группе, которая как мы установили,    чаще    всего    обращается    к    информационным    стендам,    показатель удовлетворенности на 10% ниже среднего показателя во всех возрастных группах (I –  79,8%; II – 76,2%; III –63,6).

Следующим по преобладанию в ответах источником информации в 1 и 2 группах стал ответ «Интернет, сайт медицинской организации» (I – 32,1%; II – 18,8%; III - 8,6%), а в третьей группе «Телевидение» (I – 10,3%; II – 15,0%; III – 29,3%).
Треть опрошенных в возрастной группе от 18 до 35 лет регулярно получают информацию  в  Интернете  и  пользуется  сайтом  медицинской  организации.  Более  60%
(145) из всех опрошенных хотя бы раз посещали сайт РКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России http://www.umedcentr.ru. Данным респондентам дополнительно было предложено оценить по 10 бальной шкале роль сайта в получении информации. Высоко оценили роль сайта (8-
10 баллов) 58% респондентов, среднюю оценку(5-7 баллов) сайту поставили 36,4% опрошенных, низкую (3-4 балла) - 5,6%. Регулярными пользователями сайта (более 2-3 посещений в неделю) считают себя 79 опрошенных, что составляет 33% от общего числа.
Стоит отметить, что в течение 2016 года на 25% увеличилось количество ежесуточных посетителей сайта www.umedcentr.ru (январь - 264, сентябрь - 353). Наличие в медицинской организации качественного сайта, наполненного соответствующей достоверной информацией, поддерживаемого в актуальном состоянии, позволяет решить проблему доступа граждан к информационным ресурсам и может быть инструментом продвижения оказываемых медицинских услуг. [3]  Сайт  www.umedcentr.ru   содержит всю необходимую для пациента информацию.
Печатные средства массовой информации (газеты, журналы), как источник информации о правах в сфере здравоохранения, выбрали менее 5% всех опрошенных (I – 3,9%; II – 5,0%; III – 4,9%).
Граждане кроме получения информации о своих правах в сфере здравоохранения в системе ОМС в самой медицинской организации, будь то на сайте, информационном стенде или в ходе личного приему у руководителя, могут обращаться за разъяснениями в различные государственные органы и действующие некоммерческие организации. Обращения излагаются как письменно, в том числе через сети Интернет, так и устно в ходе звонков на «горячую линию» или личном посещении организации.
В связи с чем всем респондентам был задан вопрос «Обращались ли Вы устно или письменно с заявлением о содействии в реализации Ваших прав в сфере здравоохранения в государственные органы?». 23,4% опрошенных ответили на данный вопрос положительно - это 56 пациентов, из них из I возрастной  группы - 8 человек, из II группы - 19 и III - 32. Как мы видим на графике №1 чаще всего за разъяснениями пациенты всех возрастных групп обращаются в страховые компании. Старшая возрастная группа больше  
всего обращений направила в Минздрав России, а также доверяет пациентским НКО, к которым в свою очередь за разъяснениями о своих правах обратилось больше всего опрошенных из I возрастной группы. В территориальный орган Росздравнадзора в 3 чаще обращались пациенты в возрасте от 36 до 55 лет.


Несмотря на то, что 25% респондентов для получения информации о своих правах в сфере здравоохранения обращаются в страховые компании. Вновь внедренный институт страховых представителей, пока не пользуется популярностью. Его как источник информации о правах в сфере здравоохранения отметили менее 10% опрошенных пациентов (I – 10,3%; II – 8,8%; III – 9,8%). Хотя усиление роли страховых представителей необходимо для перспективного развития пациентоориентированной модели взаимоотношений всех участников системы ОМС. Страховой представитель должен оказывать более широкую поддержку застрахованным по их запросам, а также что не менее важно сам инициативно информировать граждан по различным аспектам поддержания здоровья.

Выводы. Основным источником информации о своих правах в системе ОМС для пациентов всех возрастов в настоящее время является информационный стенд. Набирают популярность сайты медицинских организаций. В связи с чем считаем, необходимым формировать и реализовывать информационную политику медицинской организации, с обязательным включением компоненты по правам пациентов в системе ОМС и санитарно- гигиеническом просвещении населения. Информирование граждан лучше осуществлять в наглядной и доступной форме, как посредством размещения информационных материалов на информационных стендах, так и в сети Интернет: на официальных сайтах и в социальных сетях.

Список литературы

 

 

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6724

2. Славинская Юлия Витальевна К вопросу медицинского страхования в Российской Федерации, как формы социальной защиты населения // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5 С.252-254.

3. Варданян, Н.Б. Нормативно-правовые аспекты ведения сайта медицинской организации / Н.Б. Варданян, Н.А. Левицкая, А.Б. Варданян // Инновационный центр развития образования и науки - Актуальные вопросы медицины в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 76-80

4. http://www.zdrav.ru/articles/4293650005-qqe3-11-m8-15-08-2011-razrabotka-internet-sayta- lpu-na-chto-obratit-vnimanie