Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2016г.

Выполнено в рамках гранта РГНФ №16-03-00388а


Либерализация ценностей, плюрализм взглядов, изменчивость моральных норм и принципов, динамизм социальной жизни, стремительное технологическое развитие современного информационного общества являются причинами появления и существования социальных конфликтов. Любой конфликт возникает при столкновении интересов, несоответствии взглядов, борьбе за ценности и ресурсы. В конфликте ценностей отражена социально-этическая сторона общественных отношений, то есть в конфликтное пространство попадают сложившиеся представления, идеалы, принципы индивидов. Подобные конфликты являются сложным явлением и не могут найти эффективное решение с помощью привычных средств, а нуждаются в специальном инструментарии этической науки.

Управление моральными конфликтами становится одной из основных областей современных этических исследований. В целях повышения эффективности социального взаимодействия, формирования единого ценностного пространства и достижения оптимального уровня согласия между сторонами перед учеными-этиками стоят важные задачи фиксирования потенциальных источников конфликтов, создания и применения методов предупреждения и разрешения противоречий, институционализация общественной морали.

Этика как стремительно развивающаяся в последние десятилетия прикладная наука обладает необходимым арсеналом прикладных инструментов и средств. Этическая инфраструктура (этические комиссии, комитеты, кодексы, анализ, экспертиза и т.д.) сформировалась в процессе становления прикладной и профессиональной этик в качестве средств решения социальных проблем. В современных этических исследованиях социальные конфликты и противоречия, оформленные как моральные дилеммы, часто представлены в виде открытых проблем. Сформированные новой социальной действительностью (развитие технологий, техногенные катастрофы, военно-политические события и их последствия) эти сложные социально-этические вопросы часто не находили ответа, имели междисциплинарный характер, требовали индивидуального подхода и профессиональных знаний. Они породили новую стадию развития этики – прикладную этику,  которая  «представляет  собой  новейший  вариант  профессиональной  этики;

  выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов современности» [3.С.158]. Многообразие проблем, относящихся к области прикладной этики, условно разделяет ее на: биоэтику, экологическую этику, этику права, этику бизнеса, политическую этику, этику науки, социальную этику и т.д.

В современных условиях общественной жизни появились общепризнанные социальные проблемы, которые стали мировыми, – голод, бедность, недостаток продовольствия, новые виды инфекций и болезней, истощение природных ресурсов, экологическая катастрофа и т.д. Они становятся благоприятной почвой возникновения конфликтов морального характера, связанных с изменением отношений к институту семьи, государству, другим странам и нациям, состояния окружающего мира, культурных и природных ценностей, способов распределения социальных благ и использования общественных доходов. Моральные конфликты прорастают в таком социальном пространстве, где индивиды еще не осознали характер новых условий жизни и не научились использовать новую систему социальных регулятивов. Постепенно наблюдается трансформация инструментов социального управления и способов формирования морального сознания. Современные «общественные отношения… сами формируют индивидов в необходимом для себя качестве. В них институциональная этика пришла на смену этике добродетелей» [2.С.39.].

Для современного этапа развития прикладной этики характерны уже не обозначение открытых проблем и теоретическое обоснование прикладной этики как это было в 1970-1980-е годы, а разработка многоступенчатой теории проектно- ориентированного этического знания, задачами которой является «конструирование моделей инфраструктуры нормативно-ценностных подсистем, разработка технологий связи этического знания с моральной практикой, проектирование целевых и инструментальных блоков социально-управленческих программ, институций экспертизы, принятия и исполнение решений» [1. С. 114]. Технологии прикладной этики условно можно разделить на несколько видов: административные (комитеты, комиссии, сообщества, организации, дискуссионные группы), законодательные (законы, кодексы, своды правил, декларации, программы), теоретические (консультирование, моделирование, проектирование, экспертиза, этический анализ, аудит).

Технологизированная инновационная этика по-новому рассматривает и решает моральные проблемы. Внешние процедурные внедрения практических методов, применения социальной инженерии и инструментов социального проектирования являются эффективными инструментами формирования общественной морали. Институционализация морали в решении многих социальных и моральных конфликтов наблюдается в рамках социальной этики – это отрасль прикладной этики, которая представляет собой систему теоретических и практических социально-этических инструментов и методов обеспечения социальных благ. Основными задачами социальной этики являются: «(1) рассмотрение социальных условий и определение проблемных условий с учетом норм; (2) анализ возможных действий, которые могут изменить условия, признанные проблемными; (3) предписание решений, основанных на изучении проблем и анализа вариантов действий» [8.P.134.]. Важным является изучение взаимозависимости личности и общества в стремлении изучить вопрос формирования социальным окружением нравственной личности, ценностей, принципов и норм, которым придерживается общество. Характер каждой моральной нормы и обязательства является продуктом социальной роли (родитель, президент, священник). Люди не только усваивают ценности социальных институтов (это не только микросистемы в виде семьи, школы, церкви и т.д., но и макросистемы: государство, политические партии, государственные учреждения, организации, общественные движения и т.д.), в которых существуют, но они также подвластны моральным требованиям в соответствии с социальными ролями.

Субъектом социальной этики является социальный институт, который регулирует общественные отношения. Задачей социальных институтов является поиск наиболее эффективных решений социальных вопросов, основанных на оценочных суждениях в отношении надлежащего характера государства и моральной оценки человеческой природы. Для этого используется система практического социального инструментария, состоящего из социальных технологий. Социальные технологии – это «специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов» [4.С.52.]. Целью социальных технологий является внедрение научных теорий в практику социального управления и изменение социального пространства.

Социальное проектирование как инновационная социальная технология, активно применяемая в последние десятилетия в современном российском обществе, показывает действенность и эффективность использования подобных социальных регулятивов и инструментов этической инфраструктуры. Социальный проект — это «сконструированное инициатором проекта социальное нововведение» [7. С. 41.], целью которого является «создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности» [5.С.105.]. Субъектом социального проектирования могут быть отдельные   личности,   трудовые   коллективы,   социальные   институты,   специально созданные проектные группы, как общественные, государственные организации, так и коммерческие.

В зависимости от направленности социальной политики государства в социальной практике могут развиваться как традиционные формы социального проектирования - социальный заказ, грант, общественные советы, конкурсы социальных проектов, культурные ярмарки и т.д., так и инновационные - гражданская экспертиза, общественное проектирование, гражданская инициатива, общественный контроль и т.д. Государство может поддерживать общественные организации и союзы, благотворительные фонды и ассоциации, которые являются активными институтами социальной политики в формировании гражданского общества и общественной морали.

Задавая общезначимые ценности социально-проектные продукты внедряют и моральные императивы, которые образуют основу социокультурных установок и моральных норм общества. Формируя единое социальное пространство и систему моральных ценностей социальное проектирование способствует предупреждению и разрешению социальных и моральных конфликтов.

Интегративные, нормозадающие и ценностнооринтирующие функции социальных технологий способствуют изменению морального сознания и формированию общественной морали. Применение подобных инструментов этического практикума заключаются не просто в приложении теории к практике, а в «специальной трансформации этического знания, ориентированного на задачи управления нравственными процессами и нравственно-воспитательной деятельностью» [6.С.4].

Список литературы

 

 

[1] Бакштановский В.И. Прикладная этика как проектно-ориентированное знание (теория и опыт нового освоения Ойкумены прикладной этики)// Этическая мысль. Т.5, №2. 2015. С.114.

[2] Гусейнов А.А. «Мораль: между индивидом и обществом (К вопросу о месте морали в современном обществе)»// Общественная мораль: философские, нормативно-этическиеи прикладные проблемы./ Под редакцией Р.Г. Апресяна. -М.: АЛЬФА-М, 2009. С. 36-49.

[3] Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Нучно- исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 158.

[4] Дятченко Л.Я. «Социальные технологии в управлении общественными процессами». – Белгород, Центр социальных технологий, 1993. С.52.

[5] Мильман В. Э. Цель как способ проектирования деятельности / Системные исследования: Методол. проблемы. Ежегодник. 1986. — М.: Наука, 1987. - С. 105.

[6] Практикум: профессиональная этика и нравственная куль- тура организационно- управленческой деятельности в трудовом кол- лективе / Под ред. В.И.Бакштановского. Тюмень, 1981. С.4.

[7] Управление проектами/Под общ. ред. В. Д. Шапиро. — СПб.1996. - С. 41.

 [8] Welch D.D. Social Ethics, Overview // Encyclopedia of Applied Ethics. Second Edition. RUTH CHADWICK. Cardiff University,Cardiff, UK. Academic Press is an imprint of Elsevier. 2012. (перевод автора статьи). P.134.