Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЛИГИОЗНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2017г.

На территории Забайкалья, находящегося в непосредственном контакте с Китаем, остро ощущается присутствие китайской цивилизации с ее пятитысячелетней историей, религиозной и культурной традицией. При этом сегодня в регионе растет интерес к процессам, происходящим в соседней державе, что сопровождается ростом распространения феноменов и идей, имеющих происхождений в китайской культуре. Население приграничных территорий, несмотря на то, что понимает представителей китайской культуры, стремится активно взаимодействовать с китайцами, как «чужих», воспринимает китайские идейные и религиозные конструкты. Влияние китайских идей среди них, объяснимо, если учесть, что они представляют наследников не только русской, но и восточной культуры, что определяет формирование ряда архетипов и паттернов взаимодействия, являющихся фундаментов взаимопонимания между народами Забайкалья и китайцами. В то же время, как показывают данные истории, чаще всего религиозные идеи, распространяемые Китаем на соседних территориях, имели политическое содержание и использовались для оказания политического влияния. Предметом анализа, предпринятого в данной статье, являются религиозные идеи и феномены, имеющие происхождение в Китае, но имеющие распространение среди населения Забайкалья [1, с. 3].

Мы полагаем, что факторами, влияющими на распространение китайских религиозных идей в Забайкалье, являются геополитические условия, культурные, языковые и цивилизационные контакты, благодаря которым население Забайкалья узнавало о содержании китайских религиозных идей Основанием для этого является влияние глобализирующейся культуры, которое приводит многих критике прежних мировоззренческих устоев российской культуры и ипоиску новой культурной и религиозной идентичности, где все более значительное место уделяется Китаю. Интенсивному распространению китайских религиозных идей способствовало всестороннее улучшение отношений, которые протекали между Россией и Китаем. При этом, взаимоотношения двух соседей складываются противоречиво и между ними имеется ряд неразрешенных проблем. Однако то, что Китай, имеет традиционный интерес к этим территориям, которые постепенно выходят из под влияния России, приводит к всплеску распространения идей, имеющих отношение к Китаю, его культуре и религии [3, с. 134].

Современные религиозные идеи, связанные с Китаем распространяются среди соотечественников не только на идеологическом, но и на практическом уровне, затрагивающем повседневную жизнь. Этот уровень касается здоровья и повседневных практик человека. В первую очередь среди современных россиян распространяются те религиозные идеи Китая, которые имеют практическое значение для жизни и здоровья соотечественников, и к которые связаны с распространением таких практик, как цигун, фэншуй и китайскую медицину, которые направлены на популяризацию традиций китайской медицины. Цигун, это комплекс гимнастических и дыхательных упражнений, который, как информирует В. С. Морозова, пользуется растущей популярностьюв приграничных территориях России, где открыт ряд фитнес-клубов и центров, связанных с древнекитайской оздоровительной практикой. Всё более распространенной среди населения края является практика использования принципов китайской геомантии. Геомантия, или фэншуй, воспринимается практикующими в качестве инструмента, нацеленного на достижение гармонических отношений между космосом и человеком, используемый во время сооружения архитектурных сооружения и иных пространственных форм. Тесно связанной с практиками «цигун» и «фэншуй» является практика китайской медицины, становящейся не только популярной, но и жизненно необходимой для многих соотечественников [2, с. 35].

В целом, говоря о том образе, который создается в России в отношении школ «цигун» и «фэншуй», необходимо обратить внимание на оценку, которую дает им П. Иванов. Этот русский священник, описывая китайские школы «цигун», утверждает, что коммунистические власти Китая целенаправленно допускают распространение  этой  дыхательной  гимнастики,  которая  рекламируется  за  границей,  наряду  с иглоукалыванием и китайской медициной, как одно из достижений великой китайской культуры [5]. Как он утверждает китайские власти старательно скрывают мистический и религиозный аспект учения цигун, обращая внимание на оздоровительный эффект гимнастики, которая также может преподноситься и в качестве эффектных шоу-программ, воспринимаемых как элемент китайского цирка.

Вместе с тем, практика традиционных видов цигун служит созданию привлекательного образа Китая в России, чему также служат ряд других проектов, реализуемых Китаем на территории России. Например, помимо сферы¸ связанной со здоровьем и повседневной жизнью, религиозные идеи, связанные с Китаем широко распространяются в образовательной сфере, где это связано с организацией работы Институтов Конфуция, обеспечивающих развитие образования, которое также, как и цигун, фэншуй и китайская медицина, не пытаются открыто навязывать китайские доктрины, но стремятся реализовывать свою деятельность так, чтобы обеспечивать клиентам ценностную ориентированность на мировоззренческие идеалы Китая.

О том, что сфера религиозных идей на самом деле используется Китаем как целевой инструмент распространения собственных идей, говорит и тот факт, что она подвергается не только воздействию, которое предполагается в качестве позитивного решения неких социальных или культурных проблем. Зачастую Китай оказывает на руководство нашей страны прямое идеологическое воздействие, указывая на те направления, в которых оно проводит прокитайскую политику в отношении тех или иных религиозных движений. Эти движения могут быть поддержаны Китаем, а могут подвергаться преследованию, как это случилось с религиозным движением «Фалуньгун» (Фалунь Дафа). Распространение движения Фалуньгун в России сопровождается сложной контаминацией политического давления на Россию, со стороны официального Китая, которое показывает, что в процессах религиозного взаимодействия между Россией и Китаем существенную роль играет политика [6].

Это умозаключение можно подтвердить еще демонстрацией одной новацией в межкультурном взаимодействии между Россией и Китаем, которое проявилось на протяжении последних нескольких десяти лет, когда в Россию, стала прибывать многомиллионная армия китайских туристов, выполняющих паломнические акции у исторических мест, связываемых ими с коммунистическим прошлым России. Наплыв туристов, движущихся по маршрутам «красного туризма», ощутим на территории Забайкалья, являющегося приграничным с Китаем регионом с богатым коммунистическим прошлым и многочисленными объектами поклонения [4]. Среди них, как отмечают сами китайцы – не только объекты, связанные с коммунистическим прошлым, но и те, которые напоминают о совместной борьбе китайцев и русских против японских империалистов в сер. ХХ в. Ключевыми достопримечательностями являются памятники В. И. Ленину, борцам за Власть Советов, участникам Гражданской войны, участникам военных действий 1945 г., мемориальные комплексы, музеи. Интенсивность потока туристов из Китая увеличивается в 2017 г., когда Россия отмечает юбилей Октябрьской революции, что является весомым аргументом, привлекающим китайскую аудиторию. В условиях, когда российско-китайским отношениям благоприятствует внешнеполитический процесс, ностальгия по революционному прошлому может стать мировоззренческой альтернативой существующим российским порядкам. Таким образом, современное идейное взаимодействие России с Китаем протекает в рамках устоявшейся в китайской истории взаимодействия с окружающими культурами по схеме, в которой эта страна в мягкой, не допускающей прямого давления форме, формирует идеологический контекст, обеспечивающий формирование китаецентричного мировоззрения окружающих Китай народов, что в конечном итоге будет способствовать созданию китаецентричного мира.

Подведем итоги:

1. В современных условиях, характеризующихся интенсивным взаимодействием между мировой, китайской и российской культурами на территории китайского приграничья распространяется значительное количество религиозных конструктов, имеющих китайское происхождение и имеющих целью распространение китайского культурного влияния. Основанием для этого является современная тенденция, направленная на глобализацию социокультурной жизни, которая способствовала тому, что многие забайкальцы отказываются от собственных мировоззренческих и религиозных устоев, и вступают на путь поиска новой культурной и религиозной идентичности, где все более значительное место уделяется Китаю.

3. На формирование образа Китая в условиях современности оказывают влияние религиозные идеи двух типов. В одном случае, Китай продуцирует ценностные образы китайской культуры, в другом стремится ограничить влияние тех идей, которые формируют негативные представления о современной китайской власти. Целенаправленно среди современных россиян распространяются те религиозные идеи Китая, которые имеют практическое значение для жизни, здоровья, образования соотечественников, и которые связаны с распространением таких практик, как цигун, фэншуй, китайской медицины. В течение последних лет Китай все большее внимание уделяет активизации культурной политики, одним из направлений которой является организация Институтов Конфуция, другим – формирование «красного туризма», обеспечивающих ценностную ориентированность на мировоззренческие идеалы Китая. Обратной стороной является стремление Китая не допустить распространение на территории России религиозного движений «Фалуньгун», которое вступает с критикой современной китайской культуры и государства.

 

Список литературы

 

1.       Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики : сб. ст. / отв. ред. Л. П. Делюсин. М.: Наука, 1982. 264 с.

2.       Морозова В. С. Региональная культура в социокультурном пространстве Российского и китайского приграничья: автореферат дисс…. докт. филос. наук: 09.00.13. Чита, 2013. 378 с.

3.       Озорнина А. С. Региональные практики КНР и китайское социокультурное пространство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 3 (9) : в 3 ч. Ч. 1. С. 131-134.

4.       Рассказова Е. Красный туризм набирает обороты. СССР, Ленин, революция, коммунизм – что ищут туристы из Китая в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.eastrussia.ru/material/krasnyy-turizm-nabiraet-oboroty/ (дата обращения: 15.09.2017).

5.       Священник    П.  Иванов.     Новая  китайская  секта    Фалуньгун  [Электронный  ресурс]. URL:http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Tradition1.htm (дата обращения: 05.09.2017).

6.       Чита по фэншуй [Электронный ресурс]. URL: http://zabmedia.ru/?page=articles&rubr=7&text=1026&t=7 (дата обращения: 29.08.2017).