Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВОПРОС НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2016г.

В данной работе исследуется качество образования как фундаментальный вопрос новой экономики. Доказана неразрывная связь успешной реиндустриализации нашей страны и повышения качества образования на всех образовательных уровнях. Выдвинуты основные направления совершенствования качества образования, направленные на достижение устойчивых продвижений в различных сферах российской экономики. В качестве примера успешного сочетания направлений подготовки, востребованных современной российской экономикой, приведен факультет «Мировая экономика и право» Сибирского государственного университета путей сообщения.

 

Ключевые слова: качество образования, новая экономика, глобализация, экономические санкции, национальная безопасность.

 

Как известно, слово «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». А, поскольку, домашнее хозяйство человечество начало вести с самого начала своего существования, то и экономика сопутствовала человечеству изначально. Но ведь домашнее хозяйство можно вести по-разному. У одних хозяев дом –«полная чаша», у других – в доме «шаром покати». В чем причина? Об этом, наверное, стали задумываться уже самые первые люди. После ряда рефлексий и умственных упражнений,  а  также  большого  числа  практических  опытов  было  выработано «рациональное ядро» – самое содержимое искусства ведения домашнего хозяйства – свод правил, наставлений, поучений. А искусству, как известно, надо обучать. Конечно, есть некоторые люди, которые искусны от рождения – например, имеют редкий голос и музыкальный слух. Но и их талант после тщательного, целенаправленного обучения только «заблестит», «заиграет», подобно алмазу, получившему огранку и ставшему бриллиантом. И вот здесь, уже «на заре» своего существования, экономика неразрывно переплелась с образованием.

Само понятие «образование» изначально предполагало предание человеку в результате последовательного прохождения ряда ступеней образа Божия – именно так понималось  образование как  к  Древней  Руси, так  и  в средневековой Европе. Многие исследователи полемизировали на тему «что древние подразумевали под образом Божиим в человеке». При этом выкристаллизовалось четкое представление, что под «образом Божиим» в человеке следует понимать способность к осознанному творчеству, заложенная в каждом индивиде на генном уровне и развиваемая в течение всей жизни путем совершенствования в результате последовательного прохождения соответствующих образовательных ступеней. При этом под творчеством следует понимать осознанный акт, зависящий от свободного волеизъявления творца, в отличие от механического воспроизведения, заложенного на инстинктивном уровне, некоторых процедур животными (например, – постройка сот пчелами или плотин бобрами). В этом отношении, из всех живых существ на Земле, к осознанному творчеству имеет склонность только человек – он в результате своей свободной воли может создавать подлинные шедевры мирового искусства, не имея соответствующих инстинктов. Тем самым, образование развивает творческие способности человека, приближая его к «Божественному Образу» Творца. Именно так и понималось образование древними, именно этому основному принципу – развитие творческих способностей человека, формирование творческой личности – оно и было посвящено до недавнего времени.

А поскольку творческая личность необходимо должна была правильно вести домашнее хозяйство, то экономическое образование (в разном объеме, в зависимости от конкретных социально-политических условий) входило в систему образования как на Востоке,  так  и  на  Западе.  Так,  например,  одна  из  первых  древнерусских  книг «Домострой», которую некоторые малопосвященные личности склонны считать руководством как правильно надо бить жену, на самом деле содержит основы эффективного ведения домашнего хозяйства на соответствующем этапе социально- экономического развития нашего государства, то есть является древнейшим учебником по экономике.

Как показывает история, высокий уровень образования общества всегда способствовал высоким экономическим показателям и наоборот – государство, достигающее высоких экономических показателей и стремящееся в дальнейшем их достигать старается сформировать у своих граждан высокий уровень образования. Конечно, государство может не иметь высокого уровня образования среди своего населения, и все равно достигать высоких показателей в области экономики с помощью зарубежных специалистов с высоким уровнем образования. Но тогда государство неминуемо будет вынуждено делить власть с высокообразованными иноземцами и расплачиваться своей зависимостью от них. Так, например, еще не имея еще своей, русской эффективной системы образования, наша страна, волею своих правителей, в XVII в. приглашала в большом количестве на русскую службу «немцев» – специалистов и ученых из различных западных (преимущественно, германских) стран, которые приобретали большую власть при дворе и в академии наук. Чего только стоит мрачная эпоха правления Бирона и борьба М.В. Ломоносова с засильем «немцев» в академии наук. Поэтому, в целях обеспечения суверенитета своей страны, необходимо готовить собственных специалистов, обладающих высокой квалификацией и настроенных патриотически к своей стране. Такие специалисты, даже получив образование в зарубежных вузах, все равно вернутся работать в свою страну и будут честно трудиться, разделяя все радости и горести вместе со своей Родиной. В качестве примера такого отношения к своей стране можно привести китайских студентов. Они, обучаясь не только в Китае, но и в других странах мира (в том числе, и в России – в нашем Сибирском государственном университете путей сообщения обучается довольно большая группа китайских студентов, и даже один из них в этом году участвовал в конкурсе «Мистер СГУПС»), в большинстве своем возвращаются в Китай и работают там на благо экономики своей страны. Если же они все же остаются за границей и строят свою профессиональную карьеру вне своей страны, они все равно не забывают про нее, помогают ей дистанционно (в качестве экспертов, консультантов) и материально – начиная от денежных переводов своим родственникам в Китае, и заканчивая инвестициями в китайские предприятия. При этом, они могут быть не обязательно гражданами Китая в первом поколении, уехавшими за границу и натурализовавшимися там, но и гражданами другой страны в нескольких поколениях – этническими китайцами. И те и другие помнят о своей стране и помогают ей по мере своих сил. Наверное, почти все знают известного гонконгского актера, каскадера, спортсмена и бизнесмена Джеки Чана, этнического китайца. Свое немалое состояние он нажил вне своей исторической Родины. Конечно, его материальному преуспеванию способствовали более либеральные, нежели в Китайской Народной Республике, экономические условия Гонконга. И, несмотря на это, когда недавно обсуждался вопрос вхождения Гонконга в КНР, Д. Чан горячо поддержал это историческое событие, выступив с обращением, в котором всячески одобрял воссоединение Гонконга со своей исторической Родиной. Понятно, что в материальном плане Д. Чан от такого объединения не выигрывал, и даже проигрывал – социалистический Китай имеет более жесткую систему налогообложения, по отношению к богатым людям, чем капиталистический Гонконг. Мог бы, наверное, не дожидаясь объединения, уехать подальше из Гонконга, распродать там свое движимое и недвижимое имущество, перевести оттуда свои капиталы и жить себе припеваючи, ни о чем не думая. Однако, Д. Чан поступил как истинный патриот Китая, не только словом, но и делом поддержав присоединение к Китаю отторгнутой ранее от него насильственно территории, активно включившись в благотворительную и спортивную деятельность обновленного Китая.

В то же время, молодые специалисты из России, выехавшие за рубеж для дальнейшего обучения, осуществления научной или профессиональной деятельности, в большинстве своем стараются остаться за рубежом всеми правдами и неправдами, при этом не только не помогая своей исторической Родине, но и стараясь отмежеваться от нее. Почему же так существенно различаются между собой поведение российских и китайских молодых специалистов, оказавшихся за рубежом? Ответ на этот вопрос является простым до гениального – у них разное воспитание. Если китайскую молодежь с детства воспитывают в духе патриотизма, задействовав все средства массовой информации, то из российской молодежи целенаправленно формируют общество потребления, в котором основными ценностями являются «выгода» и «успех». А там, где популяризуется получение выгоды любыми способами, к голосу совести, как правило, не прислушиваются. Этим и обусловлено большое количество громких уголовных дел по коррупционным статьям, возбужденным в последнее время в отношении российских госслужащих. И привлекаются к ответственности, порою, именно те, кто обязан блюсти законность и справедливость. Тем самым, ложные ценности, прививаемые нашей молодежи не без помощи западных «кураторов», разлагают государственный аппарат и напрямую угрожают национальной безопасности нашей страны. И, если до недавнего времени, на проблему воспитания пытались закрывать глаза, мол, «само все рассосется», то в современную эпоху глобального геополитического противостояния России и стран Запада, пытающихся «порвать» российскую экономику с помощью системы экономических санкций, когда перед нашей экономикой, да и всей страной остро встал гамлетовский вопрос «быть или не быть», проблема патриотического воспитания российской молодежи выходит на первый план.

В настоящее время, когда экономике нашей страны необходима не модернизация, а реиндустриализация, проблема подготовки российских специалистов, настроенных патриотически и обладающих высокой квалификацией, приобретает особую актуальность. Тем самым, особую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании качества российского образования. Более подробно проблемы качества российского образования исследовались нами в работах [2 – 7]. Основным направлением совершенствования качества образования должна стать интеграция образования и практической деятельности, которая заключается в получении студентами практических навыков по осваиваемой специальности еще в стенах вуза. Такой положительный опыт имеется у нашего университета. Наши студенты, начиная со второго курса, проходят производственную практику на предприятиях кампании ОАО «РЖД», финансово-кредитных и судебных организациях. В летний период они работают в студенческих стройотрядах, которые осуществляют строительство объектов государственной важности (таких, как космодром «Восточный»), трудятся на профильных предприятиях. Когда в Новосибирске строился третий мост через р. Обь, наши студенты-мостовики проходили производственную практику на его строительстве. Такое «погружение» в практическую деятельность еще на этапе вузовского обучения дает положительные результаты – к окончанию вуза наши студенты прочно осваивают практические навыки и являются востребованными со стороны работодателей (трудоустройство наших выпускников после вуза приближается к 100 процентам).

Удачным примером подготовки современных специалистов для российской экономики в транспортном вузе является факультет «Мировая экономика и право» (МЭиП) [1] в нашем университете. Факультет основан двадцать лет назад, когда наше государство ощущало острую нехватку специалистов в области международной экономики. В настоящее время факультет осуществляет профессиональную подготовку по пяти направлениям («Антикризисное управление», «Предпринимательство в сфере услуг», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Юриспруденция»), одной специальности («Таможенное дело»), имеет магистратуру по трем направлениям («Антикризисное бизнес-регулирование», «Финансы и кредит», «Мировая экономика»). Студенты данного факультета изучают, помимо английского, еще и немецкий, китайский, японский или другие языки по выбору. Начиная свою профессиональную деятельность еще в стенах вуза, к его окончанию они становятся грамотными специалистами, имеющими солидный профессиональный багаж и широко востребуются работодателями. Кроме этого, в результате системно организованной воспитательной работе на факультете МЭиП, и, в целом, в университете, «на выходе» получаются не просто грамотные специалисты, профессионалы своего дела, но и патриотически настроенные граждане своей великой страны. Такое эффективное сочетание экономических, правовых и технических специальностей и направлений в стенах одного университета может послужить положительным примером интеграции образования и практической деятельности, а также интеграции экономического, правового и технического образования.

Подводя итог настоящей работы, мы можем выделить следующие основные направления совершенствования качества образования, направленные на достижение устойчивых продвижений в различных сферах российской экономики.

1. Организация системного воспитательного процесса в вузе, который должен быть непрерывным продолжением воспитательного процесса на школьном и дошкольном уровнях. Результатом этого процесса должно быть четкое понимание студентов, что основная цель их профессиональной деятельности должна заключаться в первую очередь не в получении максимальной собственной выгоды любой ценой, а в максимизации их полезности своей стране, своему народу. Именно такой подход является не разлагающим российское общество, а консолидирующим его.

2. Организация эффективной интеграции образования и практической деятельности.  На  самых  ранних  стадиях  обучения  в  вузе  студента  необходимо «погружать» в его будущую профессиональную деятельность путем организации для него производственной практики, стажировки или просто подработки на профильных предприятиях, что будет способствовать мотивации его обучения и эффективности его дальнейшего трудоустройства и профессиональной деятельности.

Безусловно, существуют и другие направления совершенствования качества образования российских выпускников, но, на наш взгляд, именно эти два, приведенные выше направления будут способствовать скорейшему положительному качественному изменению российской экономики, что позволит нашей стране эффективно противостоять глобальным экономическим вызовам.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Официальный сайт факультета «Мировая экономика и право» СГУПСа [Электронный ресурс].  URL: http://мэип.рф/ru/.

2.      Шматков, Р. Н. Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского                         государственного    университета    путей    сообщения.    Вып. 24. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 68– 81.

3.      Шматков, Р. Н. Значение методологической функции философии образования при анализе реформ отечественного высшего образования / Р.Н. Шматков // Вестник                  Сибирского    государственного    университета    путей    сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. Вып. 25. С. 67–75.

4.      Шматков, Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного    университета    путей    сообщения.    Новосибирск:    Изд-во СГУПСа, 2012. Вып. 27. С. 127–131.

5. Шматков, Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения.  Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. Вып. 29. С. 158–164.

6. Шматков, Р. Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 226–229.

7.Шматков, Р.Н. Основная причина кризиса российской экономики – кризис качества воспитательной функции образования / Р.Н. Шматков // Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. № 2. С. 45–48.