Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
10 октября 2015г.

Начало ХХI века для России характеризуется становлением новой общественной действительности на фоне цивилизационных кризисов. Данный процесс сопровождается изменением логики социального поведения, что требует переосмысления привычных способов выработки алгоритма социокультурного взаимодействия. Современная цивилизация оказывается перед лицом глобальных вызовов, которые обусловливают цивилизационные кризисы.

Проблема функционирования семьи в кардинально изменившихся условиях социального бытия России актуализируется тем, что семья  оказывается  в  эпицентре всех сложнейших противоречий и недоразумений современного социума и при этом совершенно лишена поддержки государства. Разнообразие социальных проблем, сопровождающихся трансформациями в обществе, в большей степени затрагивает семью, дестабилизируя еѐ основные функции. Это во многом затрудняет еѐ адаптивные возможности к новым условиям социальной реальности.

Для осмысления сути происходящего с российской семьей,  уточним содержательный аспект понятия «цивилизационный кризис». Так, философской наукой «цивилизация» трактуется как «собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства» [3]. Согласно одной из современных трактовок, под цивилизационным кризисом понимается «культурная общность наивысшего ранга, самый широкий уровень  культурной идентичности людей». О. Шпенглер противопоставляя цивилизацию и культуру, убедительно доказал, что пик расцвета цивилизации есть пик упадка культуры: «Упадок культуры наступает в период еѐ заката на стадии цивилизации. Именно тогда в обществе начинают господствовать рациональность, прагматизм, утилитаризм, территориальная экспансия, власть денег во всех сторонах человеческого бытия… наступает время «мировых городов», которые эксплуатируют обширную провинцию, служащую, своего рода, питательной средой для их роста, а политика становится определяющим видом деятельности» [6]. Для сравнения возьмем и такое определение: «под цивилизационным кризисом понимается системный кризис общества во всех сфера его жизнедеятельности (власти, военной доктрины, экономики, религии и нравственности). Это кризис смысла существования человечества в жестко заданных парадигмах деструктивной реальности определению» [1].

Социокультурный аспект рассмотрения проблемы функционирования российской семьи в условиях современности опирается на цивилизационный подход к анализу общественной жизни. Приоритетная роль в этом отводится, прежде всего, характеристике преобладающего типа человека в совокупности социально-личностных качеств. Это находит выражение в  умонастроении личности как типичного представителя конкретной цивилизации. В социально-философской литературе актуальна мысль Шпенглера относительно общего вектора социальной активности личности, сложившейся и проявляющей себя на ранней и поздней стадиях бытия культуры: «у культурного человека энергия обращена во внутрь, у цивилизованного – во вне»[2]. Если исходить из такого пололжения, можно сделать вывод о том, что современный человек по главным своим параметрам жизни во многом уступает прежнему типу личности.

Философ В. Самохвалова дает такую характеристику особенностей цивилизационного кризиса: «Это новая реальность бытия, обеспеченная и поддерживаемая сосредоточенной в центре мощью современных политико- экономических средств и новейших информационных технологий» [4]. М. Чешков отмечает: «Мы имеем дело… с фундаментальным сбоем универсальной эволюции, сбоем,  угрожающим  бытию  человечества  как целого» [4]. Основными признаками реального вызова отмечается «бесконечная пародизация всего, что наиболее значимо, или «знаково», или дорого в культуре. Пронизывающий культуру дух пародии говорит не только об утрате чувства меры или вкуса, но и о дефиците творческого начала; будучи не в состоянии создать нечто свое, новое, человек начинает пародировать известное, созданное другими, вуалируя насмешкой собственное творческое бессилие, недостаток подлинной оригинальности мышления» [5].

Исходя из обозначенных трактовок цивилизационного кризиса можно констатировать факт исчерпанности традиционных ценностных установок во всех сферах социального бытия российского общества. Очевидно, что сегодня требуются принципиально иные подходы к выработке социально и культурно приемлемых способов и форм взаимодействия в системе социальных связей.

Нравственные связи, выступающие онтологическим основанием создания и созидания семьи в еѐ традиционном светском варианте в создавшихся условиях всѐ более подменяются социальными связями. Можно сказать, что и семья и общество переживают период некоего небытия, или сурового бытия при улучшенных и усовершенствованных условиях быта. Казалось бы, улучшение условий жизни должно способствовать совершенствованию личности, однако парадокс ситуации в том и заключается, что семья и общество не вырабатывают способы взаимодействия, а наоборот, переживают процесс отчуждения. Семья как культурное социальное образование, оказавшись на новом витке исторического развития российского общества, не готова к адаптации в этих условиях, поскольку сами условия не определены, размыты и постоянно изменчивы. Семья вынуждена самостоятельно вырабатывать способы функционирования на локальном уровне, порой возвращаясь к примитивным формам своего существования, или погружаясь в небытие.

Сегодня, когда глобализация становится фактом современной жизни, как следствие, возрастает интеграция всех сфер жизни общества. Современными исследователями фиксируется такой феномен как псевдоморфное развития общества и культуры. Применительно к России это означает, что псевдоморфоза представляет развитие культуры русской автохтонной в рамках культуры европейской, по О. Шпенглеру «фаустовской».

Социальную динамику в современном обществе характеризуется инверсионными процессами, которые позволяют понять механизм «псевдоморфного  развития общества» [1]. Своеобразие и уникальность каждой страны, народа, нации, семьи существовали всегда, но именно сейчас, в условиях нарастающей интеграции и нивелирования базовых традиционных ценностей, они осознаются, и выделяются как особые характеристики бытия. И семья, независимо от степени выполнения ею своих социально значимых функций, оказывается в ситуации ответственности за это бытие. Более того, она и определяет степень бытия человека и общества. Во многом это процесс объективный, но диалектика взаимоотношений семьи и государства в России требует понимания семьи как метаценностного основания общества.

Взаимообусловленность цивилизационных и социально-культурных вызовов выдвигает на первый план проблему поиска семьѐй способов адаптации к реалиям социальных трансформаций России. Дисбаланс между потребностью семьи в реальной культурно-педагогической помощи и реальными возможностями еѐ обеспечения порождает проблемы социального порядка. Попытки решить эти проблемы пока сводятся, преимущественно, к тактическому уровню. Но, поскольку фундаментальная наука обладает стратегическим приоритетом перед наукой прикладной, думается, что исследовательский интерес должен сосредотачиваться на глубинных детерминантах в интегральном взаимодействии онтологического, антропологического и культурологического подходов.

Таким образом, состояние российской семьи на фоне цивилизационных кризисов вызывает тревогу и требует выработки приемлемых для российской ментальности способов адаптации семьи к новым условиям бытия. Дисфункциональные отношения в системе социальных связей и ценностей выступают фактором, определяющим уровни модификации традиционной модели российской семьи. Изменение логики социального поведения и алгоритма традиционных ценностей фамилизма есть объективный процесс, в результате которого осуществляется критическая выборка базовых ментальных ценностей.

 

Список литературы

1.      Королев С.А. Псевдоморфоза как тип развития: случай России // Философия и культура. 2009. – № 6. – С.72 - 85.

2.      Назаретян    А.П.      Цивилизационные     кризисы     в     контексте     универсальной    истории.     М.,     2004/ Сайт:http://sbiblio.com/biblio/archive/nasaretjan_civilisacionnie/02.aspx. Дата обращения: 17 августа 2015.

3.      Словарь     по     философии.     Интернет-ресурс: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/tzivilizatzija.    Дата обращения: 17 августа 2015.

4.      См.: Русский мир и нусогенный кризис. Интернет-ресурс: http://politiko.ua/blogpost19496. Дата обращения: 24 августа 2015.

5.      Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Интернет-ресурс: http://modernlib.ru/books/hantington_samyuel/stolknovenie_civilizaciy/read. Дата обращения: 18 августа 2015.

6.      Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1998. – С.192.