Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
27 марта 2016г.

Аннотация.

Одним из важных направлений научной деятельности является определение сущности, систематизация и уточнение основных понятий исследования, что позволяет специалистам обсуждать проблемы, пользуясь единым терминологическим языком, а так же адаптировать их  к различным видам деятельности. Нами уточнялось содержание и современное значение категории «готовность преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов».

В статье рассматриваются результаты изучения акмеолого-методических основ и обоснование системы развития готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского вуза; уточняется содержание и современное значение этой категории, выясняются различия о его представлении с целью улучшения работы по формированию здорового образа жизни в Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, преподаватель, студент, медицинский вуз.

Признание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества делает актуальным поиск путей и методов формирования культуры здоровья. Существует множество определений здорового образа жизни и, в основном, они дополняют друг друга. Важно то, что здоровый образ жизни должен стать основополагающим в профилактике патологий, а также инфекционных и неинфекционных заболеваний, так как именно он является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни. Здоровый образ жизни должен стать нормой поведения каждого человека.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), в  котором «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов». Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферы. Социальный компонент характеризуется уровнем социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

В настоящее время становится все более значимым усиление профилактической работы среди населения, основанной на приоритете здорового образа жизни (ЗОЖ). В решении этой задачи важную роль призваны играть врачи различных специальностей.

В связи с этим становится актуальной подготовка медицинских работников к деятельности по формированию ЗОЖ, что предъявляет соответствующие требования к преподавателям медицинских вузов, осуществляющих обучение в данном направлении, одновременно реализуя цели развития и воспитания личности студентов.

Цель исследования – изучение акмеолого-методических основ и обоснование системы развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского вуза.

Объект исследования — готовность преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского вуза.

Предмет исследования — акмеологические условия развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов в процессе профессиональной деятельности.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических, медицинских и акмеологических источников по исследуемой проблеме, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Выпускники высших медицинских учебных заведений согласно Государственного образовательного стандарта готовятся к выполнению двух основных видов деятельности: лечебно-диагностической и медико- профилактической.

Проблема здоровья самих учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению [2]. Ведущими задачами медицинского вуза в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье студентов[4]. Преподаватели вуза в своей деятельности исходят из необходимости творческого развития личности молодого человека, развития его интеллектуальных, психофизических способностей, социального самоопределения [3].

Для определения исходного уровня развития готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов проведено анкетирование 100 сотрудников медицинской академии, занимающихся преподавательской деятельностью. При составлении анкеты было предусмотрено получение информации об образовании, возрасте и стаже педагогической деятельности, квалификационной категории, об их отношении к проблемам формирования ЗОЖ студентов, внедрении здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс в медицинском вузе. Возраст 71 %  опрошенных нами  преподавателей ВГМА им. Н.Н. Бурденко – от 41 до 55 лет, 22 % респондентов – старше 55 лет и 7 % преподавателей – от 31 до 40 лет, средний возраст составил 43,7 года. 100% респондентов имеют высшее образование. Стаж педагогической деятельности почти половины педагогов (48 %) в пределах от 11 до 20 лет, примерно трети (31 %) – до 10 лет. Пятая часть опрошенных (18 %) имеет педагогический стаж от 21 до 30 лет и 3 % преподавателей – 37 лет.

Для выявления степени сформированности мотивационного компонента готовности преподавателей  к деятельности по формированию ЗОЖ нами была разработана анкета.

Анкета включает 16 вопросов, 7 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других 9 вопросах респондентам необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор. Установлено, что процент преподавателей ВГМА с высоким уровнем развития мотивационного компонента составил 46,7%, средним – 42,2%, низким – 11,1%. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне развития мотивационного компонента готовности преподавателей ВГМА к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов.

Преподаватели ВГМА (64,4%) признают необходимость профессионального и личностного роста в области формирования ЗОЖ, однако 8,9 % преподавателей не согласны с этим утверждением. Ни один из респондентов не отнесен к высокому уровню развития готовности по следующим утверждениям: «Иду на эксперимент в педагогическом процессе» и  «Систематизирую педагогические проблемы». Большинство преподавателей (71,1%) не испытывают потребности в изменении  методик и только 8,9% испытывают эту потребность всегда. Третья часть преподавателей (31,1%) могут отказаться от традиционного подхода и готовы использовать новые технологии (31,1%), но 35,55% респондентов не готовы к использованию новых технологий в работе по формированию ЗОЖ.

Таким образом, первое место по уровню развития профессиональных качеств занимает мотивационный компонент. Большинство преподавателей связывают свою профессиональную деятельность с необходимостью формирования здорового образа жизни студентов, осознают важность задачи формирования ЗОЖ студентов, укрепления их здоровья, желают заниматься решением этих проблем. На втором месте – когнитивный компонент: преподаватели ВГМА владеют средним уровнем знаний по отдельным вопросам у формирования ЗОЖ студентов. Третье место по уровню развития занимает креативный компонент: большинство преподавателей признают необходимость профессионального и личностного роста, более половины респондентов одобряют и поддерживают инициативный и творческий подход студентов и третья часть преподавателей могут отказаться от традиционного подхода и готовы использовать новые технологии в деятельности по формированию ЗОЖ. Цель образования в области здоровья – не только усвоение медико-гигиенических знаний, но и, прежде всего, воспитание культуры здоровьесбережения, привитие нравственно-этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений.

Вывод.

Только развивая готовность преподавателя к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, можно реализовать цель образования в области здоровья и влиять на важнейшее нравственно- ценностное направление развития личности – здоровый образ жизни и формировать знания в области здоровья, развивать навыки и воспитывать эколого-гигиеническое поведение.

 

Список литературы

1.     Корецкая И.В. Чиркова Н.В. Формирование будущего специалиста как залог здоровья общества / Материалы Международной научно-практической конференции "воспитательная деятельность ВУЗа: инновационный подход" Воронеж, 2014

2.     Морозов А.Н. Чиркова Н.В. Роль стимуляционного обучения в системе подготовки врача-стоматолога / Молодежный инновационный вестник   Том III №1, Воронеж, 2014

3.     Толстов С.Н. Акмеологический подход к анализу проблемы совершенствования профессионализма организатора здравоохранения в системе последипломного образования / С.Н. Толстов; Под ред. А.А. Деркача. – Иваново : Издательство Ивановского. гос. ун-та, 2010. – 145 с.

4.     Чиркова Н.В., Корецкая И.В., Бобешко М.В. Основные процессы в формировании будущего специалиста./ Воспитательная деятельность вуза: инновационный подход. Материалы международной научно- практической конференции. Воронеж, 10-11 апреля 2014г. - Часть I. - С.151-152.