Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Шахты
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» - это первая фраза Всеобщей декларации прав человека, ставшая всемирно известной. 60 лет назад эта фраза заложила основу международного права в области прав человека. Однако по сей день миллионы людей по всему миру борются с дискриминацией [3] .

Борьба с различными формами дискриминации была, есть и будет одной из наиболее сложных и важных задач современного общества. Равноправное сосуществование различных слоев и групп населения, взаимоуважение, наличие равных возможностей является залогом гармоничного развития всего человечества.

Под дискриминацией принято понимать такое отношение к отдельной личности или социальным группам, которое предполагает ущемление их прав. Но ключевым для понимания дискриминации является то, что негативное и неравноправное отношение основывается на характеристиках, не являющихся приемлемыми в условиях цивилизованного общества. Другими словами, в отсутствии разумных и объективных оснований для отрицательного отношения к определенной социальной группе или отдельному его представителю за основу берутся признаки, не являющиеся реально значимыми для такого отношения.

Дискриминация как социально-психологический феномен сопровождает человека в разных формах и проявлениях с момента формирования первых общинных сообществ. Дискриминация может проявляться как на уровне отдельных социальных групп, так и на уровне политики целого государства. С развитием общества, когда стала возрастать  ценность человека как  личности, с развитием демократии, гуманизма и экзистенциальных ценностей масштабы борьбы с дискриминацией кардинально изменились.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящий момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью». Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях. В трансформирующемся  поликультурном  обществе  одним  из  самых  важных  предикторов  межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несформированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется  в возникновении  национальной розни, межэтнических конфликтов.

Культура начала зарождаться еще в античное время, однако все знания, которые выработаны человеком с течением времени и накоплены наукой, все растут и растут, и служат огромной опорой для дальнейшего бесконечного развития наших познавательных способностей. Однако на настоящий момент многие могут не согласиться с огромным значением культуры для человека, сославшись на развитие научно-технического прогресса, в котором нет места культуре. Но вопросы культуры являются актуальными во все времена и данные вопросы настолько серьезны, что они решаются не только в сознании определенного человека, но и на государственном и мировом уровне. Говоря о государственном уровне, вопросы, касающиеся культуры, нашли свое отражение в Основном законе Российской Федерации. Так, в статье 44 Конституции РФ говорится: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»[1]. Вопросы культуры настолько важны, что они решаются и на межгосударственном уровне. Так, например, в статье 27 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г. говорится: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами», а статья 22 декларирует, что «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» [2]. Таким образом, стоит отметить, что как основы законодательства Российской Федерации, так и различные международные акты о культуре определяют, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, что каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям. В соответствии с этим правом каждому гарантируется: личная культурная самобытность, то есть право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей; право создавать культурные объединения культурно-просветительского профиля; право на свободу творчества, в данном случае речь идет о недопустимости вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости [4].

Однако очень часто наши права нарушаются. Иногда на право свободного осуществления культурной деятельности, участвовать в культурной жизни общества влияет достаточно сложная политическая обстановка, которая на протяжении долгого времени охватила многие государства, в том числе и нашу страну.

Дискриминация может осуществляться открыто как прямая дискриминация, характеризующаяся преднамеренной дискриминацией против лица или группы. Примерами прямой дискриминации могут служить отказ принять в школу ребенка определенной этнической принадлежности или отказ жилищного кооператива в аренде квартир иммигрантам. Косвенная дискриминация связана с воздействием политического курса или меры, которые могут показаться нейтральными, но на самом деле систематически ставят людей, принадлежащих к определенному меньшинству, в невыгодное положение по сравнению с другими. Для борьбы с дискриминацией, особенно с косвенной и скрытой, некоторые страны приняли меры положительной дискриминации, также известной как аффирмативное (позитивное) действие. В некоторых ситуациях положительная дискриминация означает преднамеренное предпочтение определенной группы или групп, переживших историческую и всеобъемлющую дискриминацию. Намеченный результат – компенсировать скрытую дискриминацию, а также обеспечить более сбалансированное социальное представительство. В других ситуациях положительная дискриминация означает создание условий для людей с определенными проблемами (например, физической недееспособностью) с целью осуществления  таких же прав  и возможностей. Другая  форма положительной дискриминации направлена на исправление прежней несправедливости. Все эти меры и практики нацелены на поддержание равенства «посредством неравенства» . Каждый раз, когда мы разделяем людей и предоставляем разным людям и группам разные права и обязательства, мы должны задать себе вопрос, почему мы это делаем. Действительно ли это нужно? Выгодно ли это для всех? Если нет, положительная дискриминация сама по себе может стать проявлением предрассудка и дискриминации.

 

Список литературы

1.      Всеобщая декларация прав человека ООН: Консультант Плюс.

2.      Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// Доступ из справ.- прав. системы «КонсультантПлюс»

3.      Королькова А.А. Где границы у культуры? // Сборник материалов Всероссийского конкурса эссе «Права человека и дискриминация: Культура». Вып. 6. – Пермь. – 2014. – 116 с.

4.      Серебрякова А.В. Дискриминация прав человека в сфере культуры. Сексизм // Сборник материалов Всероссийского конкурса эссе «Права человека и дискриминация: Культура». Вып. 6. – Пермь. – 2014. – 116 с.